Курс на стабильность

22 мая 2014

Курс на стабильность

Валютные колебания, вызванные экономическими потрясениями, пока не отразились на клиентах лизинговых компаний. На данный момент лизингодатели не планируют пересматривать финансовые условия по действующим договорам, но формально такая вероятность существует. Что касается новых договоров, то по ним некоторые компании – прежде всего небольшие и занимающиеся импортным оборудованием – вынуждены были незначительно повысить стоимость своих услуг.

Заключаемые в РФ лизинговые договоры, в соответствие с федеральным законодательством, могут предусматривать возможность изменения финансовых условий лизингодателем в одностороннем порядке. В частности, согласно ст.28 ФЗ «О лизинге», размер лизинговых платежей может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные данным договором, но не чаще чем один раз в три месяца (если иное не предусмотрено договором лизинга). На практике лизинговые компании не пользуются этой возможностью, но в связи с падением курса рубля в течение последних месяцев такая вероятность стала более реальной.

Большинство опрошенных лизинговых компаний признались, что их договоры содержат подобные пункты. Например, как сообщил директор юридического управления ЗАО «Сбербанк Лизинг» Кирилл Алпатов, договоры лизинга компании, как и у большинства лизингодателей, предусматривают возможность  одностороннего пересчета графиков лизинговых платежей при серьезном изменении внешней финансовой конъюнктуры. «Прежде всего, это касается увеличения ставки кредитования финансирующим нас «Сбербанком» по уже действующим  проектам. К таким причинам может быть отнесен также резкий рост ставки рефинансирования ЦБ РФ», - пояснил он.

Но встречаются и прецеденты, когда компании заведомо исключают подобный пункт из своих договоров. «Договоры лизинга автотранспорта, которые компания заключает с клиентами, не предусматривают возможности изменения основных финансовых параметров в одностороннем порядке», - сообщил генеральный директор компании CARCADE Алексей Смирнов. По его словам, компания просто не допускает односторонних действий, связанных с изменениями финансовых условий уже действующих договоров лизинга.

Наличие такого пункта в договоре – это один из инструментов, позволяющих снизить или нивелировать валютные риски. «Как правило, лизинговые компании стараются номинировать в одной валюте и кредитный договор, и договор лизинга. Если оба договора заключены в рублях, то плановая доходность лизинговой компании сохраняется, компания не несет убытки, соответственно, нет необходимости пересматривать условия лизинга с клиентом», - поясняет генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов.

Как рассказывает руководитель региональных филиалов «Райффайзен-Лизинг» Андрей Донченко, сложившаяся практика в этом вопросе достаточно разнообразная. «Если говорить о рублевом финансировании, то на рынке существует довольно много компаний, которые предлагают  договоры лизинга с фиксированной процентной ставкой на весь период лизинга. Достаточно распространенной опцией договоров является условие возможности изменения процентной ставки при изменении ставки ЦБ РФ или даже при изменении процентной ставки кредитующего банка. Последний вариант осложняется тем, что в этом случае компании приходится в договоре лизинга полностью показывать клиенту процентную ставку, по которой она кредитуется, для определения базиса, от которого будет считаться изменение ставки. Многие компании ставку кредитования раскрывать не хотят», - рассказывает он.

В текущей ситуации крупные компании пока удерживают ставки на прежнем уровне. Если изменения и происходили, то незначительные и преимущественно у небольших игроков. «Снижение курса рубля не повлияло на среднюю ставку по заключаемым нами договорам лизинга. Одной из основных стратегических задач нашей компании, входящей в группу «Внешэкономбанка», является поддержка российского малого и среднего предпринимательства, поэтому мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы вне зависимости от макроэкономических тенденций сохранять ставки на прежнем уровне и по возможности их понижать», - поясняет заместитель генерального директора ОАО «ВЭБ-лизинг» Алексей Сичинава.

Андрей Донченко уточняет, что на рынке существуют лизинговые компании, которые очень оперативно реагируют на изменение ситуации на финансовых рынках. Такие компании фактически ежедневно котируют стоимость кредитных ресурсов. Это особенность, которая  важна как при повышении, так и при снижении кредитных ставок. В то же время, существует большое количество более «инерционных» компаний, которые мало реагируют даже на такие колебания финансовых рынков и курсов валют, которые наблюдаются последние несколько месяцев. Это деление лизинговых компаний, по словам эксперта, весьма условно и определяется структурой фондирования компанией лизинговых сделок.

Понятно, что чем дороже обходятся лизинговой компании заемные средства, тем дороже она вынуждена продавать в лизинг свои продукты. По данным Дмитрия Зотова, стоимость фондирования от крупных банков  по сравнению с началом этого года возросла на 1%, от средних – на 1,5-2%, что, безусловно, приводит к росту ставок в новых договорах лизинга. «Также наблюдается тенденция к сокращению сроков кредитования со стороны крупных и государственных банков до 3-5 лет, средних – до 1,5-2 лет. Крупные лизинговые компании риск несоответствия срочности активов и пассивов в большей степени возьмут на себя, средние и небольшие, скорее всего, постараются сократить сроки по вновь заключаемым договорам лизинга», - добавляет он.

Что касается намерений лизингодателей менять финансовые условия по текущим и новым договорам, то пока никто не может сказать, при каких обстоятельствах (например, при каком курсе рубля) они будут вынуждены это сделать. «Вопрос о корректировке действующих договоров в пунктах, касающихся финансовых вопросов даже не поднимался внутри компании, поэтому вероятность подобной корректировки в ближнесрочной и среднесрочной перспективе отсутствует», - говорит Алексей Сичинава. Об отсутствии у компании намерений по пересмотру финансовых условий действующих сделок сообщили и в «Сбербанк Лизинге», где абсолютное большинство лизинговых договоров заключено в рублях. «Если мы фиксируем в договоре с клиентом график платежей в валютном эквиваленте, то заранее предусматриваем механизм погашения курсовых разниц, возникающих при каждом платеже», - пояснили в компании. В свою очередь, Алексей Смирнов добавляет, что необходимости в подобных изменениях нет, поскольку существующий уровень доходности компании по действующим договорам лизинга соответствует плановым показателям, утвержденным  в начале года.

Если макроэкономические условия все же продолжат ухудшаться, то ослабление рубля ударит в первую очередь по договорам, где предметом лизинга выступает техника импортного производства, номинированная в валюте. В частности, проблемой может стать реализация финансирования контрактов по импортному оборудованию с длительными сроками поставки. «В этом случае финансирование проекта осуществляется валютными траншами на протяжении длительного периода. Колебания курса и стоимости кредитования в эти периоды могут быть разными, и поэтому финальная рублевая стоимость затрат по лизингу трудно прогнозируема», - объясняет Андрей Донченко.

На лизинговых договорах, предметом которых выступает оборудование российского производства, курсовые колебания вряд ли отразятся. Зато они важны в случае, если сам клиент имеет дело с валютной выручкой. Если из-за проседания рубля его доходы уменьшились, это неминуемо отразится на его платежеспособности и возможности вовремя и в полном объеме выполнять свои обязательства перед лизинговой компанией. В связи с этим, как рассказывает Андрей Донченко, лизингодатели уже предприняли ряд шагов по ужесточению процессов работы в подобных ситуациях.

В то же время, как отмечает Дмитрий Зотов, в этих условиях наиболее выигрышно себя будут чувствовать экспортно ориентированные отрасли. По его мнению, возможен рост спроса на объекты лизинга отечественного производства, однако ключевое значение в данной ситуации  имеет возможность отечественного производителя предоставить качественный аналог.

По наблюдениям Алексея Смирнова, лизинговый рынок более устойчив к курсовым колебаниям, чем другие отрасли. Более существенный фактор для лизинговых операторов – определение степени риска неплатежей по тому или иному предмету лизинга, от чего зависит конечная стоимость финансовой аренды. «Лизинг легковых автомобилей – менее рисковая сфера, чем, к примеру, лизинг спецтехники, использование которой носит сезонный характер и зависит от ряда других факторов», - говорит эксперт.

Что примечательно, региональных особенностей, связанных с валютными рисками, представители лизинговых компаний не отмечают. Разве что, по наблюдениям Андрея Донченко, несколько разнится по регионам доля валютных лизинговых контрактов, что связано с географическим  распределением предприятий, выпускающих экспортную продукцию и, соответственно, заинтересованных в валютном лизинге. Из регионов это в первую очередь ЦФО и СЗФО России.


При любом виде копирования либо цитирования материалов сайта и размещении их на других интернет-ресурсах требуется наличие активной гиперссылки на главную страницу портала All-leasing.ru либо на страницу с копированным материалом.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь