Дмитрий Зотов: Мы будем создавать партнерства или СП с крупными игроками


19 марта 2013

Дмитрий Зотов

Одна из ведущих компаний в сегменте лизинга железнодорожной техники «ТрансФин-М» была учреждена НПФ «Благосостояние» в 2005 году и сейчас находится в процессе объединения с другим аналогичным бизнесом фонда. «ТрансФин-М» специализируется на лизинге вагонов для «дочек» РЖД и частных операторов, в прошлом году компания занялась и локомотивами. К концу 2012 года в лизинговом парке компании было 16 тыс. грузовых вагонов и 127 пассажирских, а также 14 локомотивов. О планах по развитию бизнеса, созданию совместных предприятий, размещению облигаций и стратегии M&A в интервью агентству «Прайм» рассказал генеральный директор Дмитрий Зотов.

— Дмитрий Анатольевич, вы возглавили компанию в феврале прошлого года. Каких результатов за 2012 год добилась компания?

— В 2012 году общий объем рынка лизинга в России практически остался на уровне 2011 года. Рост составил около двух процентов. У нас же новый бизнес вырос на 95% — до 75 миллиардов 800 миллионов рублей, а лизинговый портфель на 122% — до 121 миллиарда 700 миллионов рублей.

— За счет чего выросли показатели?

— Во-первых, фактор роста — мы стали активнее в основном для нас рынке железнодорожного имущества, а также больше работаем с банками в части привлечения кредитных ресурсов. Еще одним важным фактором стала поддержка со стороны нашего акционера — НПФ «Благосостояние», который поддерживал компанию деньгами. В частности, в прошлом году был увеличен уставный капитал «ТрансФин-М».

— Кто является вашими основными клиентами?

— Порядка 97% всего нашего портфеля — это предприятия, занимающиеся перевозками на железнодорожном рынке. Например, «Федеральная грузовая компания» (дочерняя компания РЖД), «Транскласссервис», «Кузбасская думпкарная компания», «Дальневосточная транспортная компания», группа «Русагротранс». Корме этого, мы начали операции по авиационному лизингу с компанией «Трансаэро».

— Кому сдавались пассажирские вагоны и локомотивы в прошлом году?

— Пассажирские вагоны сдавались в лизинг «Транскласссервису». Что касается локомотивов, то у нас есть совместное предприятие с «Трансмашхолдингом» — «ТМХС-Лизинг» — оно и занималось локомотивами. Все они были сданы в прошлом году в РЖД. Речь идет о трехсекционном грузовом локомотиве «Трансмашхолдинга» 3ЭС5К «Ермак». Мы ориентируемся, чтобы приобретенный тяговый подвижной состав сдавался в аренду РЖД. Это рынок, на котором есть определенные правила, и мы планируем работать в рамках этих правил.

— Если в дальнейшем будет либерализован рынок локомотивной тяги, планируете расширять бизнес и сдавать локомотивы частникам?

— Я не хотел бы забегать вперед. Для нас приоритетным арендатором является РЖД в силу того, что это клиент, у которого значительно ниже кредитные риски. Ведь РЖД крупнейшая корпорация нашей страны с очень высоким рейтингом на уровне кредитного рейтинга РФ. Пока рынок не позволяет нам строить каких-то других планов. Это вопрос будущего.

— Прошлый год ознаменовался профицитом подвижного состава. Не заметили ли вы негативных тенденций в части лизинга вагонов?

— Это нас не сильно затронуло, потому что компания проводит осторожную политику в области риск-менеджмента и выбирает наиболее надежных и масштабных игроков на рынке, тех, кто работает давно и обладает хорошей кредитной историей. Обращаем особое внимание на ликвидность. В 2013 году у нас будут развиваться операции не только по финансовому, но и по операционному, либо оперативному, лизингу. Причем мы избрали в качестве формы проведения этих операций создание партнерств или совместных предприятий с наиболее крупными игроками на этом рынке.

— С какими, например?

— Сейчас находимся в переговорах о создании совместных предприятий с российской группой Rail Garant. Пока еще окончательно точки не расставлены, но мы уже на достаточно зрелой стадии переговоров. Схема такая: в СП вносятся средства и покупается подвижной состав на наиболее выгодных условиях, которые возможны на рынке. Само совместное предприятие будет заниматься оперированием парком, находить наилучших арендаторов, заключать контракты, заниматься снижением простоя, порожних пробегов парка, снижением цены за ремонт, оптимизацией этих показателей. Вопрос по этому СП будет рассматриваться на нашем совете директоров в конце марта и, если будет принято положительное решение, то уже в апреле возможна первая операция. Еще одно СП планируется с Новокузнецким вагоностроительным заводом. Мы ведем переговоры и надеемся, что органы управления к концу марта примут решения. Как я говорил, у нас уже есть СП с «Трансмашхолдингом». Другие партнерства тоже возможны, если они будут соответствовать нашим экономическим интересам.

— За счет каких средств, помимо вложений акционеров, «ТрансФин-М» финансировал свою деятельность в прошлом году?

— Мы привлекали ресурсы в двух формах. Первая — облигации на сумму чуть более 10 миллиардов рублей. Вторая — банковские кредиты: в 2012 году мы привлекли кредиты примерно на 10 миллиардов рублей. На сегодняшний день открытые кредитные линии в рублях составляют 29,5 миллиарда рублей, из них выбрано порядка 12,5 миллиарда рублей. Это два основных источника ресурсов, помимо увеличения уставного капитала компании.

— Какие планы по заимствованиям на 2013 год? Сохранит ли компания такие же инструменты?

— Окончательный бизнес-план будет утвержден в конце марта, пока есть предварительный. Я сейчас не назову точные цифры, но могу сказать, что планируем привлечь заимствования на сумму не менее 40 миллиардов рублей. Как и в прошлом году, планируем кредитные линии и размещение облигационных займов приблизительно в соотношении 50 на 50. Сейчас в обращении порядка 30 серий наших облигаций на общую сумму свыше 24 миллиардов рублей. В прошлом году мы погасили выпуски на сумму 1,7 миллиарда рублей, и разместили шесть серий облигаций. В дальнейшем планируем наращивать нашу активность на этом рынке. Для того чтобы поднять ликвидность наших облигаций, планируем получение международного кредитного рейтинга и будем стараться войти в ломбардный список Центрального банка РФ. Помимо этого, делаем ставку на прямые отношения со всеми крупнейшими банками РФ. В наибольших объемах нас сейчас кредитует ВТБ.

— На что будут направлены привлеченные средства?

— В основном это будут вагоны, локомотивы, продолжим операции по авиационному лизингу с различными модификациями новых и бывших в употреблении вертолетов и самолетов российского и иностранного производства. Что касается российских вертолетов, то это, как правило, семейство «Ми». Ведем переговоры о лизинге вертолетной техники и с западными производителями. Это вопрос тактических решений. У нас уже сейчас есть сделки по лизингу авиатехники на относительно небольшие суммы. Более активная стадия этого процесса, вероятно, будет начиная со второго полугодия 2013 года.

— Планирует ли «ТрансФин-М» приобретать какие-то активы? Какая у компании стратегия в части M&A?

— Конкретных переговоров мы сейчас не ведем, но я не исключаю этого в будущем. Приобретения и сделки M&A потенциально возможны, если это будет соответствовать стратегии нашего акционера — НПФ «Благосостояние». Если он будет приобретать какие-то финансовые институты или направлять свои инвестиции в какие-то сектора экономики, то мы будем действовать в общем фарватере.

Беседовала Надежда ФРОЛОВА

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  Прайм
Источник фото:  Прайм Подробнее о компании «ТрансФин-М»


 



Комментарии:

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь