Нина Ларина: Баланс трех составляющих – бизнес-рисков, финансовых рисков и рисков на актив


20 мая 2020

Нина Ларина

Нина Ларина, заместитель начальника отдела рисков компании ООО «ДЛЛ Лизинг», о том, как изменится риск-менеджмент в лизинговой отрасли в ближайшие месяцы и как это отразится на клиентах.

— Кризис, в который мы входим, существенно отличается от уже пережитых. Как, на Ваш взгляд, изменится риск-менеджмент лизинговой отрасли? В каких направлениях и надолго ли произойдет ужесточение требований к клиентам?

— Этот кризис действительно отличается от других. Мы не наблюдаем обвала курса рубля, (хотя и 15-16 процентов девальвации в любом случае сказывается на рынке), не наблюдаем инфляции, финансовая система работает, государственный долг на относительно низком уровне. Более того, в этот кризис, в отличие от предыдущих, мы видим дефляционную модель, характерную для стран с сильной национальной валютой, когда ЦБ снижает ставку рефинансирования для поддержания экономики.

Но давайте начнем анализ с общего состояния рынка после снятия ограничений. Чего боятся наши клиенты? Кризиса неплатежей друг другу. Возникла ситуация, при которой бизнес не знает, какая часть их дебиторской задолженности будет возвращена, а какую придется списать. Списать — за счет каких средств? Какими ресурсами предприятия обладают на данный момент? И кто может им эти ресурсы предоставить в период, когда деятельность не ведется? И главное, каков будет спрос на товары и услуги компании в краткосрочной и среднесрочной перспективе? Ведь лизинг помогает финансировать капитальные вложения в основные средства, у которых средний или долгий срок окупаемости, а для этого должны быть понятные перспективы бизнеса.

Вот над какими проблемами сейчас размышляет бизнес и эти вопросы транслируются в том или ином виде финансовым институтам — банкам и лизинговым компаниям.

Как будут вести себя в этой ситуации лизинговые компании? Прежде всего, они проанализируют профиль сложившегося на настоящий момент портфеля: какова его концентрация и в каких областях.

Ведь несправедливо считать, что стагнация ждет весь частный бизнес. Мы видим, что относительно неплохо себя чувствует продовольственный сегмент. Вся цепочка, связанная с продуктами питания, вполне устойчива, начиная с сельхозпроизводителей, которые вовремя провели посевную кампанию и имеют возможность продолжать обновление основных фондов. В связи с коронавирусом стоит упомянуть IT и семент офисной техники, на которые в короткий срок пришелся пик спроса при переводе организаций на удаленные форматы работы из дома.

А по остальным сегментам велик риск разрыва технологических и финансовых цепочек. Здесь следует понять, может ли лизинговая компания без большого риска для себя поддержать клиента и как именно.

Касательно вопроса ужесточения требований к клиентам, оно произойдет у тех лизинговых компаний, у которых высокие аппетиты к риску материализовались в плохое качество портфеля. В этом случае ужесточение требований к клиентам — это логичное следствие кризисного периода.

— До кризиса стандартное требование к сроку деятельности лизингополучателя составляло один год. Но может сложиться ситуация, когда владельцу проще создать новое юридическое лицо, чем спасать ныне действующее.

— Конечно, молодой бизнес — не значит неопытный. Текущий уровень информационной прозрачности позволяет оценивать в базах данных историю собственников и управленцев. Лизинговые компании, которые смогут успешно использовать эти данные в своих бизнес-моделях, будут работать в сегменте повышенных рисков со стартапами.

Малый и средний бизнес — это маркеры самочувствия национальной экономики. И если допустить, что на какое-то время лизинговые компании ужесточат требования к потенциальным клиентам, то, как только появятся признаки восстановления рынков, малый бизнес, в том числе и начинающий, снова получит доступ к лизингу.

— Подавляющее большинство компаний покажут в этом году падение доходов. Обычно это, если и не являлось стоп-фактором, то требовало объяснения со стороны клиентов. Как анализировать состояние и оценивать надежность лизингополучателя в этих условиях?

— Падение дохода не рассматривается лизинговой компанией отдельно от всех остальных вводных. На самом деле, важен ответ на вопрос: сможет ли лизингополучатель при существующем уровне дохода обслуживать новые обязательства по лизингу. Помимо финансовых рисков мы оцениваем бизнес-риски: рыночные, валютные, концентрации на контрагентов и др. К тому же следует помнить, что основное обеспечение в лизинговой сделке — это актив, под который предоставляется финансирование, сам предмет лизинга. При восстановлении экономической активности увеличивается ликвидность предмета лизинга на вторичном рынке и это повышает уровень допустимых рисков для лизинговой компании. И тогда, рассматривая низкий уровень дохода, мы учитываем возможность выхода из сделки с дальнейшей быстрой реализацией оборудования. Баланс этих трех составляющих — бизнес-рисков, финансовых рисков и рисков на актив — даст возможность лизинговым компаниям более гибко принимать решения по финансированию.

— Какие отрасли могут стать «локомотивами» при выходе из кризиса? Или это тот случай, когда нет «локомотива»?

— Мы уже говорили, что все отрасли, связанные с продовольственным обеспечением, сохранили устойчивость. Думаю, мы увидим активность в сегменте складского оборудования. В секторах, по большей частисвязанных с продовольствием, заметно вырос транспортный поток.

И, к тому же, не во всех хозяйствующих субъектах приостановилась деятельность. Реализуются крупные инфраструктурные проекты, а значит, есть спрос на строительную и специализированную технику.

Тут следует упомянуть о таком маркере экономической активности, как транспорт и грузоперевозки. По транспорту многие аналитики отслеживают как начало кризиса, так и выход из него. Причем во внимание берутся не только транспортные потоки в данный момент, но и количество заказов, размещенных на заводах по производству транспортных средств. Так что о восстановлении экономической жизни можно будет следить по лизингу грузовых автомобилей.

— В прошлые кризисы часть лизингодателей приостанавливала заключение новых сделок, бросив все силы на борьбу с неплатежами. Можно ли ждать таких решений в этом году?

-Прошлые кризисы начинались именно в финансовом секторе. Поэтому приостановка в заключении новых сделок может быть вызвана не только неустойчивым состоянием клиентов, но и отсутствием доступных источников капитала. Конечно, мы можем ожидать приостановку новых сделок, если они финансируются за счет акционера, а он находится не в очень хорошем состоянии.

А если рассматривать в качестве источников финансирования банки, то их самочувствие, безусловно, будет зависеть от того, в каком состоянии оказались клиенты, и каковы будут меры государственной поддержки, насколько они будут эффективными и насколько оперативными.

И все это мы сможем оценить лишь спустя некоторое время.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru




 



Комментарии:

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь