«Татагролизинг» добивается банкротства конного завода

04 декабря 2012

На завод имени Фатиха Сибагатуллина пришли временные управляющие

Банкротство единственного в РТ завода по разведению чистокровных лошадей инициирует «Татагролизинг», контролируемый Минземимуществом и Минсельхозом

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», в МУП «Нурлатский конный завод им. Фатиха Сибагатуллина» введена процедура наблюдения из-за долгов, которые образовались еще в 2007—2010 годах. Основатель предприятия, депутат Госдумы РФ Фатих Сибагатуллин и власти Нурлатского района заверили нашу газету, что предприятие, располагающее 120 головами коней, продолжает работать. При этом выяснился интересный факт — одновременно с началом процесса банкротства МУП было зарегистрировано ООО с одноименным названием, что, в общем-то, неудивительно — в очереди за «Татагролизингом» стоит вереница крупных банков…

ДЕЛО МОЖНО РЕШИТЬ МИРОМ

В конце ноября в одном из выпусков федерального уполномоченного издания («Коммерсантъ») было опубликовано сообщение о введении начальной процедуры банкротства — наблюдении в муниципальном унитарном предприятии «Нурлатский конный завод им. Фатиха Сибагатуллина». По сути, речь идет о единственном в республике заводе по разведению чистокровных лошадей в Татарстане. Как видно из названия МУП, его основателем является Фатих Сибагатуллин — экс-министр сельского хозяйства Татарстана, бывший глава Нурлатского района и действующий депутат Госдумы РФ.

Как следует из определения, размещенного на сайте Арбитражного суда РТ, инициатором банкротства стала 100-процентная «дочка» республиканского Минземимущества — лизинговый оператор сельхозтехники ОАО «Татагролизинг» из Высокогорского района (для игроков рынка не является секретом, что эта структура контролируется Минсельхозом РТ и является оператором его многих программ). Временным управляющим был назначен Александр Зотов с ежемесячным содержанием в 30 тыс. рублей.

Как рассказала газете «БИЗНЕС Online» Аида Мухаметзянова — помощница арбитражного управляющего, заявление о признании банкротом МУП «Нурлатский конезавод» поступило в Арбитражный суд РТ 6 сентября 2012 года от ОАО «Татагролизинг», который в настоящее время является единственным кредитором, предъявившим свои права.

«Задолженность МУП перед «Татагролизингом» в настоящее время заявлена в размере 2,175 миллиона рублей. Процедура наблюдения на МУП «Нурлатский конезавод» введена 7 ноября 2012 года. Директором на конезаводе в настоящее время является Юсуф Ахметсафин (директор конезавода с момента его основания. — Прим. ред.). На данный момент мы (арбитражный управляющий Зотов. — Прим. ред.) направили запрос руководителю конезавода. Пока данные не предоставлены. Полагаю, мы получим все необходимые документы на следующей неделе, — рассказала Мухаметзянова. — Об обстановке на заводе — да, имеет место задержка заплаты, но детали нам станут известны только после предоставления документов. Прекращение процедуры банкротства на данном этапе возможно, но для этого необходимо не только погасить все долги перед кредиторами. Процедура наблюдения может быть прекращена только после проведения нами финансового анализа. Кроме того, данный вопрос можно решить на собрании кредиторов — мировым соглашением, но также только после проведения нами финансового анализа состояния предприятия».

БАНКИ НАБЛЮДАЮТ

Как добавил Зотов, буквально неделю назад он побывал на заводе, вручил руководителю уведомление о том, что на предприятии возбуждена процедура наблюдения, и перечень документов, которые он должен предоставить. «Задержка зарплаты (имеет место быть на предприятии. — Прим. авт.), как и у всех (где введена процедура наблюдения. — Прим. авт.), ничего особенного не происходит. Но я думаю, что возможно на любом этапе прекратить банкротство, если погасить долги. Возможно, процедура наблюдения связана с временными финансовыми затруднениями. Завод же на самом деле работал», — рассказал арбитражник.

Основанием для возбуждения всей процедуры стали долги конезавода перед «Татагролизингом» от 2007 и 2010 годов на общую сумму в 2,2 млн рублей. Задолженность образовалась из невзысканных пеней по выданному в 2006 году пятимиллионному займу на сумму 292 тыс. рублей и 1,8 млн рублей задолженности по договору финансового лизинга. Согласно условиям последнего договора, «Татагролизинг» предоставил в лизинг «трактор Беларусь 82.1.57 в количестве четырех штук сроком на четыре года общей стоимостью 1 457 627 рублей 12 копеек». Как видим, сумма на фоне масштаба предприятия небольшая. Интересен момент, что инициатором стало, по сути, само государственное предприятие, и причем основанием для возбуждения процедуры стали долги пятилетней давности!

В республиканском Минсельхозе так и не смогли ответить на запрос газеты «БИЗНЕС Online» о возникшей вокруг конезавода ситуации. Не дали комментария на момент написания и в «Татагролизинге». В то же время на сайте АС РТ можно увидеть косвенных участников спора — третью сторону. Наряду с налоговиками, Росреестром, судебными приставами в качестве третьих лиц к делу привлечены банки — «Девон-кредит», «АК БАРС» Банк, Татагропромбанк, Сбербанк (точнее, отделение «Банк Татарстан» № 8610), Россельхозбанк, филиал «Чистопольский» Татфондбанка. По всей видимости, эти банки являются также кредиторами конезавода. Но пока об их претензиях ничего не известно, видимо, они заняли выжидательную позицию, ожидая реакции республиканских властей на происходящее.

«ЗАВОД КАК СУЩЕСТВОВАЛ, ТАК И БУДЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ»

Администрация Нурлатского района, куда мы вышли с просьбой оценить ситуацию, на удивление настроена достаточно оптимистично. Так, глава района Наиль Шарапов заверил корреспондента «БИЗНЕС Online», что с конным заводом ничего плохого не будет. «Сейчас проходит процедура через внешнее управление, а завод как существовал, так и будет существовать, по-прежнему будет передовым и будет занимать призовые места. Собственники меняться не будут, это государственное предприятие, — заявил Шарапов. — На конном заводе сейчас около 120 животных, открылся он в 1999 году. Долг завода я сейчас сказать не могу, потому что нужно поднимать всю бухгалтерию».

Как заверил Шарапов, Сибагатуллин сейчас никакого отношения к заводу не имеет, потому что является депутатом Госдумы РФ. «Завод назван его именем, потому что районный совет депутатов вынес такое решение. Завод был основан Сибагатуллиным, кроме этого, он любитель коневодства. Завод при нем, при его участии всегда занимал хорошие места как в Татарстане, так и в России и даже выходил на международную арену», — вспомнил глава района.

Интересно, что, согласно данным СПАРК, в октябре этого года, сразу после подачи заявления «Татагролизинга» на банкротство конезавода, была зарегистрирована новая компания под названием ООО «Нурлатский конный завод им. Сибагатуллина». Его единственным владельцем является некий Алмаз Ганиев. Последний контролирует или является участником некоторых нурлатских компаний, в частности ООО «Тулпар Агро», ООО «НурлатЖилСтрой». Так что, возможно, в этой нехитрой стратегии и кроется причина оптимизма нурлатцев…

«КАКИЕ ЕСТЬ В РОССИИ ПРИЗЫ, МЫ ИХ ВЫИГРАЛИ»

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось связаться с основателем нурлатского конезавода Сибагатуллиным и расспросить его мнение о происходящем.

«Сейчас я как раз нахожусь на конезаводе. Лошади исправные, все прекрасно. Этот конезавод является лучшим в России на сегодня и им же останется. В позапрошлый понедельник я был на приеме у министра сельского хозяйства России Федорова по вопросу господдержки. Он также интересовался заводом. В России еще не было таких лошадей, как те, что выращены в Нурлате, которые бы выиграли приз среди семи западноевропейских стран, — рассказал депутат. — Финансовые трудности были не на самом конезаводе, а в землях завода. Долга у завода нет, банкротства также нет. Завод — муниципальное учреждение, поэтому банкротом он быть не может. Дело было в том, что не выплачивались налоги на здание, сооружение и так далее. По этому вопросу и ввели банкротство, но к самому конезаводу это не относится».

Что касается истории конезавода, то, по словам Сибагатуллина, он как коневладелец в 1996 году приехал в Нурлат с двумя лошадьми. С этого и началась история завода. «Были взлеты, но падений не было. Какие есть в России призы, мы их выиграли. Я выиграл Кубок Путина в Казани (в 2005 году на 1000-летии Казани кубок на приз президента РФ. — Прим. ред.). Мы выигрывали призы в Пятигорске, Москве. Трудностью всегда было отсутствие государственной поддержки. В прошлом году Рустам Минниханов и Минсельхоз РТ поддержали завод и выделили 8 миллионов рублей. Если такая поддержка будет и в дальнейшем, это хорошо. Сегодня на заводе — более 100 чистокровных голов. Воспроизводство началось с трех кобыл, сегодня — 32 кобылы. Есть три жеребца из Америки, один — из Ирландии, шесть кобыл из Англии, три — из Ирландии, пять — из Австралии».

Комментировать спор завода с «Татагролизингом» и подоплеку атаки со стороны государства Сибагатуллин не стал.

ДОКТОР НАУК, ДЕПУТАТ, ИСТОРИК, ЛЭНДЛОРД

Отметим, что 62-летний Сибагатуллин — очень яркая фигура на татарстанском политическом Олимпе. Начав свой трудовой путь с простого рабочего колхоза, в 1995 году он достиг поста вице-премьера, одновременно возглавив Министерство сельского хозяйства РТ. За это время он прославился некоторыми своими экстравагантными поступками. Считается, что в результате конфликта с экс-главой МВД генералом Искандаром Галимовым Сибагатуллин был снят Минтимером Шаймиевым с должности главы Минсельхоза и отправлен поднимать Нурлатский район. За этот период Нурлат действительно выбился в передовики по многим показателям среди остальных аграрных регионов.

К проектам амбициозного руководителя можно отнести и Нурлатский конезавод им. Сибагатуллина. Среди самых известных скакунов Нурлатского завода — чистокровной английской верховой породы Ландра, гнедой Ламборна, выигравший скачки на приз президента РФ в 2005 году, жеребец Джокер, взявший второе место на приз президента России…

«Назвать завод моим именем была идея наших конников, лошадников. В Татарстане и России я один из самых почетных коневладельцев. Знают меня и за границей — в Арабских Эмиратах, Англии, Германии, Америке. Моего желания или инициативы не было. Кроме этого, в Нурлате есть и улица, названная моим именем», — рассказал Фатих Саубанович о своем отношении к тому, что завод носит его имя.

Как выяснилось, в России есть еще одно предприятие, которое носит имя Фатиха Саубановича, — это ООО «Новоорский щебеночный завод имени Фатиха Сибагатуллина» в Оренбургской области. По словам депутата, он к этому щебеночному заводу не имеет отношения. Сейчас это предприятие входит в ОАО «Национальная нерудная компания».

Что касается его работы в Госдуме, то Сибагатуллин специализируется на вопросах экологии и работает в профильном комитете. Недавно он попал в центр внимания федеральных СМИ во время изучения деклараций доходов думских избранников. Экс-глава Нурлатского района оказался вторым крупнейшим думским лэндлордом (60 013 329 кв. м). По данным, опубликованным в ходе избирательной кампании 2011 года, у Сибагатуллина было зафиксировано 9 участков общей площадью 91,7 млн. кв. м, годовой доход в 3,5 млн рублей и вклад в размере 5,4 млн в банке «Зенит». Кстати, имущественное положение татарстанского единоросса в этом году не давало покоя оппозиции. В апреле этого года лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин обратился в комиссию Госдумы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательстве имущественного характера, предоставляемых депутатами, с просьбой проверить декларации ряда депутатов, включая Сибагатуллина. Так, яблочникам показалось подозрительным, что при сравнительно небольших денежных поступлениях в декларации семьи единоросса Сибагатуллина за 2011 год появились два новых дома. Сибагатуллин заявил тогда, что этими домами владеет «уже много лет».

Среди других увлечений народного избранника можно назвать историю. Он автор двухтомника об истории татар «От Атиллы до Президента», которую депутат презентовал в Казани весной этого года.

«ЖЕРЕБЯТА ПО ЦЕНЕ МЯСА»

Интересно, что вышеописанные события с Нурлатским конезаводом произошли после того, как власти определись в своем отношении к развитию коневодства в Татарстане. Это случилось на знаменательном совещании еще в августе 2011 года с участием президента РТ Рустама Минниханова. На нем республиканские чиновники констатировали упадок коневодства в республике. По данным татарстанского Минсельхоза, за последние 20 лет поголовье лошадей в Татарстане сократилось с 77 тыс. до 33 тыс. Оказалось, что половина лошадей содержатся в личных подсобных хозяйствах. Специалисты сетовали, что татарстанские скакуны в российских соревнованиях занимают места ниже 5-й строчки.

На том же совещании было объявлено о разработке программы по развитию коневодства с бюджетом в 2,5 млрд рублей до 2020 года (государственная поддержка коневодства в Татарстане сейчас составляет чуть больше 30 млн рублей ежегодно). Минниханов тогда призвал крупный бизнес принять участие в спасении коневодства в Татарстане… Как говорится, не прошло и года, как со знаковым предприятием отрасли произошел такой коленкор.

Газета «БИЗНЕС Online» спросила мнение экспертов о сложившейся ситуации.

Светлана Капушева — главный специалист международного конно-спортивного комплекса «Казань» по верховым лошадям:

— Нурлатский конезавод — крупнейший и единственный завод по разведению чистокровных лошадей в Татарстане. В масштабах России, где в последние годы появилось очень много частных конезаводов, он, возможно, входит в первую двадцатку. В Нурлате неплохой состав маток и жеребцов-производителей. И, как следствие, конкурентоспособные лошади, которые регулярно становятся призерами скачек на казанском ипподроме.

Было понятно, что в последнее время конезавод испытывает финансовые проблемы, так как он давно не покупал новых коней. Обычно заводчики обновляют свои конюшни не реже чем через год-два.

Мне как специалисту по коневодству очень не хотелось бы, чтобы дело дошло до банкротства Нурлатского завода, так как, по сути, это может означать закат развития коневодства в РТ. Не знаю, в чьих руках он находится — государства или частного лица, но, на мой взгляд, это тот случай, когда государству необходимо было всячески поддерживать конезавод.

Сергей Калинин — исполнительный директор Федерации конного спорта России:

— К сожалению, мы не имеем прямого взаимодействия с конезаводами, их деятельность относится к Министерству сельского хозяйства. Но там если Гордеев (министр сельского хозяйства РФ. — Прим. ред.) интересовался, старался организовать поддержку конного спорта на уровне президента, то Скрынник категорически не приемлет эти конные дела и лишь по необходимости участвовала в форумах, где был президент. И поэтому, конечно, там (в Минсельхозе РФ. — Прим. ред.) особой заботы о конезаводах или каких-то мер организационных не принималось. Поэтому ничего удивительного, в общем-то, нет, что банкротится очередной конезавод.

Сейчас многие конезаводы частные, и многие из них перестраивают профиль. Хорошо, если человек пытается методом проб и ошибок развивать завод, а некоторые просто… Понимаете, у конезавода очень большие площади. Например, из опыта Ростовской области, когда новый собственник знаменитого некогда Буденновского конезавода мне прямо сказал: «У меня 7% — это конное дело, и 93% — это сельхозпроизводство: растениеводство там, животноводство…» И в лучшем случае по коневодству они в тот или иной год выходят в ноль, уже за счет продаж своих лошадей и так далее. А так это у них фактически дотируемая часть экономики завода. Добиться же такого уровня, чтобы конезаводство было прибыльным, — это намного сложнее, понимаете? Свинью вырастил, продал, ее в любом случае купят. А лошадь и вырастить, и продать очень сложно. Поэтому, конечно, тут много факторов, очень серьезно влияющих на экономику этого дела.

Но у вас в Татарстане вроде и к коневодству серьезное отношение руководства всегда было, и скачки хорошо организуют, и ипподромы у вас серьезные. Но, видимо, и там где-то коснулись экономические проблемы. В Нурлате чистокровное конезаводство, насколько я помню. Дело в том, что лошадь для скачек начинает свою спортивную жизнь с пяти лет. А конезаводу выращивать ее до четырех-пяти лет очень невыгодно. Поэтому родился жеребенок, чуть-чуть окреп — и они стараются его продать. Естественно, цена его минимальна — цена мяса, по сути. Поэтому большинство наших конезаводов, которые еще не обанкротились, дотационные.

Справка

МУП «Нурлатский конный завод им. Фатиха Сибагатуллина» — крупнейший в Татарстане завод по разведению чистокровных лошадей в Татарстане. Скакуны предприятия был победителями многих российских и международных соревнований. Стадо составляет 100—120 голов. 100-процентный собственник компании — исполком Нурлатского района РТ. Уставный капитал — 100 тыс. рублей. Директор — Юсуф Ахметсафин.

ОАО «Татагролизинг» — одна из крупных лизинговых компаний Татарстана в сфере снабжения агропромышленного комплекса республики машиностроительной продукцией. АО было создано в результате реорганизации ГУП «Лизинговая компания «Татагропромкомплект». Учредителем ОАО является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. Основным видом деятельности компании является обеспечение потребностей производителей сельскохозяйственной продукции, а также предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности автотракторной, уборочной и другой сельскохозяйственной техникой для животноводства и растениеводства.

Арслан МИНВАЛЕЕВ, Эльвира ВИЛЬДАНОВА, Наталья СУХОРУКОВА, Любовь ШЕБАЛОВА

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  Бизнес Online
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь