Сегмент высоких компетенций

17 апреля 2013

В нефтедобывающей отрасли сохраняется высокая потребность в модернизации основных средств. Платежеспособность потенциальных клиентов делает данный сегмент привлекательным для лизинговых компаний, но для успешной работы в нем им необходимо иметь сильные компетенции и хороший доступ к фондированию.

Развитие нефтедобывающей отрасли сегодня очень зависит от модернизации и обновления основных фондов. Компаниям требуется проводить обустройство и разработку новых месторождений, вводить в эксплуатацию новые скважины, развивать пути транспортировки и многое другое, что влечет за собой огромные расходы.

Уровень износа в целом в отрасли добычи полезных ископаемых на конец 2011 года составлял 52,2%, и за последние восемь лет ниже 50% он опускался только однажды — в 2009 году (по данным Росстата). При этом доля полностью изношенных основных фондов на конец 2011 года составляла 20,3%, а общая стоимость основных фондов всей отрасли оценивалась примерно в 10,6 трлн руб. Это значит, что в короткие сроки добывающие компании должны вложить в свою модернизацию до 2 трлн руб.

По оценкам специалистов ЗАО «Газпромбанк Лизинг», ситуация еще серьезнее: моральный и физический износ основных производственных фондов добывающей промышленности превышает 65%; удельный вес оборудования старше 20 лет — более 30%. Ситуация в трубопроводной сети ТЭКа не лучше: средний износ составляет более 70%. Кроме износа техники развитие отрасли сдерживает существенное отставание в использовании новейших технологий переработки и бурения.

Объем лизинговых сделок в сегменте оборудования для нефтедобычи и переработки за последние три года (2010—2012) в среднем составлял около 27 млрд руб. в год (график 1). В 2012 году в общем объеме российского рынка лизинга нефтедобывающее оборудование составило 2,2%, сумма новых заключенных сделок — около 29 млрд руб.

Значительные инвестиционные потребности и, как правило, хорошая платежеспособность добывающих компаний делают сегмент нефтедобывающей техники очень привлекательным для лизинговых компаний. Тем не менее данный сегмент техники остается достаточно закрытым, количество работающих в нем рыночных компаний невелико. В 2012 году всего около 25 компаний реализовали контракты с нефтеоборудованием, при этом на долю первой тройки лизингодателей пришлось более 70% сделок.

С одной стороны, можно отметить, что сумма проводимых лизинговых сделок намного меньше оценки необходимых затрат на модернизацию. Это, в частности, может означать, что инвестиции проводятся не только через лизинг, но и через другие инструменты (как кредит, так и покупка за счет собственных средств). Кроме того, очевидно, значительная часть лизинговых сделок проводится кэптивными компаниями, которые не участвуют в исследованиях рынка и не проявляют медийной активности (не публикуют информации о своей деятельности).

С другой стороны, небольшое число рыночных лизингодателей в сегменте обусловлено особенностями работы с нефтедобывающим оборудованием.

Во-первых, помимо стандартной техники (автотранспорт и железнодорожный транспорт) значительную часть закупок занимает специфическая техника — буровое, измерительное, сервисное, геологическое и другое оборудование. Лизинговая компания, работая с такой техникой, при оценке рисков в первую очередь ориентируется на финансовое состояние клиента, а не на ликвидность предмета лизинга. «Один из ярких примеров — лизинг тяжелой буровой установки. Это сложноструктурированная сделка, осуществить которую под силу далеко не каждой лизинговой компании,— отмечает Максим Агаджанов, генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг».— В основном на таких проектах специализируются лидеры рынка, ведущие лизинговые компании России. В лизинговой компании должен быть хорошо развит риск-менеджмент, так как оборудование, сдаваемое в лизинг, достаточно специфическое, чаще всего изготавливаемое под заказ, и в случае дефолта лизингополучателя реализовать его на вторичном рынке вряд ли удастся».

Срок изготовления тяжелой буровой установки составляет от шести до девяти месяцев, после чего в течение еще нескольких месяцев осуществляется ее контрольная сборка. Лизинговая компания при этом контролирует весь процесс производства и его отдельные этапы. Затем установка разбирается до запчастей и транспортируется к месту забуривания. Для ее перевозки заводу-производителю необходимо заказать полувагоны (их может быть более 100 единиц) и платформы для негабаритных элементов установки. После того как буровую установку доставляют на место, проводятся ее монтаж, пусконаладка, и только тогда лизинговая компания сдает установку в лизинг клиенту под ключ.

Во-вторых, для работы в сегменте нефтегазового оборудования лизингодателю нужны соответствующие финансовые ресурсы; в приведенном примере потребовалось привлечение финансирования сроком на семь лет. Свободный доступ к длинным деньгам является важнейшим условием для компании, решившей выйти в сегмент лизинга нефтедобывающего оборудования.

Крупные надежные лизингополучатели — обычно ведущие нефтяные компании — очень чувствительны к ценовым условиям сделки, а значит, лизингодатель к тому же должен обладать доступом к достаточно недорогому фондированию.

Лидером по объему сделок с нефтедобывающим оборудованием среди рыночных лизинговых компаний является ЗАО «Газпромбанк Лизинг» (таблица 1). Компания работает в данном сегменте уже десять лет и имеет опыт реализации сделок с широким спектром имущества, от бурового оборудования и насосов до высокоспецифичных сделок возвратного лизинга трубопроводов.

Объем лизинговых сделок с нефтедобывающим оборудованием на российском рынке

«В 2013 году мы планируем ввести совместно с партнерами новый продукт — оперативный лизинг буровых установок. Мы осуществляем финансовый лизинг всего спектра нефтедобывающей и породоразрушающей продукции, а также передаем в лизинг современные буровые установки, системы верхнего привода, дизель-генераторные установки, мобильные насосные блоки. Компания проводит сделки любой сложности с возможностью привлечения длинных денег, юридических консультаций, предоставляет помощь в выборе страховщика»,— говорит Максим Агаджанов.

По данным компании, большинство лизингополучателей предпочитают приобретать в лизинг российское оборудование. В портфеле ЗАО «Газпромбанк Лизинг» зарубежные буровые установки занимают менее 10%. Это обусловлено, во-первых, тем, что российское машиностроение существует более двухсот лет, что свидетельствует о накопленном опыте производителей. Во-вторых, оборудование разрабатывается с учетом особенностей российских климатических условий, что не всегда учитывается зарубежными производителями. Кроме того, при выборе поставщика существенную роль играет репутация.

Рынок нефтегазового оборудования РФ составляет 160 млрд руб. (по оценке «Газпромбанк Лизинг»), при этом наиболее интересен компаниям сегмент промыслового оборудования (60%). Масштабы капитальных затрат нефтедобывающих компаний, конечно, создают широкие возможности для лизингодателей и вызывают у них значительный интерес. Например, по данным ОАО «Газпром нефть», только его инвестиции в добычу до 2020 года составят более $40 млрд, из них около $10 млрд планировалось осуществить в 2012—2013 годах. Компания ЛУКОЙЛ в 2009—2010 годах инвестировала в модернизацию нефтеперерабатывающих предприятий 34,2 млрд руб.

Таким образом, в связи с необходимостью модернизации основных средств нефтегазовой отрасли, а также вводом в эксплуатацию новых месторождений данный сегмент рынка является одним из самых перспективных на ближайшие несколько лет.

Роман РОМАНОВСКИЙ

Топ-20 лизинговых компаний в сегменте нефтедобывающего оборудования

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь