Удар ниже картера

17 апреля 2013

По итогам прошлого года автомобильный рынок России так и не смог выйти на показатели докризисного периода. Отставание от общего объема продаж автомобилей всех типов в 2008 году составило более 8%. Из всех сегментов рынка худшие показатели продемонстрировал рынок грузовых автомобилей: он отстает от докризисного периода более чем на 16%.

Стоит отметить, что первые два квартала 2012 года автомобильный рынок России показывал хорошую динамику, однако в третьем квартале началось замедление роста продаж. Если за период с января по сентябрь прошлого года рынок вырос по отношению к аналогичному периоду 2011 года на 15,5%, то по итогам 12 месяцев рост продаж составлял уже 9,5%: по данным «АСМ-холдинга», в 2012 году в России было продано 360 тыс. грузовых автомобилей.

«В 2012 году российский рынок новой коммерческой техники суммарно составил свыше 350 тыс. единиц — это почти на 6% больше, чем годом ранее. У рынка грузового транспорта имеются все предпосылки для сохранения текущих позиций и незначительного роста в будущем,— считает Максим Агаджанов, генеральный директор «Газпромбанк Лизинга».— Рынок новых грузовиков получил мощную поддержку в виде так называемого утилизационного сбора, введенного 1 сентября 2012 года, который ставит мощный барьер на пути проникновения в Россию подержанной техники. Согласно существующим ставкам для грузовиков массой свыше 12 тонн и возрастом больше трех лет, действует повышающий коэффициент, равный десяти».

Хуже всего себя чувствовали отечественные производители грузовиков. Рыночная доля этого сегмента сократилась с почти 50% до 45%. Рост продаж российских грузовых автомобилей был практически незаметен. В 2012 году было реализовано 163 тыс. единиц техники, что лишь на 0,5% больше, чем в 2011 году. Хорошую динамику продолжали показывать «российские иномарки», продажи иностранной техники отечественной сборки выросли с 21 тыс. до 29 тыс. единиц. Доля этого сегмента рынка растет, по итогам 2012 года она составила уже 8%.

К негативным для отечественных производителей техники тенденциям можно отнести увеличение рыночной доли иностранных грузовиков: сегодня она составляет 47%. По итогам прошлого года импорт новых грузовых автомобилей вырос на 16% и составил 150 тыс. машин. Доля этого сегмента составляет 42%. 5% приходится на подержанные импортные автомобили. Их продажи выросли на 12% и составили 18 тыс. единиц.

До введения утилизационного сбора будущее отечественной техники после вступления России в ВТО внушало опасения. Ввозная пошлина на новые грузовики массой 5—20 тонн снизилась с 25% до 15%. Для автомобилей свыше 20 тонн пошлина составила 10%. Это могло повлечь за собой заметное снижение стоимости импортной техники. Однако во Всемирную торговую организацию Россия вступила в конце августа, а уже в сентябре начал взиматься утилизационный сбор. Таможенная статистика показывает, что после 15-процентного роста импорта грузовиков в августе по отношению к июлю 2012 года в сентябре он сократился в пять раз. Частично, конечно, это можно объяснить опережающими закупками техники в августе, так как в октябре продажи автомобилей иностранного производства снова выросли, но не очень значительно. Однако протекционистская мера работала недолго. После негативной оценки утилизационного сбора представителями ВТО России пришлось пойти на уступки. Согласно заявлению министра экономического развития Андрея Белоусова, теперь сбор будут платить все, в том числе и российские производители, которые прежде могли лишь гарантировать будущую утилизацию.

Таким образом, 2013 год может стать тяжелым для российского автопрома. Для того чтобы сохранить лидирующие позиции на внутреннем рынке, отечественным производителям нужно наращивать конкурентные преимущества. Потребители привыкли к тому, что отечественная техника должна стоить дешево. Поэтому местные производители в основном стараются держать свою продукцию в низком ценовом сегменте. Важнейшая задача, стоящая перед отечественным машиностроением,— научиться предлагать качественный продукт за адекватные деньги. Посредством внедрения новых технологий должна быть уменьшена стоимость владения техникой, что позволит конкурировать с иностранными компаниями на равных. Также необходимо развивать сервисную составляющую, ценность которой нельзя преуменьшать. Отчасти именно из-за нее сегодня отечественная техника удерживает позиции на российском рынке. Еще один путь развития отечественного автопрома — создание СП с иностранными компаниями. Именно это направление развивается сегодня наиболее успешно. Нет сомнений в том, что этот тренд сохранится.

Согласно данным Росстата, в 2012 году наибольший рост грузооборота пришелся на автомобильный транспорт — он составил более 10%. Но, несмотря на увеличение грузоперевозок и рост продаж грузового транспорта, вопрос о необходимости серьезного обновления имеющегося в России автопарка по-прежнему стоит достаточно остро. Около 60% грузовых автомобилей имеют возраст более десяти лет, такой же процент соответствует экологическому классу «Евро-0». Государство сейчас принимает ряд мер, для того чтобы изменить ситуацию. В первую очередь это касается продажи автомобилей. Российский потребитель обычно ограничен в средствах и по своей воле не будет заботиться об охране окружающей среды. Он выбирает автомобиль с хорошими характеристиками, но с относительно низкой стоимостью. Переплачивать за более высокий экологический класс никто не хочет, если государство не применяет запретительных мер. Так, в прошлом году наибольшим спросом пользовался экологический класс «Евро-3», в 2013-м — после его запрета — на рынке будет преобладать техника стандарта «Евро-4». Автомобили более высоких экологических классов сейчас по понятным причинам практически никого не интересуют. Также правительство задумывается над тем, как ускорить модернизацию грузовой технике в стране. Обсуждаются варианты выделения средств на льготные лизинговые программы, что вполне можно признать эффективной мерой поддержки.

Наиболее востребованным механизмом обновления грузового автопарка был и остается лизинг. Неслучайно в 2012 году этот сегмент рос быстрее рынка финансовой аренды в целом. Доля грузового транспорта в новом бизнесе лизингодателей, согласно рейтингу «Эксперт РА» по итогам девяти месяцев 2012 года, составила около 10%, что на 2% больше, чем в 2011 году. Объем сегмента за этот период вырос почти на 30%, лучшую динамику в транспортной отрасли показали только легковые автомобили. Факторов, способствовавших ускоренному развитию рынка лизинга грузовых автомобилей, много. Во-первых, у потребителей грузовой техники недостаточно средств, чтобы пополнять или обновлять основные фонды посредством покупки автомобилей. Во-вторых, финансовая культура предпринимателей с каждым годом растет. Приходит понимание того, что использование заемных средств зачастую позволяет бизнесу развиваться гораздо динамичнее, чем при расчете только на собственные средства. Конечно, налоговые льготы сейчас отошли на второй план, но среди преимуществ лизинга остается страховка по сниженным ставкам, быстрота поставки техники, увеличенный срок гарантийного обслуживания и т. д. Лизинговая компания проводит оптовые закупки техники и получает скидки от поставщиков, что, естественно, положительно сказывается на стоимости автомобилей для конечного потребителя. В итоге комплекс услуг обычно выгоднее кредита. Скорее всего, в 2013 году сохранятся схожие тенденции: рост сегмента грузового транспорта снова опередит рынок лизинга в целом, увеличение которого вряд ли превысит 20%.

«В 2013—2014 годах рынок поддержит реализация федеральных проектов. В частности, спрос на грузовики ожидается в тех регионах, в которых планируется проведение матчей чемпионата мира по футболу, и соответственно предстоит масштабное строительство,— рассказывает Максим Агаджанов.— Предполагается и увеличение объема финансирования дорожного строительства. Для решения задач дорожной отрасли была воссоздана система дорожных фондов, а к 2013 году их размер вырос на 10%, до 450 млрд руб. В последующие годы объем фондов будет увеличиваться пропорционально росту доходов от акцизов на автомобильное топливо. Еще одним положительным фактором для рынка грузовиков полной массой свыше 16 тонн может стать решение правительства о запрете или ограничении эксплуатации старых грузовиков.

Стоит также отметить две новые тенденции автомобильного рынка. Во-первых, активное развитие транспортного парка, использующего газомоторное топливо, в связи с существенной экономией, а также со значительным повышением ресурса работы двигателя. В настоящее время парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается в 86 тыс. единиц. И это число растет в среднем на 5—10% в год. Учитывая активную позицию «Газпрома» по развитию инфраструктуры для реализации ГМТ, в ближайшие несколько лет стоит ожидать существенного увеличения спроса на данный вид транспорта. Во-вторых, переход с «Евро-2» на «Евро-3» 1 января 2013 года, а также на «Евро-4» и «Евро-5» в последующие годы. Таким образом, введение нового экологического стандарта повлечет за собой необходимость обновления парка автомобилей.

Владимир ДОБРОВОЛЬСКИЙ

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь