Лизинг железных дорог

30 июля 2007

Особое место в отечественной транспортной инфраструктуре, как известно, всегда занимали железные дороги. И сегодня, когда спрос на железнодорожные перевозки значительно возрос, перед этой отраслью встала серьезная проблема - катастрофическая нехватка и изношенность подвижного состава, а также ограниченная пропускная способность наших железных дорог.

К настоящему времени парк подвижного состава изношен в среднем на 75-80%. По мнению консалтинговой компании Arthur Andersen, железнодорожный транспорт испытывает дефицит инвестиций в среднем на 4,5-5 млрд долларов в год. Если финансирование сохранится на нынешнем уровне, то к 2010 году в отрасли останется 48% вагонов и 30% локомотивов. Кроме того, поставляемая на железную дорогу отечественная техника не отвечает современным требованиям. В результате по оценке все той же Arthur Andersen, у нас эксплуатационные затраты на грузовые перевозки выше, чем в Америке, в 2,4 раза.

Пока отечественные машиностроительные предприятия не могут организовать выпуск достаточного количества локомотивов. Прежде всего, это связано со снижением потенциала таких предприятий и отсутствием на территории России производства некоторых типов тепловозов и электровозов. Действительно, большинство машиностроительных предприятий оказались за рубежом, в частности, Луганский тепловозостроительный и Тбилисский электровозостроительный заводы. Кроме того, были прекращены поставки пассажирских электровозов из Чехии.

Механизмы спасения

В сложившейся ситуации существуют различные способы обновления основных фондов отрасли. Это и привлечение инвестиций, и механизм предоставления гарантий машиностроительным предприятиям на закупку определенного объема техники по фиксированным ценам, ну и, конечно же, использование лизинговых схем. Последние на данном этапе развития отрасли, пожалуй, являются наиболее эффективными и доступными.

Использование лизинга позволяет единовременного закупать необходимый объем техники, сохраняя при этом собственные инвестиционные ресурсы. С другой стороны, повышение объемов приобретения продукции за счет использования финансового лизинга обеспечивает загрузку производственных мощностей машиностроительных предприятий, а также способствует снижению стоимости их продукции за счет экономии на масштабах производства. При наличии у производителя достаточных собственных оборотных средств (или источников привлечения заемных денег) появляется возможность самостоятельно выступать в качестве лизингодателя и получать дополнительный доход от этой деятельности.

Первый пилотный проект по закупке подвижного состава с помощью лизинга МПС России осуществило в 2002 году, а уже сегодня в ОАО «РЖД» создана и активно работает специальная лизинговая структура. Естественно, частные перевозчики пользуются услугами и других лизинговых компаний, как универсальных, так и специализированных, портфельная политика которых в настоящее время диверсифицируется. В целом, в последние годы конкуренция между лизинговыми компаниями значительно усилилась.

Таким образом, современное состояние рынка лизинговых услуг весьма благоприятно для широкого использования этого инструмента для обновления подвижного состава реформируемого железнодорожного транспорта России.

Тенденция роста использования механизма лизинга при модернизации и покупке новых вагонов и другой техники очевидна. Но следует отметить, что использование подобных схем приводит к значительному удорожанию (более 30%) машиностроительной продукции для лизингополучателя. Следовательно, применение лизинга целесообразно только для приобретения технических средств, эксплуатация которых является высокоэффективной. Для предприятий железнодорожного транспорта в обычных условиях применение лизинга для покупки пассажирского подвижного состава, эксплуатация которого для отрасли убыточна, не эффективна. Однако, учитывая социальную значимость пассажирских перевозок, существенную потребность железнодорожного транспорта в таком подвижном составе, отсутствие достаточных средств для его закупки и позитивное влияние лизинга на повышение платежеспособного спроса на машиностроительную продукцию, необходимо рассмотреть вопрос о государственной поддержки такого вида деятельности.

Уже сейчас, для активизации механизма лизинга на федеральном железнодорожном транспорте предусматривается создание двух лизинговых компаний - коммерческой, обеспечивающей поставку оборудования для грузовых перевозок, и фактически государственной в рамках ОАО «РЖД», обеспечивающей приобретение под гарантии. Железнодорожный транспорт, как и Россия в целом, обладает существенным потенциалом дальнейшего развития лизинга. Так, в развитых странах 20-30% инвестиций в оборудование осуществляется по каналам лизинга, в нашей же стране этот показатель пока не превышает 5%. Таким образом, можно признать, что потенциал развития этого направления в России достаточно велик.

Екатерина СТЕПАНОВА,

начальник отдела пластиковых карт
Санкт-Петербургского филиала
ОАО «Столичный Торговый Банк»

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  Банки.РУ
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь