Туманное будущее

13 октября 2010
Туманное будущее

Рынок лизинга начал восстанавливаться после кризиса. Быстрому росту масштабов деятельности игроков способствовали стабилизация в экономике и существенное снижение процентных ставок в 2010 году, а также эффект низкой базы (в результате значительного сокращения объема данного рыночного сегмента в 2009 году). Позитивно повлиял на работу лизингодателей и ощутимый рост предложения заемных средств со стороны банков, которые в настоящее время активно ищут надежные объекты для размещения своих активов.

Объем нового бизнеса по итогам первого полугодия 2009 года составил 255,5 млрд рублей (см. таблицу 1), темпы прироста к аналогичному периоду годом раньше достигли 183,6%. Суммарный портфель лизинговых компаний на 1 июля 2010 года увеличился до 1037 млрд рублей.

«Основной тенденцией в деятельности лизингодателей в первом полугодии 2010 года стал переход от работы с просроченной задолженностью к наращиванию объемов нового бизнеса, — отмечает Андрей Коноплев, генеральный директор «ВТБ-Лизинг». — Деятельность ранее стабильных клиентов, просроченная задолженность у которых возникла в связи с кризисными явлениями в экономике, восстанавливается. В связи со стабилизацией экономики возросла потребность предприятий в обновлении и расширении основных фондов и, соответственно, спрос на лизинговые услуги».

По мнению большинства лизингодателей, проблема просроченной задолженности потеряла прежнюю остроту. С клиентами, временно испытывающими трудности, еще в 2009 году были согласованы реструктуризации графиков лизинговых платежей. У лизингополучателей, с которыми не удалось договориться, либо у тех, чье финансовое состояние было неудовлетворительным, техника была изъята и, по оценкам лизингодателей, в большинстве своем продана на вторичном рынке (в среднем по рынку продажа изъятой техники составила примерно 90%, а передача ее новым лизингополучателям — около 10%).

Доля просроченной задолженности на 1 июля 2010 года, согласно данным, предоставленным 73 компаниями, составила 3,5% от суммы лизингового портфеля. Хотя у отдельных лизингодателей еще остаются трудности с урегулированием просроченной задолженности, рынок уже находится на стадии роста.

Локомотивы рынка

Тройку лидеров рынка по объему новых сделок в первом полугодии 2010 года сформировали дочерние компании крупнейших финансовых институтов страны: «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-лизинг» и «Сбербанк Лизинг». Суммарно компании обеспечили 34,4% объема новых сделок. Наибольший объем контрактов (30,07 млрд рублей) был заключен компанией «ВТБ-Лизинг» (см. таблицу 2). Примечательна жесткая конкуренция между указанными компаниями — впервые за последние пять лет между достигнутыми результатами ведущих лизингодателей образовался столь минимальный разрыв.

Если говорить о видах оборудования, самый большой объем сделок в первом полугодии 2010 года пришелся на железнодорожную технику — 37,14% (см. график 1). «Рынок лизинга вагонов имеет хорошие перспективы и показал свою устойчивость в кризисном 2009 году. Если в прошедшем году цены на вагоны упали почти в три раза, то сейчас они практически восстановились, а в ряде сегментов снова наблюдается дефицит вагонов», — отмечает Олег Литовкин, генеральный директор ЛК «Уралсиб». Одной из причин увеличения доли данного сегмента (примерно на 5 п. п.) стало также влияние проведенных компанией «Альфа-Лизинг» сделок по передаче изъятой техники новым лизингополучателям.

Лидирующие позиции заняли также грузовой и легковой автотранспорт и авиатехника. Несмотря на значительные темпы прироста сегментов автомобильной техники (грузовой — 179,9%, легковой — 53,4%), их совокупная доля составила лишь 15,9%, в то время как до кризиса (в 2007 году) она достигала 19,3%.

МСФО: популярность не растет

Число компаний, составляющих отчетность в соответствии с международными стандартами, по оценкам «Эксперт РА», за 2009 год сократилось примерно на 10% и достигло 37.

В 2008 году отчетность по МСФО готовили не менее 42 компаний, при этом в восьми из них велся полноценный параллельный учет по международным стандартам, а в 34 компаниях отчетность была подготовлена путем трансформации российской отчетности. В 76% случаев трансформацию осуществили сотрудники самих лизингодателей, в 24% случаев трансформацию провели внешние консультанты. Аудит отчетности по МСФО за 2008 год проводили 85% лизинговых компаний.

35% компаний, имеющих отчетность по МСФО за 2008 год, считают, что наличие данной отчетности было очень важным для компании в 2009 году, 23% — что оно было умеренно важным, 42% — что наличие МСФО не оказало какого-либо существенного влияния на деятельность компании.

Согласно опросам компаний, проведенным в начале 2010 года, о намерении подготовить отчетность по международным стандартам заявили 46 компаний. Однако соответствующие данные в анкете агентства заполнили лишь 23 компании.

Новые угрозы

Российский рынок лизинга не имеет ни специализированного регулятора, ни значимых лоббистов, в результате чего его законодательное регулирование осуществляется в хаотичном режиме. При этом если меры поддержки рынка реализуются точечно, то негативные законодательные новации носят значительно более масштабный характер.

Позитивное влияние на рынок в последнее время оказала проводимая государством поддержка отдельных отраслей экономики, а именно возмещение части затрат лизингодателей (по привлеченным кредитам) и лизингополучателей (по лизинговым платежам) при осуществлении лизинговых сделок с отечественной авиатехникой, оборудованием для рыбопереработки и автотранспортом российского производства.

В то же время, наряду с предпринимаемыми государством усилиями по стимулированию спроса на автотранспорт, в 2008 году был принят закон, отменивший возможность применения ускоренной амортизации имущества первой-третьей амортизационных групп (куда, в частности, входят автомобили с объемом двигателя до 3,5 литра). Принятие указанного закона обусловило ряд негативных последствий.

Во-первых, произошло снижение спроса на лизинг имущества первой-третьей амортизационных групп (в том числе и на автомобили). По оценке «Эксперт РА», уменьшение спроса на лизинг данного имущества могло способствовать сокращению рынка на 6—10%.

Во-вторых, по действующим договорам лизингодателям пришлось вручную менять норму амортизации, пересчитывать для клиентов графики платежей. При этом возможности пересчета графика лизинговых платежей в сторону увеличения были минимальны не только согласно условиям договоров, но и в связи с ухудшением платежеспособности клиентов в целом. Лизингодатели, старавшиеся удержать клиентов и сохранить тарифы без изменений, столкнулись с сокращением собственной маржи.

В-третьих, отмена ускоренной амортизации привела к дополнительным расхождениям налогового и бухгалтерского учета в лизинговых компаниях, увеличению налоговой нагрузки за счет роста налога на прибыль, формированию налогового убытка при передаче предмета лизинга в собственность лизингополучателя по окончании договора лизинга.

Первое полугодие 2010 года принесло рынку очередную шокирующую новость. В конце мая Министерство финансов опубликовало «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», в которых предлагается поставить под сомнение целесообразность применения ускоренной амортизации уже по всем группам имущества.

На наш взгляд, на фоне потребности экономики в масштабных инвестициях в модернизацию производства и значительного сокращения в кризис лизингового рынка вопрос отмены повышающих коэффициентов к норме амортизации поднимать преждевременно.

Уровень износа основных средств в российской экономике на конец 2008 года составлял 45,3% (по данным Росстата), при этом объем полностью изношенных фондов оценивался в 13,1%. Исходя из общей стоимости основных фондов (74,47 трлн рублей на конец 2008 года), немедленной замене подлежит имущество на сумму 9,7 трлн рублей! Даже при условии восстановления докризисных объемов рынка для обновления этих фондов потребовалось бы девять лет.

В случае отмены ускоренной амортизации рынок лизинга хотя и не исчезнет полностью, однако кардинально сократится, а значит, существенно замедлится и процесс модернизации основных фондов в стране. Неизбежное удорожание лизинговых услуг и лишение лизингополучателей возможности сократить отвлечение оборотных средств на оплату НДС, которую предоставляет лизинг, снизит их заинтересованность в обновлении производственного оборудования.

При сохранении прочих положений финансовой аренды, за исключением порядка начисления амортизации, лизинг превратится в разновидность банковского кредитного продукта с определенной спецификой технологии финансирования и перехода права собственности на имущество. Из-за отсутствия возможности у лизингополучателей экономить средства с помощью специального режима налогообложения лизинговые компании вынуждены будут конкурировать с банками без явных конкурентных преимуществ. Лизинговый бизнес в итоге полностью переформатируется, а рынок в разы уменьшится как по объемам, так и по числу участников.

Оставшимся на рынке лизинговым компаниям необходимо будет перепрофилироваться на оказание спектра связанных с эксплуатацией предмета лизинга услуг, а также развивать оперативный лизинг. В то же время дополнительные услуги возможны преимущественно при работе со спецтехникой и автомобилями. Лизинг иного оборудования и объектов потенциальному клиенту будет не интересен, так как в лице лизинговой компании он будет получать только бесполезное промежуточное звено.

Лизингодатели могут пострадать и от технических особенностей отмены ускоренной амортизации. В частности, в случае принятия соответствующего нормативного акта и придания ему обратной силы, как это произошло с законом 158−ФЗ от 22.07.2008 года, масса лизинговых компаний будет похоронена под ворохом бумаг по переоформлению графиков лизинговых платежей, а также пострадает в результате убытков от увеличения налоговой нагрузки из-за невозможности ускоренного списания затрат.

Вероятность принятия закона, полностью отменяющего возможность ускоренной амортизации, пока оценить трудно. Заинтересованной стороной такой отмены могут быть Минфин и ФНС, предполагая повышение налоговых сборов. Также появление подобной инициативы может быть обусловлено стремлением представителей фискальных властей реализовать принцип справедливости и равномерности налогообложения. Согласно этому принципу договор лизинга не следует отделять от прочих видов договоров и наделять преимуществами в налогообложении.

Возможно, такая позиция и верна с академической точки зрения, однако ранее установленные законодательством льготы по отношению к лизингу не были случайными. Приведенные выше данные об уровне износа основных средств в нашей стране свидетельствуют, что вопросы обновления экономики еще не решены. А значит, лишать лизинг ускоренной амортизации пока рано. В случае же отмены повышающих коэффициентов необходимо предусмотреть для субъектов экономики равноценные заменяющие стимулы для инвестиций в модернизацию. При этом оценить эффективность введенных с 2009 года амортизационных премий и степень их позитивного влияния на инвестиции в основной капитал, на наш взгляд, пока невозможно вследствие небольшого периода их применения.

Мы полагаем, что в настоящее время отмена повышающих коэффициентов к норме амортизации при лизинге противоречит курсу страны на модернизацию экономики. Важно, чтобы подобные инициативы не реализовывались без соответствующего глубокого анализа последствий, а также чтобы была обеспечена прозрачность общественной дискуссии по вопросам законодательного регулирования лизинговой отрасли.

К лизингодателям вернулся оптимизм

Динамика заключения новых лизинговых сделок в первой половине 2010 года превзошла прогнозы участников рынка и обусловила оптимистичные ожидания в отношении второго полугодия. 60% компаний придерживаются оптимистичного прогноза (ожидают прирост рынка более чем на 30%), 40% — пессимистичного (прирост — менее 20%).

При восстановлении докризисной сезонности и отсутствии негативных событий в экономике темпы прироста нового бизнеса в 2010 году, по оценке «Эксперт РА», могут составить до 60%, а сумма новых сделок достигнет примерно 500 млрд рублей. Это может произойти при условии заключения в третьем квартале новых сделок на сумму, сопоставимую со средней суммой сделок за первый и второй кварталы, а также в том случае, если контракты, заключенные в четвертом квартале, составят не менее 40% годовой суммы нового бизнеса.

Роман РОМАНОВСКИЙ

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  Эксперт

Источник фото:  Stock.XCHNG
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь