Малые и бедные

27 августа 2008
Малые и бедные

По данным Российской ассоциации лизинговых компаний, в 2007 году объем всего нового бизнеса лизингодателей, приходящийся на малые предприятия, составил $8,5 млрд. Значительная часть этих сделок направлена на приобретение автотехники, поскольку автомобиль считается одним из самых ликвидных объектов лизинга. Тем не менее, ставки лизинговых платежей на авто для начинающих предпринимателей по-прежнему высоки.

Большинство лизингодателей работают с автомобилями как с наименее рисковыми объектами лизинга. Рост рынка лизинговых услуг связан, по мнению экспертов, с общим ростом автомобильного рынка. Например, по данным компании «Рослизинг», в 2007 году продажи легковых автомобилей в России выросли более чем на 37% количественно и на 67% - в стоимостном выражении, при этом количество проданных иномарок увеличилось на впечатляющие 64%.

Лизингодатели считают, что в будущем спрос со стороны малых предприятий (структура любой формы собственности с численностью работников от 15 человек в торговле, до 100-200 - в промышленности. - Ъ) будет расти. Малым предприятиям брать автомобили в лизинг выгодно: у них небольшой оборот и ограниченное число сотрудников, им необходимо взять в аренду автомобили и сразу же начать ими пользоваться.

Лизинговые компании приводят данные, подтверждающие приток клиентов из малого бизнеса. К примеру, по данным компании Europlan за 2007 год, в лизинг российским компаниям в 68 регионах России были переданы рекордные 13 834 единицы легковых и грузовых автомобилей, автобусов, специального транспорта и самоходных машин. По словам директора по развитию бизнеса Europlan Александра Михайлова, малый и средний бизнес является быстрорастущим сегментом российской экономики. Это делает многообещающей работу для лизинговых компаний, ориентированных на малый и средний частный бизнес.

В портфеле другой лизинговой компании - «Глобус-Лизинг» - до прошлого года автолизинг занимал порядка 30% от общего числа заказов. А в 2007 году эта цифра резко возросла - до 52%. «Тенденция смещения наших заказов - в сторону малых и средних предприятий, - говорит заместитель директора «Глобус-Лизинг» Андрей Бугров.- Их стало примерно в полтора раза больше».

Вместе с тем все понимают, что увеличение числа клиентов малого бизнеса таит в себе некоторые опасности.

Лизинговые компании осознают, насколько велики риски, связанные с работой в малом бизнесе. «Взяв у нас в лизинг автомобиль, компания моментально начинает им пользоваться и зарабатывать деньги. Но она может в один момент перестать за него платить. Мы подаем в суд, но пока он тянется, пока выносится решение, пока судебные приставы его исполняют, идет время, в течение которого автомобилем продолжают пользоваться и он приходит в негодность», - говорят в лизинговых компаниях.

Одна из автолизинговых компаний, Carcade, с момента своего основания ориентированная именно на малых предпринимателей, помимо рассмотрения кредитоспособности лизингозаявителя, при изучении заявки лизингополучателя отсеивает неблагонадежных клиентов следующим образом. «Мы вежливо отказываем тем компаниям, которые работают на рынке менее полутора лет», - заявил Ъ управляющий директор подразделения Carcade Александр Исаев. Впрочем, другие компании временным фактором могут и пренебречь, заключив договор финансовой аренды с малым предприятием на менее выгодных для последнего условиях. «Мы можем предоставить автомобиль в лизинг хорошо зарекомендовавшим себя компаниям под минимальный процент. А начинающим - под максимальный авансовый платеж, например, под 50 процентов от стоимости объекта лизинга», - сообщил Ъ господин Исаев. При этом он подчеркнул, что в основном клиенты выплачивают долги, а количество невозвратов за минувший год составило около 1%.

Лизинговые компании общего профиля стремятся заполнить портфель автолизинговых контрактов крупными компаниями в ущерб малому бизнесу. Такая политика объясняется тем, что малые предприятия берут в аренду два-три, от силы - пять автомобилей, и ради такого малого количества машин компании просто не желают рисковать. Кроме того, по словам директора по продажам компании «Центр Капитал» Марии Якуниной, малый бизнес пользуется лизинговыми услугами преимущественно в регионах России. «Мы работаем в Москве. Здесь бизнес укрупняется: малые предприятия почти не пользуются лизинговыми услугами. Привлекая малый бизнес, мы вынуждены будем увеличить число филиалов в регионах. Это для нас очень затратно и пока не сулит особенных прибылей», - говорит госпожа Якунина.

Сторонние организации тем временем считают, что наряду с лизинговыми компаниями убытки от лизинговых услуг несут и предприятия. По мнению главы организации «ОПОРА России» Сергея Борисова, хотя у автолизинга огромные перспективы, пока что лизинговые компании не ориентированы на малый бизнес. «Число компаний, работающих с малым бизнесом в сфере автолизинга, не так велико, как может показаться на первый взгляд. Оно стремится к 15 процентам от числа всех компаний. Это, по нашему мнению, пока позволяет лизингодателям работать не в условиях конкуренции и устанавливать высокие цены для малых предприятий», -- отметил господин Борисов.

Лизингодатели считают, что создают малому бизнесу идеальные условия для развития. Ведь подавляющее большинство сделок -- это сделки финансового лизинга, где лизингополучатель автоматически получает автомашину в собственность по окончании выплат по договору лизинга.

Сравнивая лизинговый контракт с банковским кредитом, лизингодатели уверяют, что получить кредит в банке гораздо труднее. Во-первых, это сопряжено с необходимостью предоставить дополнительное залоговое обеспечение стоимостью около 70-100% от цены автомобиля. «При покупке автомобиля в лизинг достаточно заплатить 10-30 процентов от стоимости автомобиля, а дополнительный залог в этом случае не требуется», - сообщил Ъ руководитель направления лизинга легкового автотранспорта, руководитель отдела маркетинга компании «Интерлизинг» Александр Рябцев.

Во-вторых, кредитные ресурсы, как и собственные средства, значительно эффективнее использовать для развития бизнеса и получения прибыли. «С учетом всех платежей, которые совершают малые предприятия при приобретении автотранспортного средства, лизинг лучше банковского кредита», - говорит директор по продажам ГК «Русбизнесавто» Игорь Попов.

В-третьих, банки требуют раскрытия всей финансовой документации предприятия и рассматривают заявку на кредит довольно долго. А лизинговые компании - в течение нескольких дней. Андрей Бугров из «Глобус-Лизинг» рассказывает, что в компании появились скоринговые программы, позволяющие рассматривать заявки по минимальному пакету документов: «Вся процедура оформления занимает не больше трех-четырех дней». Конечно же, для средних предприятий важна экономическая составляющая лизинга. Беря автомобили в лизинг, они получают значительную (до 67%) экономию по налогу на имущество за счет ускоренной амортизации, а также экономию по налогу на прибыль за счет отнесения лизинговых платежей на затраты в полном объеме.

Для любого предприятия важно еще одно преимущество лизинга. Лизинговые компании имеют специальные условия от импортеров автомобилей, что позволяет значительно снизить стоимость услуги. «При использовании лизинга от крупных автолизинговых компаний малый бизнес заинтересован скорее в приобретении машины в собственность, чем в ее простой аренде. Кроме того, он заинтересован пользоваться скидками на машины, которые доступны лизинговым компаниям, покупающим в год по 14 тысяч транспортных средств. Эти скидки редко доступны даже крупным компаниям напрямую», - отмечает Александр Михайлов из Europlan.

Эксперты утверждают, что автомобильный лизинг уже в будущем году ждут блестящие перспективы. По данным ассоциации «Рослизинг», объем российского рынка автолизинга вырос более чем на 107% в 2007 году (до $4,8 млрд), в то время как среднегодовые темпы роста автолизинга за период 2003-2006 годов составили 79,2%.

Анна ГЕРОЕВА

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru


Источник фото:  Stock.XCHNG
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь