Грузовики натолкнулись на кризис

20 ноября 2008
Грузовики натолкнулись на кризис

Сокращение лизинговых программ, проблемы у строителей и сокращение автоперевозок приведут к тому, что по итогам года продажи грузовых автомобилей вырастут только на 6—7% по сравнению с прошлым годом. Но уже в следующем году неизбежно сокращение объема рынка как минимум на 18%, считают в аналитическом агентстве «Автостат».

Аналитическое агентство «Автостат» опубликовало вчера исследование рынка грузовых автомобилей. Как отмечается в исследовании, результаты первого полугодия, когда в России было продано 234 тыс. грузовиков, позволяли надеяться на рост по году на 18—20% и объем продаж в 470—480 тыс. единиц. С учетом последствий финансового кризиса сейчас эксперты понизили свой прогноз по объему рынка в этом году до 425 тыс. автомобилей, что всего на 6—7% выше прошлогоднего показателя. Это значительно хуже результатов прошлого и позапрошлого годов, когда рост продаж составлял 20,7 и 20,4% соответственно.

В «Автостате» отмечают, что проблемы на рынке грузовых автомобилей стали заметны еще в августе и в первую очередь это связано с сокращением лизинговых программ. Потребители испытывают потребность в новой технике, однако не могут ее приобрести за счет собственных средств, говорят в «Автостате». Сохранить рост продаж на уровне 6—7% позволит хорошее начало года и уже заключенные контракты на поставку грузовой техники, считают в агентстве. При этом продажи отечественных марок вырастут на 8,03%, до 283 тыс., а иномарок — на 4,35%, до 142 тыс.

При этом, по прогнозу «Автостата», по итогам года в России будет произведено 290 тыс. единиц техники и, таким образом, прирост составит 1,4% по сравнению с прошлым годом. Еще по итогам полугодия российское производство выросло на 6,6%, а по итогам трех кварталов уже только на 4,1%. ГАЗ и КамАЗ уже сократили свои производственные программы, столкнувшись с трудностями в реализации продукции. В следующем году эксперты ожидают возврата к уровню 2006 года.

В следующие два года, прогнозируют в «Автостате», ситуация будет еще более сложной. Эксперты агентства просчитали два сценария развития рынка — «наилучший» и «наихудший», при этом оба они считают равновероятными. Даже согласно оптимистичному варианту, в следующем году продажи иномарок снизятся на 9%, до 128 тыс., а в 2010 году — снова немного подрастут, до 135 тыс. (на 5,4%), но так и не вернутся к уровню этого года. А продажи российских грузовиков при этом снизятся до 267 тыс. (на 5,6%) в 2009 году и также не достигнут уровня этого года к 2010 году (272 тыс., +1,9%).

В худшем случае продажи иномарок в следующем году упадут на четверть (до 108 тыс.), а российские — на 15% (до 242 тыс.). Таким образом, продажи снизятся до уровня 2006 года.

По мнению директора по маркетингу и рекламе КамАЗа Ашота Арутюняна, рынок грузовых автомобилей сократится в следующем году на 30%, однако сам завод рассчитывает увеличить свою долю за счет других производителей. «Китайские автомобили активно брали, пока был дефицит. Теперь продажи у них встали, а у «европейцев» серьезное затоваривание», — сказал РБК daily источник на КамАЗе. На заводе рассчитывают, что оживление продаж наступит весной — с началом строительного сезона. «Кризис, хотя и несет финансовые потери, позволяет внедрить более современные решения в производство», — говорят на заводе. По данным РБК daily, КамАЗ разрабатывает новую лизинговую схему для потребителей.

По прогнозу главы Ford Cargo в России Сергея Богданова, продажи всех грузовых автомобилей упадут на 50% в следующем году. «Положительно сказаться на рынке сможет разве что введение заградительных пошлин для подержанных автомобилей. По нашим оценкам, их ввозится около 20 тыс. в год, а с сокращением лизинга их импорт может увеличиться», — считает он. Введение пошлин для автомобилей Евро-3 и ниже сильно ударит по китайским производителям, считает он.

Между тем, по словам г-на Богданова, серьезной проблемой может стать затоваривание иномарками. По его оценке, в этом году ввезено 35 - 37 тыс. новых иностранных грузовиков, а продано около 25 тыс. Кроме того, транспортные компании начали сдавать обратно автомобили, взятые в лизинг, так как не справляются с лизинговыми платежами. «Эти автомобили также будут забирать долю у новых», — говорит он.

Доли российских и иностранных брендов в продажах грузовых автомобилей в России

2007

2008

Российские марки

66,59%

67,37%

Иностранные марки

33,41%

32,65%

 Источник: Автостат

 Прогноз развития рынка грузовых автомобилей до 2010 г.

2007

2008

2009

2010

Иностранные марки

136080

142000

118000

126500

Российские марки

261968

283000

254500

261000

Источник: Автостат

Юлия КАРУЛИНА

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  РБК daily
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь