Лизинг продолжает подъём

21 ноября 2011
Лизинг продолжает подъём

В этом году рынок лизинга на юге России развивается динамичнее, чем в целом по стране — за первое полугодие объём нового бизнеса увеличился в 2,6 раза, в то время как средний рост по России не превысил двукратного уровня. При этом продолжает усиливаться влияние на рынок госкомпаний.

Подводя итоги очередного рейтинга лизинговых компаний, в целях адекватности сравнения результатов мы сохранили прежние методологию и территориально-географические границы юга страны, подразумевая под ним Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. Согласно нашим подсчетам, объём нового бизнеса лизинговых компаний Юга в первом полугодии составил порядка 19 млрд рублей — при оценке мы опирались на данные компаний-участников рейтинга, а также анализировали деятельность тех, кто в него не вошёл. В целом же в стране, по данным агентства «Эксперт РА», объём нового бизнеса за этот период составил 530 млрд рублей, то есть доля Юга на российском рынке выросла и составляет около 3,7% по сравнению с 3% в первом полугодии 2010 года.

Несмотря на то, что в первые шесть месяцев рынок финансовой аренды на Юге ещё не достиг докризисных показателей 2008 года, темпы его роста почти на треть выше общероссийских. Причём это ещё довольно скромные успехи, поскольку по ряду отраслей (энергетика, сельское хозяйство, ЖКХ) износ основных средств на юге России составляет более 60%, а необходимая замена действующего устаревшего оборудования и техники во время кризиса явно не была осуществлена (таблица 2). В некоторых регионах доля полностью изношенных основных средств достигает 20% и выше (таблица 3). Поэтому реальный потенциал развития лизинга на Юге гораздо выше уже достигнутых показателей роста.

Смена лидера

По итогам первого полугодия первое место в рейтинге заняла агрессивно развивающаяся «Государственная транспортная лизинговая компания» с объёмом нового бизнеса 2,18 млрд рублей. Лидер прошлогоднего рейтинга «Росагролизинг» по итогам первого полугодия, увеличив новый бизнес на 91%, переместился на вторую позицию. Текущий портфель компании по ЮФО и СКФО на 1 июля составил 14,5 млрд рублей, количество заключённых сделок выросло в 2,7 раза; в их структуре 84,6% пришлось на сельскохозяйственную технику и 4,3% на скот.

Тем не менее, первую позицию в рейтинге вполне могла бы занимать компания «Сбербанк Лизинг». По нашей оценке, объём её нового бизнеса в прошедшем полугодии приблизился к 2,5 млрд рублей. Исходя из декларируемой ЗАО «Сбербанк Лизинг» задачи стать к 2014 году российской лизинговой компанией номер один, возможностей этой структуры и географического охвата всех регионов за счёт отделений Сбербанка, можно быть уверенными, что госкомпания и дальше будет укреплять свои позиции на Юге.

Результаты деятельности компаний внутри рейтинга выглядят неодинаково. Ряд его участников показали падение, другие (их большинство) — рост, причём у некоторых он измеряется десятками раз (таблица 1). Показательно, что компаниям, которые показывали рост, сопоставимый со средним по стране, удалось лишь сохранить свою позицию в рейтинге, а для повышения требовалось расти быстрее. Например, компания «РЕСО-Лизинг», увеличив объём нового бизнеса в 2,1 раза, осталась на шестом месте; CARCADE Лизинг, нарастив этот показатель почти в два раза, сохранила за собой пятую позицию. А ООО «Элемент Лизинг», чьи объёмы нового бизнеса выросли в 3,2 раза, поднялось с 12 на 8 место; ГК «Балтийский лизинг» показала рост нового бизнеса в 2,5 раза и переместилась с девятой на седьмую строку. Есть примеры и более масштабных скачков. Например, символически представленное в рейтинге первого полугодия прошлого года ООО «Лизинг Трейд» с объёмом нового бизнеса менее миллиона рублей, в этом году показало объём нового бизнеса на уровне почти 370 млн рублей, переместившись с 41 на 15 место. Кроме того, существенную долю в рейтинге заняли ранее не представленные в нём компании. Некоторые из них работали на Юге до кризиса, а потом уходили с этой территории, сейчас же мы наблюдаем их возвращение.

Свою поддержку в развитие финансовой аренды продолжает вносить и деятельность Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП Банка). По словам председателя его правления Сергея Крюкова, в 2011 году в рамках программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства банк направил в регионы ЮФО ресурсы по лизинговому направлению в размере 1,143 млрд рублей; благодаря этому 21 лизинговая компания профинансировала  соответствующие проекты более 1,5 тысячи предприятий. В СКФО поддержку получили 137 предприятий МСБ через 10 лизинговых компаний на общую сумму 238 млн рублей. До конца года банк сконцентрирует усилия на оказании адресной поддержки субъектам МСБ, реализующим проекты в сфере инноваций, модернизации производства и энергосбережения.

Послекризисные итоги

Как отмечает вице-президент компании Europlan Александр Михайлов, основными тенденциями рынка лизинга сегодня являются обновление и расширение продуктовых предложений крупными розничными лизинговыми компаниями, повышение активности государственных лизингодателей, а также увеличение количества клиентов из числа малого и среднего бизнеса в наиболее устойчивом сегменте лизинга автомобилей. Модернизация производственных фондов в ходе кризиса стала важным фактором повышения конкурентоспособности многих компаний, и лизинговые инструменты здесь зачастую просто незаменимы. «В связи с улучшением состояния экономики наблюдается положительная динамика финансовых показателей лизингополучателей, которые готовы вновь заниматься модернизацией своих основных средств, и их количество растёт», — отмечает заместитель руководителя департамента по работе с корпоративными клиентами банка «Центр-инвест» Людмила Лабунько.

Во время кризиса актуализировалось одно из важных преимуществ, которыми обладает лизинг по сравнению с кредитованием. Лизинговой компании легче изымать предмет лизинга при нарушении условий договора, нежели банку в судебном порядке добиваться решения об изъятии заложенного имущества по кредиту. Крупнейшие в стране банки, безусловно, обратили внимание на такие преимущества. Вероятно, это оказало своё влияние на рост активности их дочерних лизинговых компаний. Так, по данным «Эксперт РА» у лидера рэнкинга лизинговых компаний России по объёму нового бизнеса в первом полугодии нынешнего года, компании «ВЭБ-лизинг», этот показатель составил 85,8 млрд рублей, увеличившись почти втрое по сравнению с данными за первые 6 месяцев 2010 года; у «ВТБ-лизинг» — рост в 2,5 раза, у ГЛК «Сбербанк Лизинг» — в 2,9 раза. Кроме того, сейчас проблема изъятого оборудования уже не стоит перед лизингодателями так остро, как в кризисный период, когда она вышла на первый план. Конечно, совсем это явление не исчезло, однако его масштабы приобрели параметры, близкие к допустимым.

Рост деловой активности в ЮФО и СКФО, появление новых игроков, значительная доля компаний с госучастием, возобновление деятельности ранее присутствовавших игроков — всё это наполнило рынок предложением услуг, в результате чего между лизингодателями усилилась борьба за клиентов. Если во время кризиса мы наблюдали ужесточение требований к клиентам, то сегодня отмечаем их послабление, а параллельно с этим отмечается разработка игроками рынка специальных предложений, дополнительных сервисных услуг и пр. Лизингодатели идут на смягчение условий для привлечения клиентов: снижают суммы аванса, увеличивают сроки договоров финансовой аренды и т. д. Это сделало услуги лизинга доступнее для большего числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Аналитик ОЛК «РЕСО-Лизинг» Антон Вознюк среди положительных тенденций рынка в прошедшем полугодии отмечает укрупнение операторов, усиление конкуренции со стороны компаний с госучастием, а среди отрицательных — решения судов, не учитывающие природу лизинговых отношений, в частности, по возврату инвестиций при изъятии имущества.

Транспортный акцент

Особенно высокие темпы динамики в первом полугодии продемонстрировала финансовая аренда транспортных средств. По оценке Юрия Кузьминова, заместителя директора по экономике ООО «Ростовагролизинг», в первую очередь активизировался рынок полнокомплектной сельскохозяйственной техники и оборудования, приобретаемого сельхозпроизводителями ЮФО и СКФО: «Это обусловлено неплохими урожаями и желанием сельхозпроизводителей придержать товар в ожидании цены. В этом случае финансовая аренда становится инструментом, который даёт возможность растянуть платежи на пять лет. Прогрессивным шагом в развитии лизинга стали отсрочки по первоначальному платежу, принятие в залог будущего урожая».

Усиление конкуренции в сегменте легкового транспорта в первом полугодии отмечает генеральный директор CARCADE Лизинг Лариса Власова. Соперничество между лизинговыми операторами на ценовом поле привело к снижению стоимости финансовых услуг для лизингополучателей и активизации маркетинговых инструментов. Например, клиенты CARCADE в рамках одной лизинговой сделки имеют возможность получить услуги по страхованию, технической помощи на дорогах и др. С каждым лизингополучателем работает персональный финансовый консультант, который приезжает в офис клиента, подбирает оптимальный график платежей, оказывает помощь в подготовке документов для оформления договора; для клиентов действует консультационная поддержка по вопросам страхования, налогообложения, бухгалтерского учёта и юридическим аспектам лизинговой сделки. В компании Europlan ещё в марте прошлого года запустили программу «Зелёный свет», которая позволяет всем юридическим лицам, действующим по упрощённой системе налогообложения, и индивидуальным предпринимателям проще и быстрее приобрести автомобиль в лизинг. По условиям «Зелёного света» для них отменены банковские справки и налоговые декларации, а также необходимые формы бухгалтерской отчётности.

Сельскохозяйственная техника, грузовые, лёгкие коммерческие и легковые автомобили, на долю которых, по нашим оценкам, приходится большинство заключённых сделок, в ближайшее время останутся главными точками роста рынка финансовой аренды на территории ЮФО и СКФО. «Мы предполагаем, что автотранспортный сегмент будет драйвером рынка — впрочем, как и всегда, — прогнозирует Людмила Лабунько. — Это объясняется простотой заключения сделки, наличием страховки, а в случае возврата лизингового имущества — возможностью его успешно реализовать. В связи с оживлением строительной отрасли на второе место можно поставить строительную технику. Но не стоит умалять и роль спроса на разного рода оборудование, который в последнее время растёт».

Невостребованные перспективы «физиков»

Согласно Федеральному закону 83-ФЗ от 8 мая 2010 года, с нынешнего января требование использования предмета лизинга для предпринимательской деятельности отсутствует. Это позволило применять механизмы финансовой аренды в деятельности госучреждений и физических лиц, что существенно расширило перечень потенциальных клиентов лизинговых компаний. Но если перспективы и плюсы использования финансовой аренды для бюджетных организаций ясны, то для физлиц всё далеко не так однозначно — граждане пока не выстраиваются в очередь перед лизинговыми компаниями, а лизингодатели не торопятся их обслуживать. Практически все опрошенные нами участники рейтинга заявили, что в прошедшем полугодии сделок с физическими лицами у них не было.

По мнению Александра Михайлова, указанная новелла вводилась в большей степени не для предпринимателей или физических лиц, а для целей государственного лизинга и лизинга для государственных учреждений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. «Можно сказать, что физическим лицам «перепало», — отмечает г-н Михайлов. — Но определений, отделяющих использование предметов лизинга, например, автомобилей, частными лицами от семейного и бытового использования, пока нет. Возможно, поэтому и отсутствует прорыв в этой сфере, хотя формально, казалось бы, возможность появилась». Лариса Власова считает, что о развитии лизинга для физических лиц можно будет говорить, когда будут отработаны процедуры предоставления им финансирования, в том числе механизмы оценки кредитных и юридических рисков по сделкам. Кроме того, физическим лицам пока понятнее и привычнее пользоваться услугой кредитования. Так что перспективы применения механизмов финансовой аренды для физических лиц сейчас остаются туманными.

Все на Кавказ

Пристальное внимание властей к реализации инвестиционного потенциала Северного Кавказа не обошло стороной рынок финансовой аренды, и сегодня в СКФО мы наблюдаем рост количества заключаемых лизинговых сделок; лидируют при этом государственные лизинговые компании в сфере строительной и сельскохозяйственной техники. Например, в октябре северокавказский филиал «Сбербанк Лизинга» заключил сделку с ООО «КВС» (Ставропольский край), в рамках которой профинансировано приобретение транспортных средств на общую сумму более 30 млн рублей, а в сентябре — с СПК «Казьминский» (Кочубеевский район Ставрополья) на приобретение шести тракторов John Deere на аналогичную сумму.

Значимость развития лизинга в регионах СКФО демонстрируют показатели другой госкомпании — ОАО «Рос­агролизинг». Почти половина (48,1%) нового бизнеса компании в первом полугодии пришлась на Ростовскую область, 13,3% — на Краснодарский край и только десятая часть (9,9%) — на Чечню, но именно Чеченская Республика стала самой динамичной территорией по новому бизнесу «Рос­агролизинга». За первые шесть месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2010 года его объём вырос почти в 16 раз. Высокую динамику при относительно небольших абсолютных показателях показала и Ингушетия — рост в 5,3 раза.

Определённые гарантии развития лизинга в СКФО связаны с планами МСП Банка, который намерен и дальше развивать свою программу финансовой поддержки проектов малого и среднего бизнеса, в том числе на юге России. «Безусловно, приоритетными для МСП Банка являются субъекты федерации со сложной социально-экономической обстановкой, — подчёркивает Сергей Крюков. — Развитие лизингового направления в таких регионах становится особенно актуальным, поскольку они, как правило, характеризуются слабым уровнем развития традиционной банковской системы кредитования. Задачей банка является расширение возможностей малого и среднего предпринимательства в получении поддержки через разных участников программы, в том числе через лизинговые компании, и одновременно стимулирование интереса партнёров программы к финансированию субъектов МСБ таких регионов. Для этой цели банк разрабатывает специальные кредитные продукты, предусматривающие льготные условия кредитования, например, «Лизинг-Регион»».

Контуры будущего

Бо́льшая часть игроков рынка уже не первый год отмечает, что предприятиями Юга лизинг недооценён, а поэтому и не полностью востребован, в том числе потому, что местные представители малого и среднего бизнеса ещё недостаточно информированы о возможностях лизинга. «Большинство предпринимателей слышали термин, но не всегда знают, какие преимущества имеет лизинг по сравнению с кредитованием или покупкой за собственные средства, — говорит Лариса Власова. — Кроме того, многие региональные компании по-прежнему прибегают к «чёрным схемам» для уменьшения налоговых платежей, не пользуясь легитимными способами оптимизации налогообложения, в том числе с помощью лизинга. Следовательно, лизинговые компании должны прилагать больше усилий для популяризации лизинга как инструмента развития бизнеса».

Правда, если года три назад подобные высказывания относились прежде всего к некоторым территориям нынешнего ЮФО, а о северокавказских субъектах вообще молчали, то сегодня такие суждения справедливы скорее применительно к СКФО. Характерно, что многие компании Северного Кавказа, реализующие крупные инвестпроекты, воспринимают предлагаемые им лизинговые механизмы привлечения соинвесторов как «мудрёные схемы», однако это явно временное явление.

Оценивая предварительные итоги 2011 года, Юрий Кузьминов считает, что в сравнении с предыдущим годом прирост составит всего 20%, причём это произойдёт в основном в строительстве и сельскохозяйственном сегменте. Некоторое снижение темпов роста во втором полугодии наблюдают в CARCADE Лизинг. «С августа на рынке лизинга в субъектах ЮФО и СКФО наметилось некоторое снижение темпов роста, — отмечает Лариса Власова. — Показатели экономической деятельности в отрасли уменьшились на 10–20 процентов по сравнению с первым полугодием. Многие предприниматели взяли паузу и следят за обстановкой на мировых финансовых рынках, пока не рискуя инвестировать средства в новые проекты. Прежде всего снизилось количество лизинговых сделок, обеспечивающих приобретение автомобилей премиум-класса».

Тем не менее, при сохранении внешнего позитивного фона есть все основания прогнозировать превышение докризисных показателей в ближайшее время. Особая роль при этом будет принадлежать лизинговым компаниям с госучастием.

Арина БАРСУКОВА, Вера КОВРЫЖКО

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  Эксперт

Источник фото:  Stock.XCHNG
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь