Время собирать камни

17 марта 2009
Время собирать камни

Итоги развития лизингового рынка на Северо-Западе в 2008 году оказались куда печальнее, чем в предыдущем. По сути, впервые в истории лизингового рынка после 1998 года рост нового бизнеса оказался меньше, чем годом ранее. В 2008 году прирост нового бизнеса по сравнению с 2007−м уменьшился на 18%. Причем рынок плавно просел во всех сегментах.

Проблемы с динамикой лизингового портфеля развивались у компаний в прошлом году по нарастающей. Так, исследование «Эксперта РА» по итогам девяти месяцев 2008 года зафиксировало снижение роста нового бизнеса чуть более чем на 9%, а по итогам года – уже на 25%. Значит, последний квартал оказался по-настоящему провальным.

В начале наступившего года, как отмечают участники рынка, взятые ранее темпы снижения активности в лизинговой отрасли сохранились. Директор Северо-Западной лизинговой ассоциации Татьяна Позднякова замечает, что по результатам опросов января-февраля из 77 компаний, входящих в ассоциацию, порядка 25 признали, что де-факто в условиях кризиса приостановили заключение новых лизинговых договоров. Еще 32 компании сообщили, что не только не могут развиваться, но и испытывают финансовые трудности и нуждаются в перекредитовании.

Конец идиллии

Такая плачевная статистика (57 из 77 компаний в той или иной форме приостанавливают свое развитие) – в первую очередь результат того, что в последнее время лизингодатели оказались покинуты абсолютным большинством финансирующих организаций. «Словно лизинговые компании оказались в каком-то черном списке банков, словно банки решили, что работать с лизингом опасно, – удивляется генеральный директор Петербургской Лизинговой Компании Дмитрий Горизонтов. – Но ведь на самом деле у нас есть актив – он наш, его можно потрогать и он стоит денег».

В наиболее неприятном положении оказываются компании, которые в период активного развития рынка строили свою деятельность по большей части на краткосрочных кредитах и при этом заключали договоры лизинга на три года и более. «Ведь раньше и сами банки говорили таким лизингодателям: мол, не волнуйтесь, придет время – пролонгируем, а теперь они должны либо как-то договариваться со своими клиентами, либо выискивать собственные средства», – рассказывает директор дивизиона «Северо-Запад» компании «Интерлизинг» Екатерина Тулина.

Руководитель региональных филиалов компании «Райффайзен-Лизинг» по России Андрей Донченко считает, что сейчас нужно говорить о трех взаимосвязанных проблемах, оказывающих ключевое влияние на рынок лизинга. Во-первых, это, конечно, серьезная нехватка денежных ресурсов. Во-вторых, стоимость ресурсов, которые предлагают банки. И последнее – сложность оценки рисков потенциальных лизингополучателей в период экономического кризиса, глубину которого не берется предсказать никто. «Ведь финансирование лизингополучателей под достаточно высокие ставки, которые сегодня зачастую предлагаются банками на рынке, влечет за собой более высокую финансовую нагрузку на клиента и, как следствие, повышает риски лизинговой компании», – рассуждает Донченко.

Действительно, ставки удорожания, зачастую под 30%, подходят только компаниям, прибыльность бизнеса которых выше, чем у большинства. «Если рассматривать по отраслям, то, в частности, для большинства компаний, занимающихся производством, удорожание более 20% – непозволительно большая финансовая нагрузка», – замечает заместитель директора по региональному развитию «НОМОС-лизинг» Игорь Груздев. Иными словами, на рынке складывается ситуация, когда у лизинговых компаний не только финансовые источники наперечет, но и потенциальных лизингополучателей, которым они готовы отдать в лизинг нечто более сложное, чем максимально ликвидный объект – автомобиль, также практически нет.

Почти новая профессия

Тот факт, что лизинговые компании уже не кредитуют в таком объеме, как раньше, хотя и не сразу, но все же стал нормой для рынка, и потенциальные лизингополучатели, в прошлом забрасывавшие лизинговые компании заявками, поумерили пыл. «У нас вал заявок шел вплоть до декабря, хотя мы ограничили финансирование новых лизинговых сделок еще в сентябре и с октября части обращавшихся сразу объясняли, что сейчас финансировать на прежних условиях не сможем», – рассказывает Екатерина Тулина.

Уменьшение заявок на финансирование совпало с всплеском внимания потребителей к технике, изъятой по договорам лизинга. Как раз в декабре, как отмечают лизингодатели, и начало поступать огромное количество предложений от компаний, занимающихся реализацией техники на вторичном рынке. Конечно, многие перекупщики ушли ни с чем, поскольку ожидали, что лизингодатели будут продавать изъятую технику по бросовым ценам. «Северо-Западный регион большой и в экономическом плане достаточно активный, так что возможность продавать по тем ценам, которые устанавливаем мы, остается», – замечает генеральный директор компании «Прогресс-Нева Лизинг» Роман Маланин.

Вместе с тем рынок реагирует верно – изменения во внешнем восприятии лизинговых компаний идут в соответствии с изменением приоритетов в их деятельности. Как раз осенью лизингодатели сформулировали для себя, что их основная задача на ближайшее будущее – борьба с дебиторской задолженностью и максимально тесная работа с клиентами, а также умение находить применение изъятой технике. Но даже такие, казалось бы, простые задачи, как открытие нового отдела по сбыту техники, для большинства компаний становятся неподъемными прежде всего в силу их универсальности. «Создавать некий узкоспециализированный отдел и осуществлять через него продажу техники можно только в компании, имеющей явную узкую специализацию. А для компании, обладающей широким спектром оборудования, даже теоретически представить некую готовую организацию, которая могла бы помочь с любой техникой в любом регионе, невозможно», – отмечает Игорь Груздев. Поэтому де-факто решение проблем ложится на плечи сотрудников компании, которым приходится в короткий срок овладевать дополнительными навыками, в частности начинать разбираться в функционировании вторичных рынков того или иного оборудования.

Кризис – школа жизни

«Лизинговым компаниям сегодня необходимо активно специализироваться. Не в том смысле, что следует уходить в один сегмент рынка, а в том, чтобы лучше понимать бизнес лизингополучателей, – уверен Дмитрий Горизонтов. – Внутри компании должны быть четкие направления, по которым работают специалисты, понимающие и тенденции развития отдельных секторов рынка, и ликвидность отдельного оборудования, в том числе его стоимость на вторичном рынке».
Андрей Донченко отмечает, что деятельность лизинговых компаний во многом распадается на два направления: работа с теми клиентами, у которых начались проблемы, и работа по упреждению этих проблем. И если наработки по реализации продукции в той или иной мере есть у всех, то вторая «специализация» является абсолютно новой.

Лизинговая отрасль – вовсе не некая разновидность кредитования. Она изначально требует большего объема умений и навыков. Это, с одной стороны, банальность, с другой – истина, которую многие лизинговые компании как раз сейчас начинают понимать. Лизингодатели и сами признают: когда наступил кризис, оказалось, что грамотных специалистов, обладающих доскональным знанием конкретных рынков, в компаниях не так уж и много. Так что нынешний кризис, как, впрочем, и предыдущие, станет настоящей школой для лизинговых компаний. Правда, только для выживших.

Алексей ЛЕОНТЬЕВ

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru


Источник фото:  Эксперт Северо-Запад
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь