ВЖВ
   
   

 Запомнить меня на этом компьютере
Добавить резюме

Последние вакансии

Заместитель коммерческого директора в регионе
«Сибирская лизинговая компания (ООО)»

На чужом поле


28 марта 2012

Неумелый и не слишком умный выход государственных компаний на розничный рынок лизинга создает для отрасли дополнительные риски. Эффективные частные компании могут противопоставить этому собственные навыки работы с клиентом и грамотные процедуры риск-менеджмента.

Рынок лизинга в 2011 году продемонстрировал феноменальные способности: в среднем по России объем нового бизнеса вырос на 79%, на территории Урала и Западной Сибири — на 60%. Для сравнения: кредитный рынок региона и России за этот же период увеличился по разным сегментам от 25% до 36%. По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», год стал самым успешным в истории отечественного лизингового рынка: объем нового бизнеса составил 1,3 трлн рублей, на Урале отрасль близка к докризисным показателям — 56 млрд рублей. Интересно, что доля Урала и Западной Сибири в прошлом году в объеме общероссийского рынка выросла с 9 до 18%.

На первый взгляд, сегмент, являющийся своего рода лакмусовой бумажкой здоровья экономики, растет, значит, все хорошо: бизнес активно вкладывается в развитие. Отчасти это действительно так. «В 2009—2010 годах предприниматели почти не обновляли основные фонды, не покупали новую технику. В прошлом году чувствовалось, что страх нового кризиса преодолен, бизнес начал возвращаться к планам и проектам. Если еще два года назад многие очень осторожно покупали подержанную технику или дешевые китайские грузовики, то сейчас много сделок с современным европейским оборудованием и автомобилями», — свидетельствует директор челябинской компании «Уралпромлизинг» Антон Гугнин.

Между тем процессы, идущие в отрасли, настораживают: диспропорции настолько велики, что принимать данные приходится с оговорками. Мы предложили менеджерам лизинговых компаний и аналитикам обсудить причины, прокомментировать итоги последних рейтингов и дать свои прогнозы на нашем традиционном круглом столе «Уральский рынок лизинга: основные тренды 2012 года».

Кто это сделал?

По данным «Эксперт РА», основной вклад в 79-процентный рост внесли очень крупные сделки, заключенные в третьем квартале прошлого года, причем преимущественно с железнодорожным транспортом. В целом на этот сегмент приходится 49% новых сделок. «Если очистить рынок от влияния этого сектора, то, конечно, темпы роста будут гораздо ниже», — считает заместитель генерального директора «Эксперт РА» Павел Самиев. На момент проведения дискуссии были известны лишь предварительные результаты, поэтому мы не можем с достоверностью говорить, какие именно это сделки, но вероятнее всего, это крупные покупки подразделений РЖД.

На уровне Урала и Западной Сибири статистику «сделала» авиакомпания ЮТэйр: через лизинговое подразделение она закупила воздушные суда и аэродромное оборудование, в результате новый бизнес «ЮТэйр-Лизинг» за год вырос в десять раз (поэтому мы не стали включать данные этой компании в расчет прироста регионального рынка. Также из расчета прироста исключены данные Сбербанк Лизинга и МТЕ Финанс). В итоге лидером по объему заключенных сделок оказался авиационный транспорт. Вторым стал грузовой, на третьем месте — лизинг [лизинг] легковых автомобилей. Суммарно на эти сегменты приходится 60% объема нового бизнеса участников рейтинга 2011 года. Доля топ-5 компаний-участниц рейтинга в объеме новых сделок увеличилась с 47% в 2010 году до 54% в 2011-м. Таким образом, рынок лизинга остается весьма концентрированным и зависимым от ряда крупных сделок. И это первый фактор [фактор] , который не позволяет аналитикам говорить о его бурном росте.

Второй фактор — увеличение стоимости фондирования. Как мы уже говорили в прошлом номере, когда анализировали ситуацию в банковском секторе (см. «Следы рукотворности», № 11 от 19.03.12), ставки по кредитам юридическим лицам за последние полгода выросли на 1,5%. А кредит сегодня для лизинговых компаний остается главным источником фондирования: облигационный рынок (тем более западный) практически закрыт из-за недостатка инвесторов. И это отражается на стоимости услуг лизинговой компании.

Негатива добавляет нестабильность законодательной базы. Как известно, Минфин давно продавливает идею отмены режима ускоренной амортизации для всех групп имущества, приобретаемых в лизинг. Но именно эта норма наряду с возможностью относить на себестоимость платежи по договору сделала лизинг более привлекательным инструментом, чем кредит. В 2009 году режим ускоренной амортизации был отменен в отношении первых трех групп имущества (со сроком полезного использования до пяти лет): легковых автомобилей с объемом двигателя до 3,5 литра, компьютерного оборудования, несложных станков и пр. Федеральное ведомство посчитало, что все это и так списывается быстро. А в 2010-м Минфин выступил с инициативой вообще отменить режим ускоренной амортизации. Пока дело зависло, но это сильно настораживает и лизингодателей, и их клиентов.

— Перспектива отмены ускоренной амортизации — принципиальный вопрос, — говорит заместитель директора по производству ПКФ «Фармресурс» Александр Миронов. — Нас как потребителей лизинговой услуги привлекает возможность быстрее списать оборудование: это выгоднее, чем покупать технику через банковский кредит. Если нас такой возможности лишат, мы еще подумаем, какой услугой воспользоваться. Профессиональное сообщество должно активнее лоббировать свои интересы.

Правильно объединиться

Лизинговой отрасли действительно необходимо профессиональное объединение, причем снизу, по инициативе игроков. Долгие годы операторы лизингового рынка не могли решить эту задачу. В прошлом году на базе Северо-Западной лизинговой ассоциации, созданной наиболее активными операторами рынка Санкт-Петербурга, появилась Объединенная лизинговая ассоциация (ОЛА). В нее вошли 84 компании, в том числе шесть уральских. Чтобы понять, насколько силен потенциал этой структуры, мы пригласили на наш круглый стол вице-президента ОЛА Андрея Донченко. По его словам, объединение лизинговых компаний на базе Ассоциации позволяет консолидировать и формировать единую позицию участников рынка в отношении всех актуальных проблем отрасли. Более того, чем больше членов объединяет Ассоциация, тем больше шанс быть услышанными на самом высоком уровне. «Возможная отмена ускоренной амортизации — это один из вопросов, в отношении которого Ассоциация предпринимает все возможные шаги, чтобы донести позицию участников рынка до органов, принимающих решения, и отстоять эту норму для лизинга», — заверил коллег Андрей Донченко.

Удастся ли ОЛА консолидировать усилия и стать выразителем мнений всех игроков — большой вопрос. Есть масса примеров, когда профессиональные объединения создавались всем рынком, но в итоге выражали интересы преимущественно крупных участников. Вероятность такого хода развития событий есть: рынок лизинга за последние два года существенно перекроен в пользу новых игроков — лизинговых компаний с государственным участием.

Ломать не строить

Прежде всего это три ведущих сегодня игрока: ВЭБ-лизинг, ВТБ Лизинг и Сбербанк Лизинг. В прошлом году только первый открыл в России 43 филиала. А на первые два, по оценочным данным, приходится почти половина нового бизнеса региона. (О полной картине рынка мы можем судить с большими оговорками: первые две компании отказываются обнародовать информацию для региональных рейтингов, а Уральский филиал Сбербанк Лизинга представил данные впервые за несколько лет.)

Прямое участие государства в развитии финансовых рынков мы не приветствуем: оно убивает конкуренцию. Безусловно, у государства есть крупные и очень важные проекты, в том числе инфраструктурные, обслуживать которые должны сильные игроки. Приобретение оборудования, транспорта в лизинг действительно необходимо, и эту задачу нужно решать через создание мощных операторов. Но они должны играть на своем поле.

Сейчас же происходит следующее. Как известно, государство в лице своего института развития МСП Банка (бывший РосБР) несколько последних лет выделяло средства по программам рефинансирования банкам и лизинговым компаниям. Последние получали их под портфели кредитов и лизинговых сделок предприятиям малого и среднего бизнеса. И банки, и лизинговые компании отмечали высокую эффективность этих программ, поскольку они имели доступ к стабильному и относительно дешевому источнику фондирования. В прошлом году совет директоров МСП Банка неожиданно для всех изменил условия работы.

— Государством было принято решение, что стратегическое направление — это поддержка инноваций и энергоэффективности. В связи с этим возникает простой вопрос: сколько в регионе юридических лиц, у которых в кодах ОКПО вид деятельности будет записан как «инновационная деятельность» или «энергоэффективность»? Я в своей практике такого не встречал, — выражает общие эмоции региональный директор по Уралу компании CARCADE Лизинг Евгений Пицик. — Поэтому подавляющее большинство компаний, действительно нуждающихся в поддержке, не могут воспользоваться программой.

Взамен этого государство выводит на рынок собственные лизинговые компании, созданные при госбанках и, что уже совсем странно, при институтах развития (ВЭБ-лизинг), хотя эти структуры имеют совершенно другую задачу, чем выдача продуктов потребителям. И процесс выхода, как рассказывают участники круглого стола, сопровождается весьма неприятной ломкой рынка. Дело в том, что в лизинговом бизнесе ключевым капиталом являются кадры: чтобы подготовить качественного специалиста, требуется как минимум полтора года. Понятно, что в процессе агрессивной экспансии государственные лизинговые компании, имея бесспорное конкурентное преимущество в виде дешевых финансовых ресурсов, перекупают персонал. И это еще полбеды. Они набирают народ, не имеющий никакой квалификации. Менеджер, мотивированный только на то, чтобы раздать как можно больше денег, не может качественно сопровождать лизинговый договор. В результате клиент недоволен, и негатив распространяется на весь рынок. «Здесь напрашивается аналогия с банковским рынком: банки есть рыночные и государственные, и нормативы на всех одни, но отношение государства и возможности разные. Нечто подобное мы стали отмечать и в лизинговой отрасли, причем в наименее цивилизованных формах», — говорит руководитель филиала в Екатеринбурге группы компаний «Балтийский лизинг» Альхатъ Масаев.

Единственный канал помощи, который сейчас могут задействовать частные игроки, — это программы поддержки малого и среднего бизнеса через лизинг, реализуемые региональными органами власти. Однако особо рассчитывать на них не стоит. Во-первых, они есть далеко не во всех регионах, во-вторых, их объемы не так велики (см. «Больше возможностей»).

Против фактов

Ситуация во многом схожа с банковским рынком: усиление государства на финансовых рынках — факт госполитики, и противостоять этому сложно. Однако, как и банки, старейшие операторы рынка лизинга сдаваться не собираются. Им есть что предложить клиенту. «Нам проще, потому что мы знаем своих клиентов, и у нас больше возможностей выстраивания нестандартных сделок под очень индивидуальные потребности клиентов. А многим именно это и нужно. Это главное, что поможет нам удержаться на рынке», — говорит директор компании «Ураллизинг» Андрей Истомин.

Евгений Пицик со своей стороны представляет стратегию поддержки конкурентоспособности крупной частной сетевой компании.

— Преимущество компании — в грамотной организации бизнес-процессов, в частности это стандартизация, модернизация скоринговой системы и управленческие ноу-хау. Одно из них — передача права принимать решение о финансировании клиента руководителям филиалов, а потом и консультантам, непосредственно работающим с лизингополучателями. Это позволяет нам оформлять сделки за три-четыре рабочих дня с момента обращения клиента. Высокая скорость обслуживания — наше ключевое конкурентное преимущество.

Между тем в ситуации острой борьбы за клиента есть риск, погнавшись за долей рынка, сильно смягчить требования к платежеспособности. Именно поэтому Павел Самиев рекомендует частным лизинговым компаниям обращать пристальное внимание на риск-менеджмент:

— Мы видим, что в 2011 году лизинговые компании несколько расслабились, и это понятно: в целом ситуация с качеством клиентской базы улучшилась. Поэтому изменились требования по уровню авансового платежа, качеству самого заемщика. Мы считаем, что за этим скрываются существенные риски, в том числе и у ряда крупных игроков. На наш взгляд, в результате агрессивной экспансии многие компании из топ-20, скорее всего, получат очень плохой по уровню обслуживания портфель. Не стоит допускать чрезмерную лояльность в риск-менеджменте, это важно именно сейчас.

По мнению Павла Самиева, в текущем году максимальный рост рынка лизинга в России может составить 30%. По расчетам участников рынка, если крупных сделок, связанных с участием государства в каких-либо проектах, не будет, сегмент покажет рост максимум 20%.

Основные термины

Объем нового бизнеса (реальные новые сделки) — объем сделок, по которым раннее из двух событий — закупка оборудования для передачи в лизинг по договору лизинга или получение аванса лизингополучателя, если аванс ненулевой, — наступило не раньше первого дня исследуемого периода и не позже его последнего дня.

Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) — объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на два месяца.

Объем профинансированных средств — средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы лизингодателя).

Объем полученных лизинговых платежей — общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода, включая доходы от ремаркетинга (доходы от продажи оборудования, изъятого у лизингополучателя).

Все показатели указаны с учетом НДС.

Методы и информация

Рейтинг лизинговых компаний составлен аналитическим центром «Эксперт-Урал» с использованием методики рейтингового агентства «Эксперт РА» и основан исключительно на сведениях, официально предоставленных компаниями за подписью руководителя и печатью организации. В рейтинге отсутствует ряд крупных игроков, которые оставили за собой право не раскрывать запрашиваемую информацию.

В рейтинге принимают участие лизинговые компании, зарегистрированные на территории Урало-Западносибирского региона (в Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Курганской, Тюменской областях, Пермском крае, республиках Башкортостан и Удмуртия, а также Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах), а также филиалы компаний, зарегистрированных за пределами региона, но ведущие здесь деятельность.

Лизингодатели предоставляют данные по сделкам, заключенным компанией на территории Урало-Западносибирского региона. К ним относятся сделки, по которым предмет лизинга реально будет функционировать в регионе.

Основным критерием ранжирования участников в списке является объем нового бизнеса. Сумма лизингового портфеля (платежей к получению) использована в качестве дополнительного показателя: в рейтинге отдельно указаны позиции компаний по портфелю. Региональные лизинговые компании и филиалы федеральных и инорегиональных лизингодателей проранжированы отдельно.

Больше возможностей

Два года назад Фонд поддержки предпринимательства Свердловской области начал программу «Стимулирование развития лизинга оборудования малыми и средними предприятиями Свердловской области». Об ее итогах мы разговариваем с исполнительным директором Фонда Антоном Гервасьевым.

— Антон Михайлович, почему правительство Свердловской области ввело этот инструмент поддержки малого и среднего бизнеса?

— Действительно, с 2010 года в Свердловской области реализуется программа «Стимулирование развития лизинга оборудования малыми и средними предприятиями Свердловской области». Мы посчитали, что эта форма поддержки может стимулировать инвестиционную активность малых и средних компаний, позволит им отвлекать меньше ресурсов на оплату авансового платежа по лизинговым договорам, а значит, придаст дополнительный импульс для развития. Инструмент дает возможность бизнесменам увеличить вложения в основные средства, помогает реализовать новые идеи и разработки. Наш опыт показывает: инновационных разработок действительно много, нужно просто поддержать идею на определенном этапе. Часто предпринимателям сложно вывести из оборота средства на оплату первого взноса по договорам лизинга. И здесь помощь со стороны государства лишней не будет.

— Каковы условия предоставления такой помощи?

— По положению 2011 года, это субсидия, которая предоставляется на оплату не более 80% авансового платежа. При этом компенсация не должна превышать 30% общей суммы лизингового договора. Максимальный размер субсидии — 1 млн рублей. Чтобы не допустить злоупотреблений, не заменить стимулирование приобретения оборудования бессмысленной раздачей денег, мы просим лизингополучателя сначала внести авансовый платеж, и только после этого предоставляем ему субсидию. К субсидированию принимались действующие договоры, заключенные с конца 2009 года.

Мы думали о том, как обеспечить сотрудничество с надежными лизинговыми компаниями. И в итоге сформулировали следующий критерий: чтобы клиент получил право на субсидию, лизингодатель должен состоять на учете в Росфинмониторинге не менее одного года. Поскольку выполнять требования отчетности в этой организации не так просто, этот критерий служит своего рода гарантом того, что компания профессионально и стабильно занимается лизингом. Еще мы ввели некоторые ограничения по предмету лизинга, чтобы не провоцировать предпринимателей на приобретение старого и изношенного оборудования.

— И каков результат работы программы?

— За два года мы выдали больше 200 компенсаций. Средства поступают в рамках федеральных программ Минэкономразвития. В этом году управление развития малого и среднего предпринимательства министерства инвестиций снова планирует заявляться на федеральный конкурс. Я надеюсь, что в случае признания Свердловской области победителем объем поддержки лизинга в 2012 году может составить порядка 100 млн рублей.

В целом программа получилась очень полезной. С одной стороны, мы действительно помогаем предпринимателям, которые решились вложить деньги в новые проекты, с другой — способствуем их большей информированности о возможностях лизинга.

Ирина ТЕТЕРЕВА, Ирина ПЕРЕЧНЕВА

Инфографику и таблицы к статье можно посмотреть на сайте источника.

Количество просмотров: 8512
Источник:  Эксперт Урал
Источник фото:  Stock.XCHNG
Подробнее о компании «ВЭБ-лизинг»

Подробнее о компании «ВТБ Лизинг»

Подробнее о компании «Сбербанк Лизинг»

Подробнее о компании «Балтийский Лизинг»

Подробнее о компании «CARCADE Лизинг»

Подробнее о компании «Уралпромлизинг»

Подробнее о компании «ЮТэйр-Лизинг»

Подробнее о компании «МТЕ Финанс»



 






Другие интересные материалы


15 июля 2013
LeasePlan открыл для себя Россию
Считая, что пришло время не владеть автомобилем, а его арендовать.
02 июля 2013
03 декабря 2012
Сельскому хозяйству ищут вредителей

Старый и новый менеджмент «Росагролизинга» обменялись предприватизационными обвинениями.




Поиск по сайту