ВЖВ
   
   

 Запомнить меня на этом компьютере
Добавить резюме

Последние вакансии

Заместитель коммерческого директора в регионе
«Сибирская лизинговая компания (ООО)»

Хрупкий рынок


10 апреля 2012

Зависимость лизинговых компаний от крупных клиентов растет, а хорошим управлением рисками могут похвастать далеко не все участники рынка. Из-за этого рынок лизинга остается очень чувствительным к проблемам в экономике.

Темпы прироста сделок на лизинговым рынке за 2011 год снизились, хотя и остались внушительными — 79% против 130% годом ранее. Объем нового бизнеса за год достиг 1,3 трлн рублей, как и прогнозировал «Эксперт РА» (см. «Эксперт» № 39 от 3 октября 2011 года). Совокупный лизинговый портфель на 1 января 2012 года составил 1,9 трлн рублей (см. таблицу 1).

Доля сделок четвертого квартала в годовом объеме составила 29% вместо традиционных 40%. Такое снижение было обусловлено как проведением ряда крупных сделок в третьем квартале года, так и несвойственным лизинговому рынку замедлением темпов роста к концу года в связи с нестабильностью на рынках капитала и ростом ставок фондирования.

«В четвертом квартале 2011 года произошло снижение темпов роста рынка, — подтверждает Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО «ВТБ Лизинг». — Лизинговые компании стали более консервативно подходить к процедуре одобрения сделок, наблюдалось и затруднение с фондированием, особенно на длительные сроки — более трех-пяти лет, возросла также стоимость финансирования».

Удорожание фондирования может продолжиться и в 2012 году. Повышение ставок по кредитам в условиях, когда кредиты банков занимают 60—75% в источниках средств лизинговых компаний (см. график 1), бьет по марже лизингодателей и доступности лизинговых услуг. Привести к повышению ставок могут также изменения в нормативных доку­ментах ЦБ РФ — инструкции 110-И (в части формирования резервов) и положении 254-П. Избежать повышения смогут лизингодатели, имеющие индивидуальный рейтинг (не ниже А по шкале «Эксперт РА») или безупречные финансовые показатели.

Изменение условий фондирования произойдет и в части господдержки сделок лизинга с субъектами малого и среднего бизнеса со стороны МСП-банка. «Банк перешел от оперативного насыщения сектора малого и среднего предпринимательства России кредитными ресурсами к решению задач модернизации экономики и оказанию адресной — а значит, более эффективной — поддержки МСП в тех сегментах, где это требуется больше всего, — рассказывает Сергей Крюков, председатель правления МСП-банка. — Мы взяли курс на развитие неторгового сектора малого и среднего предпринимательства, а также на точечную поддержку инновационных, модернизационных и социально значимых проектов МСП». Новые приоритеты нашли отражение в продуктовой линейке банка — в 2011 году была приостановлена выдача кредитов по ряду продуктов, ориентированных на широкую аудиторию заемщиков («Развитие», «Автолизинг», «Отечественный автолизинг»). В 2012-м активно разрабатываются и актуализируются качественно новые продукты.

Хотя лизингополучателям, как правило, проще доказать соответствие своих проектов новым критериям, чем заемщикам, в линейке продуктов МСП-банка для лизинговых компаний, по мнению «Эксперт РА», должен остаться и продукт, ориентированный не только на модернизацию и инновации. Очевидно, что целый пласт компаний малого бизнеса предъявляет спрос на автотехнику, и полностью лишать его поддержки было бы неверно. Такие компании тоже увеличивают ВВП страны и по цепочке обусловливают развитие автомобильной промышленности и смежных отраслей.

Флагманы рынка

Тройка лидеров по объему новых сделок в 2011 году — «ВЭБ-лизинг», «ВТБ Лизинг» и «Сбербанк Лизинг». В сумме на эти компании пришлось 43% объема новых сделок (в 2010-м — 41,1%). Наибольший объем сделок (221,6 млрд рублей) был заключен «ВЭБ-лизингом» (см. таблицу 2). Крупнейшей лизинговой компанией по размерам портфеля и полученных платежей стал «ВТБ Лизинг». Самой быстрорастущей компанией в первой десятке стало ОАО ГТЛК. Компания по итогам 2011 года в пять раз увеличила объем лизингового портфеля, активно наращивая сделки с привлеченным финансированием в сегментах железнодорожного и пассажирского транспорта, а также дорожной техники.

Сегмент — лидер по объему заключенных сделок не изменился: им стала железнодорожная техника — 48,6% (см. таблицу 3), ее доля увеличилась почти на 10 процентных пунктов (в 2010 году — 39,1%). Если бы не быстрый рост в железнодорожном сегменте, темпы увеличения всего рынка составили бы 52%, а не 79%.

Ведущим регионом по сумме новых контрактов остается Москва (см. график 2). Несмотря на активное расширение филиальных сетей лизинговыми компаниями (примерно на 30% в 2011 году), доля Москвы не только не снизилась, но даже немного выросла — на 3,7 п. п., до 42,1%.

Просрочка вниз, концентрация вверх

Несмотря на ряд позитивных изменений в организации управления рисками лизингодателей (см. «Эксперт» № 15 от 18 апреля 2011 года), многие пробелы до сих пор не устранены. Безусловно, позитивным фактом является снижение доли просроченной задолженности в лизинговом портфеле — на 1 января 2012 года, по данным исследования «Эксперт РА», она составила 0,8% (см. график 3). Снижение доли произошло как в результате роста суммы самого портфеля, так и благодаря усилиям компаний по урегулированию проблемных сделок.

В то же время мы наблюдаем на рынке нарастание проблемы концентрации лизингового портфеля по клиентам и сохраняющуюся невысокую диверсификацию по видам оборудования. Доля 10 крупнейших клиентов в портфеле среднестатистической лизинговой компании на 1 января выросла примерно до 60% (на 1 июля 2010 года — 47%). Доля крупнейшего сегмента оборудования за период посткризисного роста (с 1 января 2010-го по 1 января 2012-го) снизилась всего на 4,7 п. п. (с 46,7 до 42%), притом что совокупный портфель за этот период вырос в два раза! «Столь высокая концентрация активов небезопасна для компании, — говорит Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса ОАО ГТЛК. — Если у вас есть один-два крупных клиента, на которых приходится 70—80 процентов портфеля, то уже не вы диктуете им условия, а они вам. Но этого нельзя допускать. Даже если речь идет о лидере своей отрасли и высоконадежной компании. Потому что в ситуации, когда пришел срок выплат по кредиту, а от крупного клиента денег нет, можно потерять свою компанию».

Высокая зависимость от крупнейших клиентов делает компании особо чувствительными к платежной дисциплине отдельных лизингополучателей. Казалось бы, это должно привести к тому, что лизинговые компании установят более строгий контроль над рисками, однако наблюдающееся снижение просрочки и усиление конкуренции за клиента, наоборот, обусловили либерализацию критериев риск-менеджмента.

«Важно найти баланс между желательными темпами собственного развития и развития рынка, а также потенциальными рисками, — отмечает Максим Агаджанов, генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг». — Этот баланс зависит от стратегических целей развития. Если компания настроена на максимально долгую жизнь на рынке, то она будет стремиться к повышению качества портфеля. При этом необходимо проводить всестороннюю оценку клиентов и возможных рисков, макроэкономический анализ, анализ развития отдельных отраслей, оттачивать собственную систему риск-менеджмента».

Неделимые клиенты

Процедуры оценки клиентов соответствуют наилучшей практике не у всех лизингодателей. Косвенно глубину оценки клиента можно определить по отнесению его к определенной категории надежности (аналогично категориям качества банковских ссуд). Результаты исследования «Эксперт РА» свидетельствуют: практика деления клиентов на группы по уровню надежности, к сожалению, недостаточно развита. Из 44 компаний, предоставивших ответы на соответствующий вопрос, лишь 40% проводят разделение лизингополучателей по надежности (см. график 4). При этом градация у лизингодателей существенно разнится — число групп надежности варьируется от трех (надежный, сомнительный, проблемный) до двадцати (от ААА до ССС, аналогично шкалам рейтинговых агентств). 9% опрошенных компаний не подразделяют клиентов на группы (то есть выделяются только надежные и ненадежные лизингополучатели, вторые финансирования не получают). 51% компаний не дал однозначного ответа на этот вопрос, что, на наш взгляд, можно расценивать как отрицательный ответ.

Помимо управления кредитным риском остаются пробелы и в других направлениях риск-менеджмента. «Значительная часть рисков сосредоточена в операционной деятельности лизинговых компаний. Если на рынке достаточно много квалифицированных кадров в области кредитного риск-менеджмента, в том числе для лизинговых компаний, то компетенции в области управления операционными рисками еще только формируются рынком. Управление операционными рисками должно стать для лизинговых компаний зоной развития с точки зрения методологии и внедрения процедур контроля бизнес-процессов на уровне учетных автоматизированных систем», — считает Олег Литовкин, генеральный директор ЛК «Уралсиб».

Снижению рисков лизингодателей мог бы способствовать ряд мер, которые по разным причинам не используются на рынке.

Во-первых, это налаживание работы с бюро кредитных историй или создание бюро лизинговых историй. Во-вторых, массовое применение поручительств физлиц (учредителей, руководства), которое могло бы резко поднять уровень выполнения договорных обязательств. В-третьих, расширение применения спутниковых систем слежения за имуществом. Очевидно, что прежде всего это касается автотранспортных средств. Но хотя с автотранспортом работают практически все компании на рынке, среди опрошенных лизингодателей лишь 16% практикуют установку GPS-маяков на предметы лизинга. В-четвертых, можно чаще применять инструмент инкассовых поручений. В-пятых, необходимо проводить более тщательный мониторинг технического состояния предмета лизинга, что зачастую не осуществляется, так как лизинговая услуга для клиента вследствие этого становится дороже. Кроме того, надо тщательно контролировать и деятельность самого лизингополучателя.

В целом по рынку лизингодатели ожидают либо сохранения просроченной задолженности на текущем уровне, либо незначительного ее увеличения, если не будет макроэкономических шоков (в этом случае рост просрочки окажется достаточно резким). Предпосылкой для увеличения просрочки компании считают либерализацию критериев риск-менеджмента своими коллегами. При этом большинство участников исследования утверждают, что в их компании либерализации критериев не происходило (43% респондентов). Те же, кто проводил либерализацию параметров (32% респондентов), подчеркивают, что критерии остаются более жесткими, чем в 2008 году. Тем не менее реальное положение дел (качество сегодняшнего портфеля) мы увидим только через год-два, когда новые клиенты подтвердят свою платежную дисциплину. Оценить потенциальную дефолтность текущего портфеля по рынку практически невозможно именно в связи с отсутствием у многих компаний классификации клиентов по категориям надежности.

Слабый рост

Очевидно, темпы развития рынка в 2012 году могут замедлиться — начнут влиять эффект высокой базы, негативные ожидания игроков в отношении законодательных изменений (ускоренной амортизации), а также наблюдаемый рост ставок по привлекаемым ресурсам. Темпы роста рынка могут замедлиться и в случае снижения деловой активности в сегменте лизинга железнодорожного транспорта, который в 2011 году обеспечил рынку дополнительные 28 п. п. темпов прироста. В результате, по оценкам «Эксперт РА», темпы прироста рынка не превысят 10—20%, а сумма новых сделок составит 1,4—1,55 трлн рублей. Темпы увеличения объема полученных платежей и объема профинансированных средств при этом, очевидно, сблизятся (см. график 5).

Ожидания участников исследования более консервативны: 19 компаний предположили, что сумма новых сделок у них сократится, а в среднем по рынку ожидаемое сокращение составило 2%. Мы полагаем, что, хотя для пессимистичного прогноза и существуют определенные основания (нестабильность еврозоны, угрозы законодательных новаций), во многом он вызван тем, что некоторые лизингодатели еще не успели скорректировать бизнес-планы с учетом результатов прошедшего года.

Невысокие темпы прироста сделок в текущем году, с одной стороны, могут пойти рынку на пользу — у компаний будет время для улучшения процедур контроля над рисками при отсутствии гонки за объемами. Но, с другой стороны, жесткая конкуренция со стороны крупных госкомпаний на медленно растущем рынке может подтолкнуть лизингодателей и дальше смягчать критерии риск-менеджмента, чтобы удержать свою долю рынка. В будущем это может привести к уходу с рынка его более слабых участников. Во-первых, могут уйти компании, собственники которых решат, что дальнейшая либерализация критериев риск-менеджмента приведет к неадекватному росту рисков по лизинговому портфелю. Во-вторых, в случае экономических потрясений уйдут участники рынка, излишне ослабившие требования к надежности клиентов. Возможен и третий вариант — компании останутся на рынке, но законсервируют деятельность, то есть замкнутся на обслуживании узкой группы клиентов и будут работать без существенного роста лизингового портфеля. При отсутствии регулятивных требований к ЛК (например, по рентабельности) такие компании смогут просуществовать в «спящем режиме» несколько лет. Однако такая модель поведения все же не имеет перспектив — ожидать повышения уровня маржи на рынке, очевидно, уже не стоит, а значит, в итоге эти компании все равно будут закрыты.

Смягчала ли ваша компания критерии риск-менеджмента в 2011 году? Можно ли сказать, что эти критерии вернулись к докризисным уровням 2008 года?

Сергей Калинин, директор департамента развития компании «РЕСО-Лизинг»:

— Действительно, самые либеральные условия предоставления имущества в лизинг, особенно это касается автотранспорта, сложились в первой половине 2008 года. Тогда конкуренция между лизинговыми компаниями достигла апогея, рынок рос — и все забыли про цикличность экономического развития. Я бы назвал тот период временем лизингового романтизма. Но грянул финансовый кризис, вместе со всем рынком упали и лизинговые компании (некоторые упали — и не отжались). Практически все лизинговые компании приостанавливали свою деятельность, банки не кредитовали. «РЕСО-Лизинг» ввел для своих продающих подразделений мораторий на заключение сделок с октября 2008 года и возобновил деятельность только в марте 2009-го. Последствия этого провала мы ощущаем до сих пор. Однако благодаря быстрой внутренней перестройке в компании нам удалось сохранить устойчивость. Были ужесточены критерии риск-менеджмента, пересмотрен продуктовый ряд, увеличен минимальный аванс. В 2011 году критерии несколько смягчились, но не до уровня 2008-го. Лизинговые компании, которые сегодня активно ведут себя на рынке, конкурируют только до определенного уровня и не опускаются ниже минимальных требований. Можно сказать, что урок пошел впрок.

Елена Адамова, заместитель генерального директора, финансовый директор компании «Центр-капитал»:

— На наш взгляд, говорить о каком-либо смягчении критериев риск-менеджмента в 2011 году либо, наоборот, об их ужесточении не совсем верно. На протяжении десяти с лишним лет своей работы на рынке лизинга мы традиционно придерживаемся разумного подхода к выбору клиентов и условий сотрудничества с ними, базируясь на тщательной оценке кредитных, имущественных, а также отраслевых и региональных рисков. Применяемый нами гибкий подход к оценке рисков, с одной стороны, защищает интересы лизинговой компании, с другой — понятен клиенту и легко может быть откорректирован при изменении макроэкономической ситуации и основных характеристик бизнеса лизингополучателя.

Результатом применения нашей системы оценки рисков стало довольно высокое качество лизинговых проектов, которые «Центр-капитал» заключил в 2011 году. Это позволило избежать возникновения проблемной задолженности по новому бизнесу компании.

Как и многие системы оценки кредитных рисков, применяемая нами система предполагает рейтингование лизингополучателей в зависимости от их финансового состояния и факторов, связанных со сферой их деятельности. Кроме того, уже несколько лет мы применяем отдельную методику оценки проектов при лизинге автотранспорта, базирующуюся на принципах скоринга.

Галина Майер, директор компании «Райффайзен-Лизинг»:

— Группа «Райффайзен» в целом отличается взвешенным подходом к оценке рисков своих заемщиков. У нас ежегодно разрабатывается кредитная политика, которая определяет основные параметры работы с клиентами на текущий год. В частности, одним из важных параметров является отраслевая направленность клиента. Как показал опыт, отрасли по-разному реагируют на кризисные явления. В кризисные годы, например, наша лизинговая компания не финансировала новых для нас клиентов определенных отраслей, а продолжала сотрудничество только с существующими и знакомыми нам лизингополучателями с хорошей кредитной историей. В последний год некоторые отраслевые ограничения сняты. В кризис авансу придавалось большое значение. Сейчас размер аванса зависит от возможности клиента обслуживать долговые обязательства и от ликвидности предмета лизинга. Таким образом, есть возможность уменьшения аванса для клиента при определенном балансе этих двух факторов. Наша компания в прошлом году менее жестко выдвигала требования по залогу имущества или недвижимости в качестве дополнительного обеспечения сделки. В целом стоит отметить, что критерии еще не достигли докризисных, однако находятся на комфортном для нас и наших клиентов уровне.

Наталья Матвеева, директор департамента по управлению рисками компании «Юникредит Лизинг»:

— В 2011 году подходы к оценке кредитоспособности компаний существенно не изменились. Больше внимания стало уделяться прогнозу движения денежных средств. С одной стороны, это помогает оценивать уровень менеджмента, в том числе и финансового, так как далеко не все российские предприятия вовлечены в процесс планирования должным образом; с другой — создавать сценарии и оценивать чувствительность проектов. Проекты со значительным уровнем инвестиций и сроком окупаемости при высокой чувствительности хотя бы к одному фактору, безусловно, потребуют более взвешенного решения о финансировании.

Одним из ключевых моментов стал также вопрос о концентрации активов или доли клиента в портфеле. Кризис выявил отрасли, наиболее сильно пострадавшие, а также те, сложности в которых были незначительными. Скажем, проблемы с платежной дисциплиной у перевозчиков — операторов железнодорожных парков чаще всего решались простыми реструктуризациями (продлением графиков), в то время как значительная часть строительных компаний испытывала серьезные затруднения. Кризис в большей степени повлиял на оценку активов, так как многим организациям впервые пришлось столкнуться со сложностями в изъятии, глобальной потерей стоимости во время демонтажа (например, продать демонтированное печатное оборудование практически невозможно, более того, часть машин не рекомендуется даже останавливать), а также отсутствием спроса на рынке на узкосегментированные активы.

Какие меры сегодня должны принять лизинговые компании, чтобы избежать ухудшения качества своих портфелей в 2012—2013 годах?

Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса ГТЛК:

— В ближайшем будущем ухудшения качества лизингового портфеля в целом по рынку вряд ли удастся избежать. И возможное осложнение экономической ситуации — лишь одна из причин этого: накопился и целый ряд внутренних проблем отрасли. Прошедший год стал периодом значительного роста рынка лизинга. И 90 процентов компаний в этот период закрывали глаза на надежность своих лизингополучателей: увеличение задолженности нивелировало быстрое расширение портфеля. Увы, такая схема развития только умножает проблемы. Игрокам необходимо тщательно оценивать финансовые риски. На наш взгляд, портфель у нас грамотно диверсифицирован, поэтому мы уверены в устойчивости наших позиций. Тем не менее в этом году мы планируем немного снизить темпы роста по сравнению с 2011-м. Еще одна проблема, которую принес быстрый рост нашему рынку, — нехватка персонала. Если ГТЛК изначально создавалась с большим запасом прочности и, по сути, только недавно вышла на свои проектные мощности, то многие другие, особенно небольшие компании, решили сэкономить на кадрах. В частности, это привело к недостаточному мониторингу уже существующих клиентов. Чтобы успешно работать, лизингодателям нужно выполнять вневременные правила: грамотно оценивать риски, плотно работать с клиентами и вкладывать деньги в себя — в инфраструктуру, кадры и их техническую оснащенность.

Роман РОМАНОВСКИЙ

Инфографику и таблицы к статье можно посмотреть на сайте источника.

Количество просмотров: 8310
Источник:  Эксперт
Источник фото:  Stock.XCHNG
Подробнее о компании «ЮниКредит Лизинг»

Подробнее о компании «ВТБ Лизинг»

Подробнее о компании «ЛК «Уралсиб»»

Подробнее о компании «Райффайзен-Лизинг»

Подробнее о компании «Центр-Капитал»

Подробнее о компании «РЕСО-Лизинг»

Подробнее о компании «Государственная Транспортная Лизинговая Компания - ГТЛК»

Подробнее о компании «Газпромбанк Лизинг»



 






Другие интересные материалы


15 июля 2013
LeasePlan открыл для себя Россию
Считая, что пришло время не владеть автомобилем, а его арендовать.
02 июля 2013
03 декабря 2012
Сельскому хозяйству ищут вредителей

Старый и новый менеджмент «Росагролизинга» обменялись предприватизационными обвинениями.




Поиск по сайту