Лизинговый потенциал

02 июня 2010
Лизинговый потенциал

Российский лизинговый рынок начал понемногу отыгрывать утраченные в кризис позиции. Участники рынка отмечают значительный с начала года рост числа обращений клиентов в лизинговые компании и, как следствие, существенное увеличение количества заключенных сделок.

Лизинговая оттепель

Первым признаком начинающегося выздоровления рынка, по мнению начальника отдела экспертизы проектов и оценки рисков лизинговой компании «ТрансФин-М» Юрия Филатова, является то, что постепенно в лизинговые фирмы возвращаются клиенты.

Как отмечает эксперт, в прошлом году ситуация была обратной: компании сами искали потенциальных лизингополучателей. А теперь к инвестиционным проектам, замороженным в кризис, вновь вернулись представители среднего и крупного бизнеса, для которых лизинг становится одним из основных финансовых инструментов, используемых предприятиями для обновления своих основных фондов.«Начало и особенно II квартал этого года показывают, что экономика в некоторых узких ее сегментах действительно »оттаивает", - добавляет генеральный директор компании «ТрансКредитЛизинг» Сергей Дергачев. Так, темпы роста спроса на легковой автотранспорт, на некоторые виды железнодорожного подвижного состава и технологического оборудования уже приближаются, по его мнению, к докризисным показателям.

Вместе с тем директор департамента развития «РЕСО-Лизинг» Сергей Калинин не стал бы позиционировать лизинг как отдельную отрасль, хотя как вид финансовой услуги он действительно специфичен. «Нельзя также оторвать лизинг от ситуации в отдельных сферах экономики и от макроэкономического состояния в стране, - рассуждает эксперт. - В период кризиса падает спрос, соответственно, падает предложение и производство, все начинают экономить, в первую очередь на инвестиционных программах. Основные финансирующие структуры поднимают ставки, поскольку ухудшается платежная дисциплина, нарастают неплатежи и увеличиваются риски, что также отрицательно влияет на инвестиционный климат и условия кредитования лизингового бизнеса в целом».

Откат назад

Поскольку в докризисный период объемы продаж лизинговых услуг только росли, причем высокими темпами, многие лизинговые компании, да и финансирующие структуры оказались не готовы к такому резкому изменению условий, что и привело к остановке работы, а в ряде случаев - к банкротству лизинговых фирм.

Так, вплоть до III квартала 2008 года количество и общий объем новых лизинговых сделок каждый год увеличивались. «В 2007 году, например, объем лизингового рынка России вырос по сравнению с 2006 годом в 2,5 раза, - уточняет заместитель руководителя корпоративного развития компании «Центр-Капитал» Илья Куприянов. - Однако по итогам 2008 года падение составило около 30%, а в прошлом году объем рынка сократился на 56%». В дополнение Сергей Калинин приводит и конкретные цифры: «Объем новых сделок на рынке лизинга в докризисный 2007 год составлял 832 млрд рублей, в 2008 году - 657 млрд рублей, а по итогам прошлого года - всего 325 млрд рублей. То есть по результатам 2009 года мы откатились на уровень четырехлетней давности». Основными причинами столь глубокого «проседания» стали нехватка заемных средств для лизингодателей в начале 2009 года, рост процентных ставок, снизивший доступность услуги для клиентов, повышение требований к кредитному качеству потенциальных лизингополучателей.

«К примеру, объемы нового бизнеса в секторе лизинга оборудования упали более чем в два раза, - поясняет Илья Куприянов. - Это связано с тем, что негативные тенденции в экономике России привели к свертыванию промышленными предприятиями инвестиционных программ модернизации производства. Если же спрос возникал, лизинговые компании с большой осторожностью шли на заключение сделок из-за низкой ликвидности предметов лизинга».

Полноценно, по оценке опрошенных участников рынка, функционировал в основном лишь сектор розничного лизинга, это в первую очередь лизинг легкового и коммерческого автотранспорта. Так, в прошлом году было заключено более 20000 подобных сделок, что составляет 2/3 от общего количества лизинговых сделок. При этом в денежном выражении по объемам заключенных в 2009 году договоров автолизинг все же находится только на втором месте, уступая сегменту лизинга железнодорожного транспорта, авиатехники и судов.

Испытание кризисом

Безусловно, кризисные явления коснулись и лизинговых компаний: увеличилось число проблемных контрактов, ухудшилась платежная дисциплина лизингополучателей, уменьшился спрос. «Но говорить о кризисе лизинговой отрасли я бы не стал, - настаивает Сергей Дергачев. - Скорее, это было испытание компаний на прочность, проверка правильности их менеджмента и взвешенности финансовой политики».

Естественно, что двукратное сужение рынка не могло не сказаться на работе лизинговых фирм. «Отразилось это и на объемах нового лизингового бизнеса в нашей компании, - рассказывает Илья Куприянов. - Однако, несмотря на то что мы, как и многие другие лизинговые операторы, столкнулись с проблемой выбора платежеспособных клиентов, мы все же продолжали в течение всего прошлого года заключать лизинговые договоры». При этом компания уделяла существенное внимание сохранению достаточной ликвидности и исполнению всех обязательств перед кредиторами: своевременно проводились все платежи по кредитам, был погашен находившийся в обращении облигационный заем.

Компания «РЕСО-Лизинг», по словам ее представителя, также в полном объеме ощутила на себе все «прелести» финансового кризиса, но оказалась более устойчивой за счет диверсифицированного портфеля, быстрой реакции на события, перестройке внутренней структуры, зачастую болезненной, и значительному уставному капиталу. Так, за четыре месяца 2010 года в «РЕСО-Лизинг» уже выполнили прошлогодний объем.

«Сокращения коснулись и нашей компании, - вторит коллегам Юрий Филатов. - Мы не смогли в полном объеме выполнить стратегические планы в 2009 году, рост был медленнее ожидаемого. Но, несмотря на негативную конъюнктуру рынка, мы все-таки сохранили положительную динамику». Как результат, по итогам года «ТрансФин-М» занимает 13-е место по объему нового бизнеса. Удержать позиции компании удалось за счет старых клиентов и столь привлекательного в докризисные годы рынка коммерческой недвижимости, который в свою очередь стал еще «заманчивее» из-за снижения цен в период экономической нестабильности.

Снизилось в прошлом году число вновь заключаемых сделок и в компании «ТрансКредитЛизинг». По оценке топ-менеджера компании, примерно в два раза. «Зато в настоящий момент и по количеству заключаемых контрактов, и по совокупной контрактной стоимости предметов лизинга две трети пути к докризисным показателям мы уже преодолели», - сообщает Сергей Дергачев.

Становятся активнее

Действительно, в IV квартале прошлого года экономическая ситуация в России стабилизировалась, рост просроченной задолженности сократился, ставки по кредитам снизились. Как результат, в конце 2009 года - начале 2010 года возобновляется отложенный спрос на лизинговые услуги и активизируются сами лизингодатели. Последние даже стали предлагать клиентам более выгодные условия заключения сделок. А многие начали возвращаться к таким невостребованным в момент кризиса предметам лизинга, как технологическое оборудование, подвижной состав, морские и речные суда и т.д.

«Поле деятельности для лизинговых компаний расчистилось, ушли самые слабые игроки, происходит укрупнение операторов рынка, - считает Сергей Калинин. - Проявляют большой интерес к лизингу и крупные государственные структуры, лизинговые компании активно идут в регионы, строят и расширяют свою сеть продаж».

Опережающими темпами, по мнению Юрия Филатова, сейчас восстанавливаются в первую очередь отрасли, которым помогает государство, а также те сектора экономики, которые в силу ряда причин не могут отказаться от исполнения инвестиционных программ, например, энергетика, добыча углеводородов. Неплохо, по мнению эксперта, чувствует себя и рынок железнодорожных грузоперевозок по причине увеличения доли ж/д перевозок в логистических цепочках.

«Будет и дальше расти доля лизинга автотранспорта, как наиболее распространенного и конкурентного сегмента рынка, в котором лизинговые компании совместно с производителями уже сейчас предлагают наиболее выгодные условия и продукты для лизингополучателей», - предполагает Илья Куприянов. Ощутимый спрос наблюдается на рынке лизинга коммерческой недвижимости, однако вероятность перехода этого спроса в конкретные сделки наш эксперт оценивает как невысокую. Может, по его мнению, увеличиться спрос на оборудование в наиболее стабильных отраслях российской экономики - в энергетике, нефтегазодобывающем комплексе, в секторах грузоперевозок и телекоммуникаций.

Обещанного три года ждут

В любом случае большинство опрошенных игроков уверены, что в этом году отечественный лизинговый рынок обязательно продемонстририрует положительную динамику. По прогнозу главного руководителя проекта управления лизинговых операций Альфа-банка Юрия Бурлакова, по итогам 2010 года будет зафиксирован рост в 10 - 15%. Но ожидать в краткосрочной перспективе возврата оборотов на докризисный уровень, по мнению Юрия Филатова, все же не стоит. Произойдет это не ранее чем через два-три года, полагает эксперт.

«И обусловлено это и ограничением спроса на лизинг из-за того, что многие отрасли нашей экономики еще не оправились от кризиса (строительство, сельское хозяйство, металлургия, машиностроение, международные автоперевозки и др.), и »тяжелым наследством« кризиса, отразившимся на финансовых показателях потенциальных лизингополучателей и самих лизинговых компаний», - резюмирует Сергей Дергачев.

Евгений Писковецкий, Руководитель управления клиентского бизнеса компании «ТрансФин-М»: «Сформированный до кризиса портфель компании был сбалансирован таким образом, что в результате кризисных явлений ни один наш клиент не допустил дефолта. Другой вопрос, что доля новых клиентов и новых заявок снизилась практически до минимального значения за последние пять лет работы нашей компании. Но даже в этих условиях нам удалось в 2009 году по объемам нового бизнеса вырасти в два раза быстрее рынка и переместиться по этому показателю с 51 на 13 место в рэнкинге российских лизинговых компаний. Но и такого результата удалось достичь после существенной корректировки стратегии развития. Потенциальный клиент »затаился« в ожидании определенности для своего бизнеса, а вновь обращающиеся клиенты рассматривались в первую очередь с точки зрения состояния уже имеющегося лизингового портфеля в других лизинговых компаниях и репутации на рынке. И сейчас особое внимание обращается на саму отрасль, в которой работает клиент, а финансовые показатели отходят на второй план. Явные признаки выхода отрасли из кризиса уже наметились. Сейчас мы видим резкое повышение клиентской активности и рост объемов заключенных договоров лизинга. В первую очередь это, конечно же, потребности ж/д операторов в новом подвижном составе, который, на мой взгляд, и будет »локомотивом« развития лизингового рынка в 2010 и 2011 годах.».

Андрей МОСКАЛЕНКО

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  Журнал "Компания"

Источник фото:  www.sxc.hu
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь