Рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало исследование «Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2019 года: коррекция роста».
По итогам первой половины 2019 года, отмечается в исследовании, объем нового бизнеса составил 730 млрд рублей, показав минимальный за последние три года рост на 13%.
Сокращение темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом 2018-го (+51%) обусловлено уменьшением объема железнодорожного сегмента более чем на 30% против взрывного роста годом ранее (более +100%), что во многом обусловлено снижением объема нового бизнеса с железнодорожной техникой у ГТЛК.
Снижение темпов роста объясняется насыщением рынка новыми вагонами, в части полувагонов дефицит устранен, массового списания парка уже нет, и это ограничивает объемы нового бизнеса
Сейчас мы можем наблюдать на рынке баланс спроса/предложения, но отметим, что этот баланс достаточно хрупкий и неоднородный. Так, в части спецпарка продолжается рост производства и продаж (вагоны-хопперы, платформы, спеццистерны). Новые крупные сделки скорее стоит ждать в сегменте слияний и поглощений, а также рефинансирования ранее заключенных крупных сделок.
Анастасия Халиловадиректор дирекции железнодорожного транспорта Государственной транспортной лизинговой компании
Помимо железнодорожного сегмента сокращение также отмечается в авиализинге, объем которого снизился почти на 50%, что привело к минимальной за последние годы доле оперлизинга на рынке (8,4%). Наибольший абсолютный прирост за 1-е полугодие 2019 года показали лизинговые сделки с недвижимостью (+65 млрд рублей) и морскими и речными судами (+40 млрд рублей) вследствие активизации компании «Сбербанк Лизинг» и ГТЛК соответственно.
Доля лизинга в продажах легковых автомобилей за 1-е полугодие 2019 года увеличилась с 9% до 10%. Рост рынка лизинга легковых автомобилей произошел на фоне сокращения общего количества проданных единиц в 1-м полугодии 2019 года на 2,4% по сравнению с 1-м полугодием 2018-го.
— Поддержку автолизингу оказывает активная работа лизинговых компаний в таких быстрорастущих сегментах, как такси и каршеринг, что позитивно отразилось на объеме сделок с МСБ, доля которого выросла впервые за три года и составила около 49%, — комментирует Александр Сараев, управляющий директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА».
Увеличение доли легковых автомобилей, переданных в лизинг, как и следует из исследования «Эксперта», связано с развитием такси и каршеринга (по последним данным, за шесть месяцев 2019 г. только в Москве было совершено более 24 миллионов поездок на машинах каршеринга).
На рост доли легковых автомобилей влияет и огромная емкость российского рынка авто с пробегом — около 5 млн автомобилей. Это очень перспективный рынок, особенно с учетом фактора «остаточной стоимости». В связи с ростом цен на автомобили в последние пять лет некоторые модели за три года после начала эксплуатации стоят почти 90% первоначальной стоимости. Residual value может рассматриваться также как один из драйверов рынка коммерческого транспорта и лизинговых компаний, для которых флот автомобилей является основным бизнес-активом.
Александр Михайловгенеральный директор компании «Европлан»
По оценкам «Эксперт РА», объем чистых инвестиций в лизинг (Net Investment Lease — далее NIL) в России по итогам 2018 года вырос на 32% и составил около 1,75 млрд рублей. Основной вклад в увеличение NIL внесли топ-20 лизинговых компаний, концентрация на которых за прошлый год выросла с 73% до 84%. В отличие от лизингового портфеля, представляющего собой лизинговые платежи к получению, показатель NIL рассчитывается в МСФО как приведенная стоимость будущих лизинговых платежей без учета НДС.
— ROE (отношение чистой прибыли к собственному капиталу компании) очень зависит от соотношения долга к капиталу: чем это соотношение больше, тем выше возвратность на капитал при прочих равных, — комментирует итоги исследования Александр Михайлов, — ROA (рентабельность активов) сильно отличается от компании к компании: это могут быть различия в разы. Но в целом у более эффективных лизинговых компаний с точки зрения управления расходами и управлением риском, ROA будет выше. В России есть примеры компаний, активно занимавшихся автолизингом и имевших значительные убытки, т.е. отрицательные ROA. Рост ROA и ROE больше зависит от того, как компания управляет маржой, рисками и своими расходами, и в меньшей степени от вида предмета лизинга, которым занимается компания.
В структуре доходов лизингодателей по-прежнему преобладают доходы от финансового лизинга, однако доля доходов от оперлизинга и дополнительных услуг продолжает расти. В среднем доля доходов от оперлизинга у крупных госигроков за период 2016–2018 годов выросла с 21% до 28%, что во многом обусловлено увеличением размера арендного портфеля за аналогичный период. При этом доля доходов от дополнительных сервисов у данных компаний в среднем не изменилась и составляет около 2%, в то время как у розничных компаний за последние три года она выросла с 8% до 10% общих доходов.
На сегодняшний день крупные лизингодатели действительно показывают положительную динамику в части формирования непроцентных доходов.
Это происходит благодаря тому, что все больше внимания представители отрасли уделяют комплексному развитию лизинговой услуги и, в частности, сервисной составляющей. Лизинговые компании все чаще предлагают включить в договор отдельные услуги, такие как ТО, помощь на дороге, топливную программу, расширенный страховой пакет, что в итоге позволяет им принять на себя и риск остаточной стоимости.
Финальной точкой на пути развития сервисной составляющей является формирование полноценной услуги оперативного лизинга, точнее, операционной аренды. Однако мы все еще не можем сказать, что в сегменте автотранспорта этот продукт полноценно востребован рынком.
Формально для его развития на сегодня в нашей экономике нет препятствий, основная проблема кроется в ментальности российских лизингополучателей, которые воспринимают автотранспорт как актив, хотя на самом деле это статья постоянных расходов. В этом плане операционная аренда — идеальный вариант для предпринимателя, который хочет сконцентрироваться на профильных вопросах своего бизнеса и готов доверить управление автопарком лизинговой организации.
Андрей Волковруководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании «Балтийский лизинг»
«Эксперт РА» сохранил прогноз роста лизингового рынка в 2019 году на уровне 15%, реализация более позитивного сценария будет зависеть от активности госкомпаний. По оценкам агентства, меньший по сравнению с 2018-м рост погрузки на железнодорожном транспорте в текущем году и сокращение дефицита подвижного состава не позволят железнодорожному сегменту прибавить более 15%. Рост авиализинга, который в основном сконцентрирован на трех крупнейших компаниях, составит до 10% и будет во многом зависеть от аренды отечественных самолетов.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|