Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2019 года: коррекция роста — исследование «Эксперт РА»

03 сентября 2019
visibility 687
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2019 года: коррекция роста — исследование «Эксперт РА»

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало исследование «Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2019 года: коррекция роста».

По итогам первой половины 2019 года, отмечается в исследовании, объем нового бизнеса составил 730 млрд рублей, показав минимальный за последние три года рост на 13%.

Сокращение темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом 2018-го (+51%) обусловлено уменьшением объема железнодорожного сегмента более чем на 30% против взрывного роста годом ранее (более +100%), что во многом обусловлено снижением объема нового бизнеса с железнодорожной техникой у ГТЛК.

Снижение темпов роста объясняется насыщением рынка новыми вагонами, в части полувагонов дефицит устранен, массового списания парка уже нет, и это ограничивает объемы нового бизнеса

Сейчас мы можем наблюдать на рынке баланс спроса/предложения, но отметим, что этот баланс достаточно хрупкий и неоднородный. Так, в части спецпарка продолжается рост производства и продаж (вагоны-хопперы, платформы, спеццистерны). Новые крупные сделки скорее стоит ждать в сегменте слияний и поглощений, а также рефинансирования ранее заключенных крупных сделок.

Анастасия Халилова, директор дирекции железнодорожного транспорта Государственной транспортной лизинговой компании
Анастасия Халилова
директор дирекции железнодорожного транспорта Государственной транспортной лизинговой компании

Помимо железнодорожного сегмента сокращение также отмечается в авиализинге, объем которого снизился почти на 50%, что привело к минимальной за последние годы доле оперлизинга на рынке (8,4%). Наибольший абсолютный прирост за 1-е полугодие 2019 года показали лизинговые сделки с недвижимостью (+65 млрд рублей) и морскими и речными судами (+40 млрд рублей) вследствие активизации компании «Сбербанк Лизинг» и ГТЛК соответственно.

Доля лизинга в продажах легковых автомобилей за 1-е полугодие 2019 года увеличилась с 9% до 10%. Рост рынка лизинга легковых автомобилей произошел на фоне сокращения общего количества проданных единиц в 1-м полугодии 2019 года на 2,4% по сравнению с 1-м полугодием 2018-го. 

— Поддержку автолизингу оказывает активная работа лизинговых компаний в таких быстрорастущих сегментах, как такси и каршеринг, что позитивно отразилось на объеме сделок с МСБ, доля которого выросла впервые за три года и составила около 49%, — комментирует Александр Сараев, управляющий директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА»

Увеличение доли легковых автомобилей, переданных в лизинг, как и следует из исследования «Эксперта», связано с развитием такси и каршеринга (по последним данным, за шесть месяцев 2019 г. только в Москве было совершено более 24 миллионов поездок на машинах каршеринга).

На рост доли легковых автомобилей влияет и огромная емкость российского рынка авто с пробегом — около 5 млн автомобилей. Это очень перспективный рынок, особенно с учетом фактора «остаточной стоимости». В связи с ростом цен на автомобили в последние пять лет некоторые модели за три года после начала эксплуатации стоят почти 90% первоначальной стоимости. Residual value может рассматриваться также как один из драйверов рынка коммерческого транспорта и лизинговых компаний, для которых флот автомобилей является основным бизнес-активом.

Александр Михайлов, генеральный директор компании «Европлан»
Александр Михайлов
генеральный директор компании «Европлан»

По оценкам «Эксперт РА», объем чистых инвестиций в лизинг (Net Investment Lease — далее NIL) в России по итогам 2018 года вырос на 32% и составил около 1,75 млрд рублей. Основной вклад в увеличение NIL внесли топ-20 лизинговых компаний, концентрация на которых за прошлый год выросла с 73% до 84%. В отличие от лизингового портфеля, представляющего собой лизинговые платежи к получению, показатель NIL рассчитывается в МСФО как приведенная стоимость будущих лизинговых платежей без учета НДС.

— ROE (отношение чистой прибыли к собственному капиталу компании) очень зависит от соотношения долга к капиталу: чем это соотношение больше, тем выше возвратность на капитал при прочих равных, — комментирует итоги исследования Александр Михайлов, — ROA (рентабельность активов) сильно отличается от компании к компании: это могут быть различия в разы. Но в целом у более эффективных лизинговых компаний с точки зрения управления расходами и управлением риском, ROA будет выше. В России есть примеры компаний, активно занимавшихся автолизингом и имевших значительные убытки, т.е. отрицательные ROA. Рост ROA и ROE больше зависит от того, как компания управляет маржой, рисками и своими расходами, и в меньшей степени от вида предмета лизинга, которым занимается компания. 

В структуре доходов лизингодателей по-прежнему преобладают доходы от финансового лизинга, однако доля доходов от оперлизинга и дополнительных услуг продолжает расти. В среднем доля доходов от оперлизинга у крупных госигроков за период 2016–2018 годов выросла с 21% до 28%, что во многом обусловлено увеличением размера арендного портфеля за аналогичный период. При этом доля доходов от дополнительных сервисов у данных компаний в среднем не изменилась и составляет около 2%, в то время как у розничных компаний за последние три года она выросла с 8% до 10% общих доходов.

На сегодняшний день крупные лизингодатели действительно показывают положительную динамику в части формирования непроцентных доходов.

Это происходит благодаря тому, что все больше внимания представители отрасли уделяют комплексному развитию лизинговой услуги и, в частности, сервисной составляющей. Лизинговые компании все чаще предлагают включить в договор отдельные услуги, такие как ТО, помощь на дороге, топливную программу, расширенный страховой пакет, что в итоге позволяет им принять на себя и риск остаточной стоимости.

Финальной точкой на пути развития сервисной составляющей является формирование полноценной услуги оперативного лизинга, точнее, операционной аренды. Однако мы все еще не можем сказать, что в сегменте автотранспорта этот продукт полноценно востребован рынком.

Формально для его развития на сегодня в нашей экономике нет препятствий, основная проблема кроется в ментальности российских лизингополучателей, которые воспринимают автотранспорт как актив, хотя на самом деле это статья постоянных расходов. В этом плане операционная аренда — идеальный вариант для предпринимателя, который хочет сконцентрироваться на профильных вопросах своего бизнеса и готов доверить управление автопарком лизинговой организации.

Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании «Балтийский лизинг»
Андрей Волков
руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании «Балтийский лизинг»

«Эксперт РА» сохранил прогноз роста лизингового рынка в 2019 году на уровне 15%, реализация более позитивного сценария будет зависеть от активности госкомпаний. По оценкам агентства, меньший по сравнению с 2018-м рост погрузки на железнодорожном транспорте в текущем году и сокращение дефицита подвижного состава не позволят железнодорожному сегменту прибавить более 15%. Рост авиализинга, который в основном сконцентрирован на трех крупнейших компаниях, составит до 10% и будет во многом зависеть от аренды отечественных самолетов.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь