Александр Михайлов: Конечный потребитель лизинговых услуг от регулирования должен выиграть


1 168
04 августа 2020

Александр Михайлов

О том, что ждут частные компании от реформирования рынка лизинга, портал All leasing побеседовал с генеральным директором лизинговой компании «Европлан» Александром Михайловым

— Регулирование лизинговой деятельности в той или иной форме, кажется, неизбежно. В чем, на Ваш взгляд, заключаются риски и в чем — положительные стороны предстоящих изменений.

— На мой взгляд, риски всегда находятся в области отклонения факта от плана, т.е. фактических регуляторных требований и инструментов надзора от провозглашенных целей регулирования.

Главные цели регулирования:

1) недопущение растраты денег налогоплательщиков, крупных убытков и потерь капитала, в т.ч. и в государственных лизинговых компаниях, способных создать угрозу финансовой стабильности рынка;

2) повышение прозрачности рынка и для государства, и для лизингополучателей;

3) снижение стоимости фондирования лизинговых компаний и расширение способов финансирования для стимулирования роста инвестиций в российскую экономику через лизинг — небанковское долгосрочное финансирование.

Видя такие благие цели, компания «Европлан», конечно, поддерживает идею регулирования лизингового рынка. И наше профессиональное сообщество, и потребители наших услуг только выиграют, если на государственном уровне появятся четкие правила и элементы регулирования, стимулирующего развитие.

Важно, что регулирование призвано сделать рынок более прозрачным, прежде всего для клиентов, для российского бизнеса и граждан.

Мы неоднократно заостряли внимание на том, что одна из целей регулирования — облегчение доступа лизинговых компаний к фондированию. Необъяснимо законами рынка, но сегодня лидер рынка автолизинга «Европлан», компания с рейтингами Fitch Ratings — «BB», АКРА — «A+», получает деньги под более высокие проценты, чем компании, которые вообще не имеют рейтингов и международной отчетности.

Очевидно, что регулирование первым делом должно убрать с рынка те компании, которые лишь на бумаге называют свои сделки договорами лизинга. Таких компаний немного, но без регулирования они существуют и работают, обманывая, в основном, несведущих физических лиц.

Конечно, у отрасли есть определенные опасения, связанные с непросчитанным регулированием или излишне жестким надзором, где иногда форма может довлеть над содержанием. Но надеемся, что опора на накопленный опыт регулирования банковской сферы поможет регулятору избежать перегибов.

— Касаются ли риски, которые неизбежно несет каждая реформа, лизингополучателей? На что им при выборе лизинговой компании следует обращать внимание в этих условиях?

— Лизингополучатели только выиграют. Можно предположить, что после введения регулирования появится дополнительная отчетность, но это ляжет на плечи лизинговых компаний. Конечный потребитель должен выиграть: получить от регулятора ясную информацию об игроках лизингового рынка, которой можно доверять, получить возможность защитить свои интересы в случае нарушения закона участником рынка, получить защиту от недобросовестных действий на местах, в регионах и т.д.

— Какой Вам видится оптимальная модель регулирования?

— На мой взгляд, оптимум лежит в простом правиле: где больше рисков растраты денег налогоплательщиков, крупных убытков и потерь капитала, способных создать угрозу финансовой стабильности рынка — там должно быть больше регулирования и надзора. Настоящие частные лизинговые компании «не пылесосят» рынок и пока далеки от влияния на финансовую стабильность рынка. Опыт с докапитализациями и спасениями некоторых лизинговых компаний после кризисов 2009 и 2015 г.г. четко показал, от кого исходит угроза деньгам налогоплательщиков.

Для самостоятельности лизинговой отрасли как небанковского финансирования капитальных вложений в стране нам важно наращивать долю частного бизнеса в нем. Важно, чтобы лизинговое сообщество, компании — участники рынка, принимали самое активное участие в жизни отрасли, их мнение, экспертный опыт должны максимально приниматься во внимание.

Подробнее о компании «Европлан»


 



Комментарии:

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь