Егор Диашов: Облигации лизинговых компаний - нет залогов, личных поручительств, но есть длинные сроки


27 апреля 2023

Егор Диашов

Как лизинговым компаниям заимствовать на облигационном рынке? Обсуждение этой темы вызвало живой интерес на конференции «Россия.Лизинг.Весна2023», организатором которой выступила компания Worldwide Expert Conferences Ltd. В развитие этой темы мы говорим с генеральным директором компании инвестиционной компании «Диалот» Егором Диашовым.

- Долгое время главным источником фондирования лизинговых компаний были банковские кредиты и средства учредителей. На облигационный рынок вышли сначала крупные лизинговые компании и относительно недавно, последние лет десять, эту форму заимствования осваивают средние компании, в том числе региональные. Как думаете, почему?

- Действительно, банки являются традиционным источником фондирования лизинговых компаний. Но не менее привлекательным в последнее время стал облигационный рынок. Сегодня на нем работает достаточно много эмитентов как с действующими, так и погашенными выпусками. Почему лизинговые компании не ограничиваются кредитами? Кредит является источником финансирования более стандартизированных сделок, которые банку проще проанализировать. Но у каждой лизинговой компании есть проекты, выходящие за привычные рамки, и здесь как раз хорошо использовать средства, полученные от размещения облигационных займов.

- Почему именно в последние годы облигации стали более востребованы бизнесом?

- Сегодня почти 30 процентов привлекаемых российским бизнесом инвестиций приходится на облигации. Дело в том, что на фондовом рынке все больше становится частных инвесторов-физических лиц. По статистике каждый четвертый гражданин страны работоспособного возраста имеет брокерский счет на бирже. Конечно, активных счетов много меньше – порядка 4 млн. Но в целом сегодня на бирже порядка 8 трлн рублей – средства физических лиц, которые активно работают в том числе и на облигационном рынке. Первый квартал 2023 года продемонстрировал, что запрос инвесторов на бумаги эмитентов, причем из разных областей, только растет. Это создает серьезное окно возможностей.

- Каковы общие требования к потенциальному эмитенту?

- Эмитентом может быть компания, которая существует на рынке не менее трех лет, имеющая выручку от 500 млн рублей в год, понятную и прозрачную систему собственности. Бизнес должен демонстрировать устойчивый рост, что не означает отсутствие каких-то колебаний. Важно, чтобы руководитель или собственник мог их объяснить потенциальному инвестору.

Необходимыми условиями для размещения облигаций являются наличие качественного аудита, наличие или получение кредитного рейтинга и открытость в общении с инвестиционным сообществом, так называемая IR-активность.

- Аудит и кредитный рейтинг – это понятно нашему рынку. А что входит в IR-активность?

- Сегодня рынок борется за деньги людей в возрасте 35-40 лет. Этому поколению, как показывает практика, хочется понимать, на какие цели работают вложенные ими деньги. Поэтому, кстати, большой популярностью пользуются облигации реального сектора экономики, фермеров, сыроваров. Мы иногда организовываем экскурсии на производство, чтобы инвесторы убедились в уровне предприятия, вживую пообщались с руководителями и собственниками. Что касается такой сферы как лизинг, то в этом случае инвесторы очень ценят прямые эфиры с эмитентами, в ходе которых они могут задать самые острые вопросы, убедиться в открытости компании.

- И с чего начать, если компания решится выйти на облигационный рынок?

- Прежде всего – определить бизнес-цель, под которую вы намерены привлекать финансирование.

Следующий шаг – выбор организатора размещения. Его задача – провести эмитента по всем этапам. Сама подготовка занимает примерно три месяца.

- Как определяется ставка по облигационному выпуску?

- Для этого составляется карта рынка, которая демонстрирует, как от сроков размещения и рейтинга эмитента зависит доходность ваших коллег-конкурентов. Ставка и ее соответствие рынку – это один из ключевых факторов успешного размещения.

- По каким ставкам сейчас выпускаются облигации лизинговых компаний?

- В настоящий момент на рынке представлены выпуски с доходностью от 6 до 16%. Нам сейчас видится приемлемой ставка 14-14,5%. От дебютантов облигационного рынка инвестор ждет определенную премию.

- А какой объем заимствования Вы считаете оптимальным для дебютанта?

- Анализ показывает, что львиная доля и по объему и по количеству выпусков приходится на ГТЛК. Если, анализируя рынок облигаций, мы отсечем ГТЛК и еще несколько крупных компаний, имеющих рейтинги ruAA, то увидим, что общее количество облигационных выпусков порядка 50 штук, объем привлеченных средств составляет 7,5 млрд рублей, то есть в среднем по 250 млн рублей на каждый выпуск. При этом надо понимать, что рейтинги А- и выше – это институциональные покупатели, а вот рейтинги ВВ – это рынок физических лиц, поэтому и ставки там выше и требования к открытости информации больше.

Дебютанты облигационных займов из числа средних компаний начинают как правило, со 100 млн рублей, увеличивая объем каждого последующего выпуска. Это, кстати, подтолкнуло эмитентов все реже обращаться к банковскому кредитованию. В результате Московская биржа ввела ковенант, обязывающий лизинговые компании не менее 50% портфеля финансировать через банковские кредиты.

- В чем еще преимущество облигаций перед другими видами заимствований?

- В облигациях нет залогов, личных поручительств, но есть длинные сроки.

Кроме того, на рынке заимствований эмитенты, которые успешно работают с облигационными займами, попадают в так называемый инвестиционный класс, что позволяет банку меньше начислять резервов, что в итоге позволяет устанавливать более низкую ставку по кредиту.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru




 



Комментарии:

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь