Кодекс прозрачности

11 февраля 2013

Лизингодатели создают единый свод норм по управлению рисками, чтобы повысить доверие к отрасли.

Лизинговые компании повышают инвестиционную привлекательность своего бизнеса путем создания единых стандартов управления рисками. Объединенная лизинговая ассоциация совместно с рейтинговым агентством «Эксперт РА» работает над созданием Кодекса стандартов риск-менеджмента в отрасли. Документ призван аккумулировать лучшие практики управления рисками и тем самым стать практическим пособием для компаний, у которых такие процессы пока не выстроены. В ближайшей перспективе кодекс будет носить рекомендательный характер.

Необходимость в подобном документе возникла давно, так как, несмотря на то что лизинговая отрасль в России уже сформировалась, прозрачных и общих стандартов управления рисками до сих пор нет. По данным «Эксперт РА», на начало 2013 года только около 60% лизинговых компаний в России имеют в своей структуре подразделения по управлению рисками и примерно у 70% существуют документы, определяющие порядок управления рисками. «Если в лизинговых компаниях — банковских «дочках» это зачастую ряд отдельных серьезных документов (отдельный на каждый вид риска или процесс), то у других компаний это могут быть один-два документа по три страницы», — говорит ведущий эксперт «Эксперт РА» Роман Романовский.

У многих сильных игроков отрасли существуют внутренние регламенты и ноу-хау в этой сфере, и по мнению инициаторов создания кодекса, сформированный на их основе единый свод правил способен стать эффективным инструментом по выстраиванию риск-менеджмента. Кодекс унифицирует процесс управления рисками, выступит в качестве обучающего документа, который аккумулирует технологии и знания разных участников рынка, в подавляющем большинстве имеющих наилучшие практики управления рисками (они очень активно включились в рабочую группу), полагает Романовский.

То, что отрасль нуждается в более сильном и структурированном риск-менеджменте, стало очевидно после кризиса 2008 года. Лизингодатели столкнулись с валом плохих долгов, а ряд компаний, в том числе крупных, ушли с рынка. Многие лизингодатели учли уроки трехлетней давности и значительно модернизировали подходы к оценке рисков, но и они не отрицают, что квинтэссенция наиболее эффективных инструментов будет весьма полезной для рынка.

«Кризис позволил увидеть недостатки и слабые стороны лизинговой отрасли: непрозрачность деятельности участников рынка, принятие высоких рисков (порой и пренебрежение рисками), искажение, некорректность предоставляемой информации и многое другое», — рассказывает директор Объединенной лизинговой ассоциации Татьяна Позднякова. По ее словам, процесс управления рисками на лизинговом рынке России не регламентирован — каждая компания создает систему риск-менеджмента с нуля. Ситуация, при которой внешние пользователи не способны получить сведения о качестве системы риск-менеджмента, снижает доверие к лизинговым институтам, и без того подорванное кризисом 2008—2009 годов.

Лимит доверия

Стремление лизингодателей к большей прозрачности и открытости в части рисков обусловлено в том числе желанием увеличить инвестиционную привлекательность сектора и улучшить имидж его игроков в глазах банков. Около 70% фондирования отечественные лизингодатели получают в российских кредитных организациях, при этом игроки заинтересованы и в международном финансировании. Инициаторы создания кодекса рассчитывают, что он позволит повысить лояльность финансовых институтов. Как отмечает Татьяна Позднякова, в долгосрочной перспективе большая прозрачность принесет дополнительные дивиденды: рост капитализации, приход большего количества инвесторов, упрощение работы с банками, расширение доступа для отечественных лизинговых компаний на рынки капитала.

Предполагается, что если кодекс получит широкое распространение в отрасли, кредитные организации станут рассматривать лизингодателей как более надежных заемщиков. Ведь если рисковую политику банкиров регламентирует и контролирует ЦБ, взявший курс на ужесточение требований, то лизингодатели в этом плане гораздо свободнее. Да и внешних индикаторов, позволяющих оценить надежность лизингодателя, намного меньше, чем на банковском рынке.

В то же время с 1 июля 2012 года вступила в силу новая версия инструкции по расчету достаточности капитала банков. Фактически она устанавливает повышенные коэффициенты риска (1,5) для значительной части корпоративных заемщиков, не относящихся к малому бизнесу, стратегическим предприятиям и оборонно-промышленному комплексу. «В новой инструкции предусмотрено важное исключение: при наличии кредитного рейтинга высокого уровня повышенный коэффициент риска не применяется, — уточняет Позднякова. — Поэтому формирование сильного лизингового рынка неосуществимо без особого внимания лизингодателей к уровню собственной финансовой устойчивости».

Универсальный и гибкий

Главное, чтобы кодекс не превратился в свод теоретических выдержек, а стал инструментом, который можно применять на практике. «Кодекс должен предоставить рекомендации, как управлять рисками, что нужно делать для эффективного управления рисками и почему ими нужно управлять, — рассуждает ведущий риск-менеджер компании «Интерлизинг» Светлана Трифонова. — При этом его следует создавать с учетом применимости для лизинговых компаний любого объема и специализации».

Действительно, лизингодатели выстраивают модели по управлению рисками в зависимости от своего масштаба и рынков, на которых работают. Этот процесс существенно отличается у компаний с сотней сделок в год и с несколькими тысячами. «Поэтому в ряде случаев кодекс формируется достаточно мягко — с оговорками, что те или иные процессы компания может добавлять, удалять или совмещать, исходя из масштабов своей деятельности», — объясняет Роман Романовский. В частности, для компаний, специализирующихся на легковом автотранспорте, показатели оценки рисков будут менее жесткими.

По планам разработчиков, документ будет охватывать вопросы требований к организации системы риск-менеджмента, наличию регламентирующих документов, полномочий сотрудников подразделений риск-менеджмента. А также определять четкие требования к каждому этапу процесса управления рисками. «В кодексе мы подробно анализируем четыре основные группы рисков: операционные, кредитные, рыночные и риски ликвидности, — конкретизирует руководитель филиала компании «ЮниКредит Лизинг» в Санкт-Петербурге Светлана Березина. — Это не значит, что другим рискам не нужно уделять внимания, просто эти четыре категории представляются нам наиболее актуальными для лизинговых компаний».

Фактор репутации

В ближайшей перспективе документ будет иметь рекомендательный характер и не затронет индивидуальные методики принятия решений конкретных лизинговых организаций. «В то же время в будущем, особенно в случае создания СРО (возможно, рынок созреет до этого и по иным причинам), кодекс может стать обязательным к применению для всех участников рынка», — предполагает Роман Романовский.

С одной стороны, участники рынка согласны с тем, что не стоит предписывать всем игрокам следовать данным канонам. Скорее документ станет методологическим пособием, даст представление об оптимальной организации процесса управления рисками, а также позволит многим лизингодателям на конкретных образцах разработать для себя документацию по риск-менеджменту. На взгляд Светланы Трифоновой, обязательное соблюдение принципов и методов управления рисками, изложенных в кодексе, не требуется, так как есть ряд успешных компаний, которые, возможно, работают не в соответствии с кодексом, но имеют оптимальный по риску кредитный портфель. Заставлять их перестраивать всю систему риск-менеджмента нецелесообразно.

С другой стороны, достичь основных целей, поставленных кодексом (прозрачности отрасли, роста доверия инвесторов, лизингополучателей и государства), по мнению авторов проекта, возможно при поддержке более 80% игроков рынка. При этом результатами деятельности рабочей группы должны стать полный текст кодекса, формализованные правила присоединения к нему, контроля соответствия деятельности компаний требованиям документа, а также правила исключения компаний из перечня соответствующих кодексу, считает Светлана Березина. Предполагается, что свод правил будет обязателен для исполнения теми компаниями, которые заявят о присоединении к нему. «В противном случае это дискредитирует саму идею единых минимальных стандартов риск-менеджмента в лизинговой отрасли. В будущем соответствие кодексу должно стать распространенным требованием для участия в тендерах на предоставление лизинговых услуг», — замечает Березина.

Контроль за соблюдением положений кодекса будет осуществлять Объединенная лизинговая ассоциация. «Мы находимся на первом этапе формирования документа, хочется создать полезный и содержательный инструмент, — резюмирует Татьяна Позднякова. — Думаю, на первоначальном этапе участники будут рады изучить кодекс и, возможно, внедрить его отдельные положения — ведь это ценнейший материал. Мы пока и сами не готовы повсеместно его внедрять, не говоря уже о том, чтобы мотивировать на это других». На данный момент внимание к проекту достаточно пристальное. И хотя в рабочей группе активно задействовано не так много участников, но это ведущие представители отрасли. Остальные лизингодатели занимают наблюдательную, но вполне доброжелательную позицию. «Создание кодекса одобрено профессиональным сообществом, иначе бы мы не взялись за это», — подчеркивает Позднякова.

Прошлый год для отрасли стал довольно удачным с точки зрения роста объемов нового бизнеса, несмотря на то что в отечественной и мировой экономике сохранялись кризисные явления.

Однако немало компаний в погоне за клиентами и в стремлении активно нарастить портфели снижали требования к клиентам. Ряд игроков на такие шаги подтолкнула ужесточившаяся конкуренция. В результате многие эксперты и консервативные игроки из числа лидеров рынка высказывали опасения, что забегающие вперед в плане раскручивания гаек лизингодатели рискуют вновь столкнуться с серьезным ухудшением качества портфелей. В 2013 году рыночные риски вряд ли уменьшатся, поэтому создание кодекса видится своевременной и разумной мерой. Тем более что о недостаточном регулировании и стандартизации лизинговой отрасли разговоры ведутся не первый год.

Однако очевидно, что для внедрения и распространения свода норм на рынке необходимы время и усилия. Если механизм обязательного применения этих правил вряд ли можно создать, то мотивирующим должен стать репутационный фактор. В глазах клиентов и банков лизинговые компании, полностью игнорирующие данный документ, должны котироваться ниже, а для этого необходима и просветительская работа.

Санкт-Петербург

Ольга ВЕЛИКАНОВА

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь