Рынок лизинга: уже не рост, еще не стагнация

03 декабря 2012
Рынок лизинга: уже не рост, еще не стагнация

Рост рынка лизинга за девять месяцев 2012 года существенно замедлился — новый бизнес вырос всего на 5% по сравнению с 80% в 2011-м. Волатильность темпов роста усиливается преобладанием на рынке крупных сделок.

Третий квартал 2012 года оказался весьма неудачным для лизингового рынка. Объем нового бизнеса снизился по сравнению с двумя первыми кварталами и составил 253 млрд рублей (см. график 1). В целом же за девять месяцев 2012 года он достиг 965 млрд рублей (см. график 2), а прирост к аналогичному периоду 2011 года — 5%. Прирост настолько мал, что оказался ниже индекса цен производителей за тот же период (106,9%, по данным Росстата). А это уже говорит о сокращении рынка в реальном выражении.

Эффект поддержки объемов рынка заключенными в начале года масштабными сделками компании «ВЭБ-лизинг» сохранился — прирост новых сделок без учета ее показателей составил бы −3,2%. Среди участников исследования отрицательные темпы прироста числа сделок продемонстрировала четверть компаний.

Несмотря на отсутствие глобальных потрясений в экономике, лизинг в сегменте крупного бизнеса чутко отреагировал на падение инвестиционной активности. В условиях, когда крупнейшие сделки занимают доминирующее положение, снижение их числа привело к замедлению всего рынка. «На развитие рынка лизинга в третьем квартале года существенное влияние оказали сокращение инвестиционных затрат крупными клиентами сырьевого сектора и падение цен на универсальный парк железнодорожной техники (ее стоимость снизилась более чем на 15% ко второму кварталу 2012 года)», — комментирует Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО «ВТБ Лизинг».

«В августе — сентябре в ряде сегментов царила неопределенность, — добавляет Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). — Это временное и прогнозируемое явление, связанное со вступлением России в ВТО. Как и на каких отраслях оно отразится, пока не может сказать никто. Клиенты занимают выжидательную позицию, пока не разберутся, как что работает. Поэтому многие лизингодатели столкнулись с падением спроса». В частности, в момент срочного введения утилизационных пошлин на автомобили значительная часть компаний приостановила закупки.

В рамках исследования лизинговым компаниям традиционно было предложено оценить степень влияния негативных факторов, которые препятствуют развитию лизингового сектора. Основные из них приведены в таблице 1 (в порядке убывания значимости).

Главным фактором, сдерживающим развитие рынка, стала нехватка надежных клиентов, которую лизингодатели ставили во главу угла и в 2010 году. В прошлом году этот фактор опускался на пятое место. Однако причины его остроты в 2010-м и 2012 годах различны — два года назад это было улучшение ситуации с ликвидностью у банков, в результате лизингодателям стало не хватать качественных клиентов, которым можно было доверить появившиеся ресурсы. В текущем же году ликвидность сжимается, однако темпы падения спроса и числа надежных потенциальных клиентов опережают сокращение ресурсной базы лизингодателей.

Такие факторы, как нехватка у лизинговых компаний средств достаточной длительности в достаточном объеме, хотя и сместились вниз по значимости (из-за улучшения ликвидности у банков в начале 2012 года), не означают снижения роли фондирования. Наоборот, проблема обостряется, но в части роста ставок кредитования и изменений банковского регулирования.

Всем по полцарства

Рынок по-прежнему концентрирован — на Москву, железнодорожный сегмент и топ-10 компаний приходится более половины сделок.

Тройка лидеров рынка по объему нового бизнеса за девять месяцев 2012 года — «ВЭБ-лизинг», «ВТБ Лизинг» и «Сбербанк Лизинг» (см. таблицу 2). В сумме на эти компании пришлось около 40% объема новых сделок (за девять месяцев 2011 года доля первой тройки составляла около 47%). Крупнейшей лизинговой компанией России по сумме полученных платежей стал «ВТБ Лизинг».

Первое место по объему новых сделок (251,7 млрд рублей) занял «ВЭБ-лизинг». Концентрация на рынке вновь усилилась: доля сделок крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 26% (за девять месяцев 2011 года — 20%, 2010-го — 15%). При этом доля десяти крупнейших компаний снизилась — на них пришлось 65% новых сделок (за девять месяцев 2011 года — 68%, 2010-го — 58%).

Доля железнодорожной техники в отраслевой разбивке за девять месяцев 2012 года составила 54% — на 0,6 процентного пункта больше, чем годом ранее (см. таблицу 3). Лидер сегмента в текущем году поменялся — им стал «ВЭБ-лизинг» (объем новых сделок — 199,6 млрд рублей).

Крупняк в приоритете

На российском лизинговом рынке в последние пять лет доминируют сделки с субъектами крупного бизнеса. Их доля в объеме нового бизнеса увеличилась с 55% в 2008 году до 69% в 2012-м (см. график 3). Несмотря на то что лизинг зачастую является наиболее доступным инструментом инвестирования для субъектов МСП, в России он остается преимущественно механизмом осуществления крупномасштабных проектов.

Как следствие, в структуре сделок по объему на рынке основную долю занимают контракты стоимостью в сотни миллионов рублей (см. график 4). Послекризисные приоритеты лизинговых компаний — стремление работать с высоколиквидным стандартизованным оборудованием — приводят к тому, что наиболее часто для субъектов МСБ одобряется автотранспорт и недорогая техника. А поскольку наладить конвейер выдачи мелких сделок (при этом соблюдая разумную степень риска) достаточно сложно, все усилия «розничных» лизинговых компаний по увеличению рыночной доли сводятся на нет проведением двух-трех мегасделок крупнейшими лизингодателями. По количеству и в 2012-м, и в 2011 годах лидировали сделки объемом 1—3 млн рублей.

«Организация конвейера сделок невозможна без внедрения специализированных систем управления продажами и анализа рисков — это подтверждает возросший спрос со стороны лизинговых компаний, которые пытаются конкурировать с лидерами по скорости принятия решения и удобству прохождения сделки для клиента, — комментирует Сергей Краснов, генеральный директор компании «Хомнет Лизинг». — Готовые программные продукты для организации конвейера есть, однако для успешного внедрения такой системы требуется значительно большее внимание бизнеса к организации процессов, чем при автоматизации бэк-офиса».

Темпы прироста бизнеса у «розничных» лизингодателей значительно стабильнее, чем у компаний, проводящих крупнейшие сделки (см. график 5). Так, в третьем квартале 2012 года среди топ-10 «розничных» и «нерозничных» компаний в 60% случаев темпы прироста новых сделок компаний «розницы» превышали темпы прироста компаний «нерозничных» (среди последних наблюдался как резкий рост, так и падение объемов сделок).

Розница противоречий

На рынке сложилась противоречивая ситуация: с одной стороны, лизингодатели демонстрируют явный интерес к развитию сделок с МСБ: 56% респондентов заявили, что ожидают рост «ритейла» (или намерены его развивать) в своей деятельности в ближайший год (см. график 6).

С другой стороны, участники рынка признают, что получить финансирование под одну крупную сделку зачастую легче, чем под пул небольших контрактов. Как правило, банку проще выдать крупный кредит под один проект, чем анализировать несколько проектов или брать риск на саму лизинговую компанию — при сопоставимой сумме финансирования банк экономит временные и трудовые затраты. Среди опрошенных лизингодателей только 22% отметили, что банки охотнее выдают кредиты под пул мелких сделок, нежели под крупный контракт.

Противоречие сложилось и в географическом развитии лизингодателей. Работа с большим количеством контрагентов требует присутствия персонала лизинговой компании на небольшом удалении от них.

Работу же с относительно крупными клиентами можно вести и дистанционно. Развитие интернет-продаж и средств связи позволяет лизингодателям проводить сделки на значительном расстоянии от клиента. Вопрос мониторинга предмета лизинга в таких случаях часто решается с помощью сотрудников финансирующего банка или страховой компании, в которой это имущество застраховано. В результате большинство лизингодателей (56%) не собираются в ближайшем будущем развивать филиальную сеть. Впрочем, за прошедший год филиальная сеть участников исследования уже увеличилась с 660 до 750 единиц, а число сотрудников выросло с 9,3 тыс. до 10,7 тыс.

Сложилось так, что лизингодатели больше доверяют платежной дисциплине крупного бизнеса, чем субъектов МСБ. С одной стороны, мелкие и небольшие компании более тщательно следят за исполнением своих обязательств, боясь испортить кредитную историю. С другой — экономические потрясения воздействуют на них сильнее и чаще вынуждают нарушать график платежей.

Кроме того, развитие розницы все еще ограничивает недостаточно высокая популярность инструмента. В России на 1 октября 2012 года клиентская база лизинговых компаний составляла около 57 тыс. лизингополучателей — а это едва ли 1,5% зарегистрированных в стране юридических лиц. При этом, например, в Европе лизинг имеет ключевое значение для МСБ — в 2010 году им воспользовалось 40% предприятий этого сегмента. По данным Leaseurope, лизингополучатели инвестируют в обновление и расширение основных средств в среднем на 53% больше, чем компании, не пользующиеся лизингом.

«Существенный положительный эффект на развитие лизинговой «розницы» могло бы оказать повышение прозрачности вторичного рынка спецтехники, — говорит Кирилл Царев, и. о. генерального директора компании «Сбербанк Лизинг». — Ввиду ограниченной доступности статистических данных по стоимости спецтехники на вторичном рынке нередко приходится опираться только на экспертное мнение».

Топчемся на месте

Замедление роста рынка, начавшееся в первой половине 2012 года, нарастает и грозит превратиться в стагнацию (в конце 2011-го участники рынка предполагали, что в 2012 году прирост будет не выше 20%). В то же время, если на рынке сохранится традиционная сезонность (заключение максимального объема сделок в четвертом квартале), сокращения может и не произойти. Зафиксированное Росстатом увеличение инвестиций в основной капитал в августе — сентябре позволяет надеяться на такое развитие событий. Впрочем, прирост и в этом случае вряд ли будет двузначным. По нашей оценке, он составит около 8%, а объем нового бизнеса — 1,4 трлн рублей.

Невысокие темпы прироста рынка сохранятся и в 2013 году — этому способствуют высокая база роста и нестабильность в европейской экономике, основном потребителе продукции крупнейших российских корпораций.

При реализации пессимистичного сценария (если снижение ставок аренды подвижного состава продолжится) последует ухудшение динамики рынка и резкое падение качества лизингового портфеля, а прирост нового бизнеса составит менее 10%. «Существенно изменится бизнес в железнодорожном транспорте, — говорит Андрей Коноплев. — На протяжении последних лет преимущественно обновлялся парк полувагонов, и в ближайшие годы ожидается постепенное обновление парка специализированного подвижного состава: цементовозы, цистерны для сжиженных газов и прочее. Лизингодатели подвижного состава, вышедшие на рынок в 2011—2012 годах, впервые могут столкнуться с неплатежами; кроме того, на рынке появятся крупные лоты изъятого парка. Количество компаний будет сокращаться в основном за счет поглощения более крупными игроками».

Оптимистичный сценарий предполагает, что некоторое ускорение инвестиций после торможения в 2012 году, а также стабилизация и даже восстановление цен на железнодорожную технику будут толкать рынок вверх. Увеличение объема новых сделок составит в этом случае 15—20% (до 1,55—1,7 трлн рублей). «Темпы роста рынка в 2013 году будут менее агрессивными, чем раньше, и составят 20—30 процентов, — считает Максим Агаджанов, генеральный директор «Газпромбанк Лизинга». — В первую очередь это обусловлено тенденциями в сегменте лизинга железнодорожного подвижного состава, где наблюдается стабилизация спроса. Драйверами роста в 2013 году станут автотранспорт, строительная и спецтехника, авиатранспорт, нефтегазовое оборудование. Это связано с реализацией подписанных в текущем году соглашений в сегменте авиатранспорта, оживлением в строительной отрасли, стабильным развитием нефтегазового сектора».

Оптимистичный сценарий представляется более вероятным. Хотя проблемы с поиском надежных клиентов и фондированием сделок останутся в будущем году весьма острыми, лизинговые компании уже начали адаптироваться к новым условиям. Это наглядно видно на примере изменений в банковском регулировании, предполагающем расширение использования рейтингов финансовой устойчивости. Часть компаний уже получила или получает рейтинги, а в целом среди компаний, получивших рейтинг «Эксперт РА», 22 из 30 удовлетворяют новым требованиям банковских инструкций (110-И и 254-П предполагают наличие рейтинга на уровне А и выше). В первой половине 2013 года процесс адаптации к новым ставкам и регулированию завершится, что создаст условия для активизации роста.

Однако ближе к 2014 году российский лизинговый рынок может упереться в локальный потолок на уровне в 2,5—3% ВВП (1,6—1,8 трлн рублей нового бизнеса), для преодоления которого требуются масштабные структурные изменения. Это и улучшение законодательной базы и правоприменительной практики, и рост объема инвестиций в отраслях, которые не занимались обновлением оборудования в 2000-х (ЖКХ, речной транспорт и т. д.), и изменения в самих лизинговых компаниях (в части риск-менеджмента, автоматизации и практик корпоративного управления).

Ощущается ли на рынке замедление роста во втором полугодии 2012 года?

Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса ГТЛК:

— Во втором полугодии текущего года рынок лизинга растет менее активно. В третьем квартале мы фиксировали значительный спад интереса к дорожной технике, грузовому транспорту и железнодорожным вагонам. Проблема не в лизинге как таковом — по сравнению с первым полугодием 2012 года произошел общий спад продаж. Все эти тенденции имеют объективные причины. Рост сегмента железнодорожного транспорта заглушило падение арендных ставок. Не думаю, что до конца года что-нибудь изменится. Крупные сделки возможны, но средние клиенты, составляющие основную массу, по-прежнему будут занимать выжидательную позицию. В сегменте грузового транспорта, пожалуй, основным фактором, повлиявшим на продажи в целом и лизинг в частности, стало введение утилизационного сбора. До принятия этого решения у участников рынка не было полного понимания, чего им ожидать, насколько значительно утилизационный сбор повлияет на стоимость техники. Затем произошел подъем цен в среднем на 200—300 тысяч рублей за грузовик. На реализации дорожной техники негативно сказалось окончание срока действия контрактов на содержание, из-за чего обычное сезонное снижение спроса было значительно сильнее, чем, к примеру, в прошлом году. Тем не менее отложенный спрос начал реализовываться — с четвертого квартала ГТЛК фиксирует значительный рост интереса к дорожной технике.

Максим Агаджанов, генеральный директор «Газпромбанк Лизинга»:

— Такая тенденция есть. В первую очередь это связано с общей макроэкономической ситуацией: на рынке уменьшается число игроков, увеличивается доля государственных лизинговых компаний, продолжается региональная и глобальная экспансия, снижается маржа, повышается внимание лизингодателей к операционной эффективности, сохраняется неопределенность по перспективам налогообложения и законодательства. Кроме того, заметно движение к оперативному лизингу.

Также замедление темпов роста связано со стабилизацией спроса в сегменте лизинга подвижного состава, который был основным драйвером рынка последние годы.

Сдерживающим фактором во втором полугодии стало и введение новых требований к нормативам достаточности капитала банков, которые ограничили для ряда лизинговых компаний доступ к финансированию.

Рынок лизинга уже не будет показывать таких темпов роста, как в посткризисные годы. По итогам 2012-го и в дальнейшем можно ожидать сохранения среднегодовых темпов прироста рынка на уровне 10—15% от объема предшествующего года. При этом потенциал для роста лизингового сегмента рынка довольно большой. На сегодня, по данным экспертов, проникновение лизинга в валовые внутренние инвестиции составляет в России всего 6,9%. Для сравнения: в Великобритании это 15,3%, в Германии — 10,2%.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Автор: Роман РОМАНОВСКИЙ
Источник:  Эксперт

Источник фото:  Inmagine
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь