Лизинг на Юге растет быстрее

4 268
26 марта 2013
Лизинг на Юге растет быстрее

Рынок лизинга на юге России в прошлом году, по нашим оценкам, вырос примерно на 20%, поставив новый рекорд абсолютных показателей нового бизнеса. Этот рост особо ценен на фоне общероссийского рынка, который за год прибавил символические полтора процента.

В 2012 году объем нового лизингового бизнеса на Юге продолжил расти и, по нашим расчетам, достиг 55 млрд рублей; год назад этот показатель был на уровне 45 млрд рублей. Мы опирались на данные компаний-участников рейтинга и оценивали деятельность тех, кто в нем не представлен. В целях сопоставимости данных мы продолжаем придерживаться методологии, согласно которой под югом России понимаем территории двух округов — Южного и Северо-Кавказского.

Как мы и прогнозировали, темпы роста рынка лизинга на Юге продолжили снижаться. Если в 2010 году южный рынок финансовой аренды вырос приблизительно в два раза, а в 2011 году новый бизнес увеличился на 40%, то в 2012 году — только на 20%. В целом по стране этот рынок, по предварительным оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», вырос гораздо меньше — сумма заключенных контрактов в 2012 году в РФ увеличилась всего на 1,5%.

Новые миллиардеры

По итогам прошедшего года на Юге стало больше, чей портфель превышает миллиардный уровень, — теперь их, по нашим оценкам, больше 15. По итогам 2011 года таковых было чуть более десятка. Рейтинг возглавляет участник госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы — ОАО «Росагролизинг». Объем нового бизнеса этой госкорпорации в минувшем году достиг почти 10 млрд рублей (см. таблицу). Второе место прочно занимает «Европлан»; 80% нового бизнеса на Юге у этой компании приходится на легковые автомобили и грузовой автотранспорт. На третьем месте — Государственная транспортная лизинговая компания с 3,5 млрд рублей нового бизнеса. Заслуживает отдельного внимания тот факт, что у этого лизингодателя более 70% нового бизнеса в ЮФО и СКФО приходится на Карачаево-Черкесскую республику, тогда как традиционно у большинства участников проекта наибольшую долю нового бизнеса занимают Краснодарский край и Ростовская область. По нашим оценкам, в лидерах рейтинга могли бы быть и другие крупные госкомпании, но они традиционно не раскрывают объемов своей деятельности в регионах.

Впрочем, все больше лизингодателей демонстрируют снижение темпов роста, а примеры многократного увеличения нового бизнеса у компаний с миллиардными показателями можно пересчитать по пальцам (см. таблицу). В целом эти компании демонстрируют умеренные показатели динамики, хотя и обгоняющие средние темпы роста всего южного рынка. Так, новый бизнес на Юге у «Европлан» вырос на 40%, у CARCADE Лизинг — на 31%, у ОЛК «РЕСО-Лизинг» — на 37,5%.

В три раза дороже, чем у конкурента

В срочной структуре подписанных за год контрактов в целом преобладают сделки, заключенные на период от года до трех лет. При этом наблюдается некоторое увеличение доли сделок, заключаемых на период от трех до пяти лет. На фоне сокращения контрактов сроком до одного года при условии сохранения внешних благоприятных условий можно предположить, что в будущем увеличение срока сделок станет трендом.

Средний уровень удорожания по сделкам у лизингодателей на Юге колебался в прошедшем году в достаточно широком диапазоне — от 9 до 28%. При этом в среднем по рынку показатель был на уровне около 12%. Такая ситуация больше характерна для рынков, где места хватает всем, но большинство игроков говорят о росте конкуренции. По нашим оценкам, компаний, оказывающих услуги финансовой аренды на юге России, около сотни, при этом ряд игроков отмечает возросшее влияние на рынок нескольких крупных компаний с госучастием. Поэтому на фоне роста конкурентного давления, особенно в связи с активизацией деятельности госкомпаний, трехкратный разрыв среднего уровня удорожания по сделкам позволяет прогнозировать его сокращение в ближайшем будущем.

«Сейчас наблюдается избирательный подход к выбору лизинговой компании со стороны лизингополучателей и более избирательное отношение к клиентам со стороны лизинговых компаний, — характеризует нынешнее состояние развития рынка лизинга в ЮФО и СКФО генеральный директор ЗАО «Альянс-Лизинг» Дмитрий Кочергин. — Это связано с открытием новых представительств лизинговых компаний в Южном и Северо-Кавказском округах. Повышение конкуренции среди лизинговых компаний приводит к предоставлению клиентам более привлекательных предложений и формированию более лояльного к ним отношения». По этой причине лизингодатели, в первую очередь частные, активно развивают совместные с партнерами-поставщиками техники, машин или оборудования проекты, предлагая особо выгодные условия клиентам, а также расширяют сервисные и дополнительные услуги. Например, ГК «Балтийский Лизинг» в рамках развития розничного направления бизнеса активно взялась за разработку новых программ и спецпредложений на отдельные марки автомобилей — Land Rover, Jaguar Land Rover, Škoda, Mitsubishi, Audi. Компании «Элемент Лизинг» и «Группа ГАЗ» объявили о начале специальной акции по продаже коммерческих автомобилей марки ГАЗ: по условиям акции транспортное средство можно купить в лизинг с минимальной переплатой, которая ниже ставок по стандартным лизинговым программам на 0,2—1,1%. Автолизинговая компания CARCADE и компания Volvo Car Russia продолжают развивать совместный проект Volvo Car Лизинг, направленный на повышение доступности автомобилей этой марки для представителей малого и среднего бизнеса.

Частный бизнес и в сфере финансовой аренды обладает определенным набором преимуществ и возможностей повышения конкурентоспособности в сравнении с госкомпаниями. «Во-первых, традиционным преимуществом частного игрока по сравнению с федеральной корпорацией является скорость принятия нестандартных, ориентированных на местного потребителя решений, — рассуждает заместитель генерального директора ГК «Муниципальная инвестиционная компания» Максим Каклюгин. — Во-вторых, частный бизнес может позволить себе более гибкие решения по условиям, не укладывающимся в регламент крупных госкомпаний. В-третьих, сказываются все традиционные преимущества мотивированного частного бизнеса по сравнению с бизнесом, контролируемым чиновниками».

Без налога на движимое имущество

Рынок лизинга на протяжении всего своего существования демонстрирует значительную степень институциональной зависимости. Каждые возможные изменения профильного законодательства мгновенно вызывают бурные обсуждения среди лизингодателей. На этот раз дискуссии повлекли изменения в сфере налогообложения, а именно — вступивший в действие с 1 января 2013 года Федеральный закон об отмене налога на движимое имущество. Теперь не признается объектом обложения налогом на имущество организаций все движимое имущество, которое принято на учет в качестве основных средств. В связи с этим возникли некоторые опасения, связанные с потерей механизмом финансовой аренды своего основного конкурентного преимущества, но большинство опрошенных нами лизингодателей особых угроз не видят.

«Безусловно, налоговые преференции — один из основных факторов, стимулирующих обращение в лизинговую компанию предприятий и предпринимателей, использующих стандартную систему налогообложения, — рассуждает генеральный директор компании CARCADE Лизинг Алексей Смирнов. — В то же время серьезных причин, которые бы могли повлиять на рост объема продаж в 2013 году, в новом законодательстве мы не видим. Дело в том, что для наших клиентов, представителей малого и среднего бизнеса, возможность экономии по налогу на автотранспорт всегда уступала другой налоговой льготе — оптимизации налога на прибыль. Кроме того, автолизинг для МСБ — наиболее простой, быстрый и выгодный способ приобретения автомобиля на заемные средства: мы не обременяем клиентов подготовкой большого пакета документов, не требуем нотариального заверения, не включаем в договор услуги расчетно-кассового обслуживания, быстро оформляем соглашения и формируем гибкие графики лизинговых платежей, наконец, дополняем финансовые услуги расширенной сервисной составляющей, что важно при дальнейшей эксплуатации автомобилей».

С другой стороны, в связи с отменой налога на движимое имущество и лизингодатели получили определенные выгоды при отнесении транспортных средств на свой баланс, что должно привести к снижению удорожания, и, как следствие, к росту спроса. «Уже по результатам первого квартала можно судить о существенном увеличении спроса на лизинговые услуги со стороны потребителей по причине сокращения удорожания предмета лизинга и более конкурентных по сравнению с банковским кредитом условий, чем до отмены налога», — поясняет Максим Каклюгин. «В результате мы предложили нашим лизингополучателям еще более выгодные условия финансирования, — соглашается и Алексей Смирнов. — Уже с 1 января 2013 года CARCADE проводит специальную акцию: при приобретении любого автомобиля в лизинг и постановке его на баланс нашей компании клиенты смогут воспользоваться сниженными ставками удорожания и таким образом сэкономить на стоимости лизинговой услуги».

На рынке с мягкими правилами

Потенциал роста рынка финансовой аренды на Юге далеко не исчерпан, но степень насыщения услугами финансовой аренды ЮФО и СКФО неодинакова. На Северном Кавказе удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций ниже, чем в Южном округе; при этом инвестиции в основной капитал в СКФО через лизинг опережают банковские инвестиции по темпам роста. Региональные власти продолжают оказывать поддержку развитию финансовой аренды. Например, Гарантийный фонд Кабардино-Балкарии, учредителем которого является республика в лице министерства экономического развития, планирует в этом году увеличить капитализацию и начать предоставлять поручительства предпринимателям по договорам лизинга.

Препятствием проникновения лизинговых услуг является уже не столько уровень финансовой грамотности, существенно тормозивший развитие рынка еще лет пять назад, сколько, по мнению ряда экспертов, размытые институциональные рамки. Максим Каклюгин самой большой сложностью рынка лизинга ЮФО, СКФО и России в целом считает сырую нормативную и законодательную базу лизинговой деятельности. «Складывающаяся практика споров в арбитражных судах противоречива и порой зависит от влияния разного рода лоббистов на уровне президиума Высшего арбитражного суда РФ, — поясняет г-н Каклюгин. — Единственная зачастую гарантия свое­временного и полного исполнения лизингополучателем взятых на себя обязательств — право лизингодателя изъять и реализовать предмет лизинга из-за нарушения условий договора — сегодня ставится под сомнение. Такая практика сильно выбивает почву из-под ног лизингодателя, и тот вынужден проводить гораздо более тщательный отбор среди претендующих на сделку арендаторов. Понимаю, что, с одной стороны, такая порочная практика спровоцирована поведением наиболее агрессивных лизинговых компаний, пытающихся обогатиться за счет проблем клиентов. С другой стороны, страдают нормальные, не столь агрессивные лизинговые компании». Определенные препятствия на пути развития рынка создает, по мнению Максима Каклюгина, оценка кредитоспособности клиента, осложненная множеством «лазеек» для сокрытия реального финансового положения лизингополучателя.

Символический показатель роста российского рынка лизинга, завершение масштабной олимпийской стройки на фоне снижения темпов экономического роста страны оказали свое воздействие на прогнозируемый рост южного рынка финансовой аренды. Некоторые представители лизинговых компаний предвидят падение рынка, но большинство осторожно воздерживается от прогнозов. Самый оптимистический взгляд в будущее — в компании ЗАО «Альянс-Лизинг», где прогнозируют прирост и рынка в ЮФО, и нового бизнеса в компании на уровне около 20%. Но, несмотря на сдержанные оценки развития рынка, большинство игроков ставит перед собой амбициозные задачи — расти выше рынка.

Таблица «Рейтинг лизинговых компаний, работающих на юге России, по итогам 2012 года»

График «Рынок финансовой аренды на юге России темпы роста снизил, но они еще остаются высокими»

Методология

Рейтинг лизинговых компаний составлен Аналитическим центром «Эксперт ЮГ» с использованием методики рейтингового агентства «Эксперт РА». Отсутствие компании в таблицах может быть обусловлено тем, что она не раскрыла данные.

В рейтинге принимают участие лизинговые компании, зарегистрированные на территории ЮФО и СКФО, а также компании, зарегистрированные за пределами регионов Юга, но ведущие здесь деятельность.

Лизингодатели предоставляют данные по сделкам, заключенным компанией на территории ЮФО и СКФО в 2012 году. К ним относятся сделки, по которым предмет лизинга реально будет функционировать в регионе.

Основным критерием ранжирования участников в списке является объем нового бизнеса. Объем нового бизнеса (реальные новые сделки) — объем сделок, по которым наиболее раннее из двух событий (первое — закупка оборудования для передачи в лизинг по договору лизинга, второе — получение аванса лизингополучателя, если аванс ненулевой) — наступило не ранее первого дня исследуемого периода и не позднее его последнего дня.

Текущий портфель оценивается по объему лизинговых платежей к получению или по остаточной стоимости текущих сделок. Под объемом лизинговых платежей к получению мы понимаем объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на два месяца.

Объем полученных лизинговых платежей — общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода, включая доходы от ремаркетинга (доходы от продажи оборудования, изъятого у лизингополучателя).

Все показатели по компаниям указываются с учетом НДС.

Также по теме

Лизинг на Кавказе

Виртуальная конференция

Автор: Арина БАРСУКОВА, Вера КОТ
Источник:  Эксперт Юг

Источник фото:  Inmagine
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь