Как будет развиваться лизинговая розница в России?

28 марта 2013
Как будет развиваться лизинговая розница в России?

Техника оптом и поштучно

Розничный лизинг начинает конкурировать с квазигосударственными контрактами

«День сурка» — так характеризуют эксперты ситуацию, сложившуюся сегодня практически во всех сегментах лизинга. Столь емкое сравнение прозвучало на конференции «Российский лизинг: итоги-2012», прошедшей в Лиссабоне.

Банки то выделяют средства, то затягивают. Клиенты то обращаются со сделкой, то переносят ее, либо тоже «тянут волынку». И хотя российский лизинг пока лишен конкурентных преимуществ для международной экспансии, высокий уровень внутренней конкуренции, тем не менее, вселяет оптимизм.

Павел Самиев, заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА», констатировал, что через 2 года посткризисного роста рынок вновь затормозил. Глубина спадов и роста рынка усиливается преобладанием на рынке крупных сделок — около 70% нового бизнеса формируется сделками свыше 100 млн руб. «Розничный» лизинг (сделки менее 10 млн руб.), на который в том числе делали ставки мелкие и средние транспортные предприятия, хотя и вырос за год почти вдвое (со 122 до 222 млрд руб.), все еще играет скромную роль на рынке.

Хотя преимущества лизинга перед покупкой транспортных средств в кредит давно очевидны. Первый заместитель гендиректора «Сбербанк Лизинг» Сергей Клишо констатирует: экономический эффект лизинга заключается в экономии на налоге на прибыль (осуществляемой на начальных этапах реализации проекта), то есть тогда, когда деньги, с учетом возможности их дальнейшего использования в производственном процессе, наиболее дороги. Вариант лизинга сопровождается оплатой лизинговых платежей и уменьшением налогооблагаемой прибыли на всю сумму лизинговых платежей (20% от суммы лизинговых платежей, без учета НДС). А вариант прямого кредитования сопровождается оплатой имущества (аванс и погашение кредита), а также выплатой процентов по кредиту.

ЦИФРА: 20,8 процента от общего объема лизинговых сделок занял лизинг автотранспорта в 2012 году.

Наладить «конвейер» мелких сделок сложно, считает Павел Самиев. Дело в том, что на рынке сохраняется высокая концентрация по всем параметрам — по доле госкомпаний, по видам оборудования, по регионам, по размеру клиентов, по участникам рынка. Доля сделок государственных и квазигосударственных компаний за четыре года выросла на 20% и сейчас превышает 50%.

При этом темпы прироста бизнеса у «розничных» лизингодателей значительно стабильнее, чем у компаний, проводящих крупнейшие сделки. Как будет развиваться лизинговая «розница» в России в ближайшие два года? Половина экспертов предполагают, что доля таких сделок вырастет незначительно, поскольку ключевая проблема для лизинговых компаний — желание банков в каждом случае оценивать непосредственно лизингополучателя. А возможности привлечения кредитов, согласно изменениям в банковском регулировании, теперь зависят и от внешних оценок лизингодателя — рейтингов финансовой устойчивости. Понятно, что и небольшие транспортные предприятия, и скромные лизингодатели по-прежнему явно не в фаворе.

Впрочем, экспертные прогнозы — это всего лишь предположения. Например, у не самого мелкого лизингодателя «Райффайзен Лизинг», как сообщает директор его регионального филиала Андрей Донченко, доля активов в портфеле, приходящаяся на грузовой и легковой автомобильный транспорт, составляет 25,8%. В то время как российский рынок лизинга в целом показывает лишь 9,8% в этом сегменте.

Что касается «квазигосударственной» компании ГТЛК, она по-прежнему не подводит экспертов и подтверждает их прогнозы, демонстрируя стабильный рост нового бизнеса. Предприятию «Челябинский автобусный транспорт» поставлены первые 15 автобусов из контракта с городской администрацией на 30 машин. В присутствии руководства минтранса подписаны соглашения о сотрудничестве с правительствами Орловской и Ульяновской областей, включающие развитие пассажирского транспорта. «Питеравто» в ближайшее время получит в лизинг 45 автобусов, до этого договор был подписан на 500 автобусов. Более того, различные автопредприятия Санкт-Петербурга уже получили от ГТЛК 300 пассажирских автобусов.

Не имеет себе равных в России и контракт ГТЛК с «УК Такси 24». Общая стоимость заключенных в прошлом году лизинговых контрактов на поставку более 1300 легковых машин достигает 1 млрд рублей. Машины поставляются для эксплуатации в Санкт-Петербурге, Волгограде, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Ставрополе, Оренбурге, Самаре, Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Пятигорске и Невинномысске.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Автор: Инга АГАПОВА (эксперт)
Источник:  Российская газета

Источник фото:  Inmagine
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь