Лизинг-2012: вагоны подвели

9 185
08 апреля 2013
Лизинг-2012: вагоны подвели

Рынок лизинга перестал расти из-за сокращения сегмента железнодорожной техники. В нынешнем году удержать рынок от падения могут сделки с компаниями малого и среднего бизнеса, прежде всего в сегментах автотранспорта и строительной техники.

По итогам 2012 года оправдались самые пессимистичные прогнозы — прирост рынка близок к нулю (1,5%). Объем нового бизнеса за год составил 1320 млрд рублей и почти не отличается от показателей 2011 года (таблица 1). Без учета сделок крупнейшей компании «ВЭБ-лизинг» новый бизнес сократился на 5%. Торможение обусловлено прежде всего снижением активности в многолетнем драйвере рынка — сегменте железнодорожной техники. Негативно на динамике рынка отразилось и удорожание фондирования из-за нестабильности на финансовых рынках и ужесточения банковского законодательства (поправки в инструкцию ЦБ РФ 139-И).

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

В 2012 году доля четвертого квартала в годовом объеме новых сделок составила 27%. Как и годом ранее, она снижалась, что не характерно для аналогичных некризисных периодов прошлых лет. По словам некоторых лизингодателей, на динамику сделок также могло повлиять решение ряда клиентов перенести их на начало 2013 года в связи с отменой налога на новое движимое имущество. Отложенный спрос по таким сделкам может реализоваться уже в первом квартале текущего года.

Но перспектива слабого роста рынка не слишком пугает его участников. «Снижение объемов нового бизнеса при сохранении качества лизингового портфеля не должно негативно повлиять на платежеспособность участников рынка. При этом финансовое состояние частных лизинговых компаний с ограниченным доступом к финансированию может несколько ухудшиться. В этом случае возможны слияния и поглощения среди лизинговых компаний, а также купля-продажа лизинговых портфелей», — говорит Андрей Коноплев, генеральный директор компании ОАО «ВТБ Лизинг».

При незначительном росте рынка усилится конкуренция — это может привести как к либерализации требований к лизингополучателям, так и к снижению маржи лизингодателей при попытке предложить клиентам лучшие условия. В погоне за сделками лизинговые компании могут пойти и на снижение уровня авансовых платежей. С одной стороны, это повышает риски, с другой — позволит немного больше заработать: чем выше задолженность клиента, тем выше платежи по сделке. Но не стоит забывать, что при увеличении рискованности сделок растет и стоимость фондирования для компаний.

«Компании, которые могут столкнуться с замедлением роста бизнеса, будут стараться подстроиться под новые реалии, сохранить масштаб деятельности. В первую очередь это может проявиться в своеобразной моде на «розницу». Даже те компании, которые всегда работали только с крупными сделками, начинают создавать розничные подразделения. Более четко будет прослеживаться отраслевая специализация компаний, поскольку в выгодном положении оказываются те игроки, которые могут выступать экспертами в том или ином сегменте», — отмечает Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании.

Несмотря на торможение рынка, многие компании сохраняют оптимизм — при стагнации или слабом росте новых сделок можно направить усилия на укрепление отношений с уже имеющимися клиентами, на разработку новых продуктов и отладку бизнес-процессов.

Деконцентрация лидерства

Второй год подряд тройка лидеров рынка неизменна — это ОАО «ВЭБ-лизинг», ОАО «ВТБ Лизинг» и ГК «Сбербанк Лизинг» (таблица 2). В совокупности на них пришлось около 37% всего объема нового бизнеса (в 2011 году — 43%, в 2010-м — 41,1%.). Позиции компаний по размеру лизингового портфеля аналогичны. Крупнейшей компанией по сумме полученных платежей стал «ВТБ Лизинг».

Таблица 2. Рэнкинг лизинговых компаний России по итогам 2012 года

Сегмент железнодорожной техники также сохранил лидерство, однако впервые за четыре года его доля сократилась — на 7,3 процентного пункта (график 1). Причины торможения — наметившееся перепроизводство вагонов, коррекция цен на подвижной состав, падение ставок аренды и сокращение объема грузоперевозок в прошлом году. Прирост нового бизнеса по остальным видам имущества (без учета железнодорожной техники) составил 16%.

Структура сделок по видам собственности также претерпела изменения: если в 2011 году более половины рынка занимали государственные и квазигосударственные лизинговые компании, то теперь их доля — 47% (-5 п. п., график 2). Увеличилась доля компаний, принадлежащих частным российским банкам: с 8,9% в 2011 году до 11,4% в 2012-м.

Драйверы в дефиците

Развитие рынка в 2013 году во многом будет определяться ростом железнодорожного сегмента, а также динамикой банковских ставок и инвестиционной активностью в экономике. Поддержать рынок может запрет на использование парка устаревших вагонов и вагонов с ненадежными комплектующими. Продление сроков эксплуатации и дальнейшее снижение цен и ставок аренды, наоборот, будут давить на объемы рынка.

Отмененный в начале года налог на имущество вряд ли значимо изменит объемы рынка. Исчезнувший эффект экономии на налоге за счет ускоренной амортизации будет компенсирован отсутствием расходов на его уплату, а повышение инвестиционной активности в результате отмены налога затронет и лизинговый рынок наряду с другими инструментами финансирования. «Чем дешевле клиенту обходится предмет лизинга с точки зрения расходов, тем легче ему исполнять обязательства перед лизинговой компанией, а значит, отмена налога повлияет позитивно. Кроме того, у лизинга определяющие преимущества не столько в оптимизации налогообложения, сколько в скорости принятия решений, распределенности платежей во времени, фиксации процентной ставки и улучшении баланса клиента. В крайнем случае клиент может вернуть предмет лизинга. Если же он не вернул банковский кредит — это навсегда испорченная кредитная история. Иными словами, используя лизинг, клиент существенно улучшает свое правовое положение», — говорит Олег Литовкин, генеральный директор «Лизинговой компании УРАЛСИБ».

Среди таких крупнейших капиталоемких сегментов рынка, как авиатехника, строительная техника, суда, недвижимость, которые могли бы стать точками роста, потенциальным драйвером 2013 года лизингодатели считают строительную технику (график 3). Она остается относительно недорогим и высоколиквидным сегментом, на который всегда есть спрос. Оптимизм в оценках вызван, в частности, реализацией крупных строительных проектов (Олимпиада, чемпионат мира по футболу 2018 года и т. д.), которые создают дополнительный спрос на строительную и дорожно-строительную технику.

Менее 50% участников рынка в качестве ключевого растущего сегмента рассматривают авиатехнику, и это несмотря на меры господдержки — Постановление № 1212 о субсидировании лизинговых платежей и прочие (график 4). Хотя отечественный воздушный парк изношен и требует обновления, его замена, по мнению лизингодателей, будет происходить медленно из-за низкого пассажиропотока на внутренних рейсах.

При этом сегмент крупнейших перевозчиков на международных линиях прочно занят госкомпаниями и иностранными лизинговыми компаниями. Число участников сегмента ограничивается необходимостью доступа к длинным деньгам, а также значительным инвестиционным периодом (время строительства самолета).

Водный транспорт, по мнению участников рынка, тоже не станет драйвером роста (график 5). Такой пессимизм объясняется недостаточным спросом на суда, несмотря на высокий уровень износа флотилии; сложной финансовой ситуацией потенциальных лизингополучателей; узкой специализацией рынка, не интересного рыночноориентированным лизингодателям; отсутствием адресной господдержки и жестких требований государства к эксплуатируемым судам (трагедии, подобные «Булгарии», пока никак не сказались на запрете использования устаревших и ненадежных судов).

Пятая часть респондентов, позитивно оценившая перспективы лизинга судов, опирается на факторы низкой базы и отложенного спроса.

Доля лизинга недвижимости в России до сих пор в пять-шесть раз ниже, чем в целом в Европе — 1,5% против 9% (по данным Leaseurope). В нынешнем году прорыва в таких сделках скорее всего не будет, хотя многие участники рынка называют этот сегмент одним из самых перспективных. Во-первых, потому, что лизинг коммерческой недвижимости, по сути, простой продукт, который многим знаком и понятен так же, как ипотека для физических лиц. Во-вторых, передаваемые в лизинг объекты зачастую достаточно ликвидны и оцениваются как хороший залог, что снижает риски сделки. Тормозят же развитие сделок непрозрачные схемы купли-продажи недвижимости и высокая стоимость объектов коммерческой недвижимости. Сегмент техники для ЖКХ также остается небольшим, хотя спрос в нем поддерживается участившимися природными катаклизмами — обильные снегопады и ледяные дожди способствуют росту спроса на технику, прежде всего в городах-миллионниках.

Основными сегментами роста и наибольшей конкурентной борьбы в 2013 году станут легковой и грузовой автотранспорт (в частности, спрос на легкий коммерческий транспорт в Москве подстегивает запрет на движение крупнотоннажных грузовиков). Эти сегменты могут стать самыми быстрорастущими среди крупнейших на рынке (таблица 3). Перспективным в этом году лизингодатели считают также лизинг автобусов (парк в большинстве регионов сильно изношен, и от его замены отказаться невозможно), оборудования для пищевой отрасли, машиностроительного, дерево- и металлообрабатывающего оборудования.

Таблица 3. В 2013 году тенденции на рынке вагонов будут во многом определять динамику рынка лизинга

Сокращение операций крупнейших клиентов в сегменте железнодорожной техники позволило укрепить позиции лизинга в малом и среднем бизнесе — впервые за четыре года его доля ощутимо увеличилась (на 6,3 п. п. за 2012 год, до 34,8%). По ожиданиям участников рынка, сегмент МСБ в 2013 году продолжит расти быстрее, чем крупные сделки. При этом будут увеличиваться контракты не только с автотранспортом, но и с технологическим оборудованием. «В 2012 году Программа поддержки МСБ фактически была перезапущена, — говорит Михаил Афанасьев, директор департамента финансирования малого и среднего предпринимательства ОАО «МСП Банк». — Мы отказались от поддержки по направлениям, с которыми рынок прекрасно справляется самостоятельно, — то есть от финансирования предприятий торгового сектора, а также от лизинга легковых автомобилей. Вместо них были разработаны новые продукты, разбитые на группы по приоритетам: основная их масса направлена на финансирование инноваций, модернизации, мероприятий по повышению энергоэффективности, а также на поддержку прочих проектов неторгового сектора экономики и социальных проектов МСП, в том числе проектов в регионах с неблагоприятными социально-экономическими условиями и в моногородах».

В слабом плюсе

Торможение крупнейшего рыночного сегмента (железнодорожной техники) и отсутствие других драйверов обусловили сдержанные ожидания участников рынка относительно развития в 2013 году. Быстрого роста не ждут: судя по прогнозам компаний, в среднем по рынку новый бизнес может увеличиться на 1—2%. Разброс индивидуальных ожиданий каждой компании значителен: от смелых 150% до скромных 2% и пессимистичных −40% (при этом тройка лидеров не предоставила прогнозных показателей).

На наш взгляд, в текущем году возможны два сценария. Оптимистичный предполагает нулевой рост железнодорожного сегмента и умеренный — большинства прочих сегментов (в первую очередь автотранспорта), сопоставимый с 2012 годом. В этом случае темпы прироста объема новых сделок составят 8%, а их сумма — 1,42 трлн рублей (график 7). Пессимистичный, базовый сценарий предполагает дальнейшее сокращение сделок с подвижным составом (в пределах 15%) и слабый рост остальных сегментов. Такой вариант развития событий с учетом замедления экономики, текущей конъюнктуры рынка вагонов и высокой чувствительности лизинга к снижению инвестиционной активности, на наш взгляд, более вероятен. В случае реализации пессимистичного сценария темпы прироста рынка будут нулевыми, а сумма новых сделок практически не изменится, оставшись на уровне около 1,32 трлн рублей.

Ожидает ли компания стагнации на рынке в 2013 году? Если да, то как к ней готовится? Какой, на ваш взгляд, будет динамика ключевых сегментов (железнодорожная техника, транспорт, авиатехника, строительная техника), какие сегменты станут драйверами роста в 2013 году?

Максим Агаджанов, генеральный директор «Газпромбанк Лизинга»:

— По данным «Эксперт РА», стагнация на рынке началась в третьем квартале 2012 года, но наш бизнес продолжает активно развиваться благодаря правильно выбранной стратегии. Одно из ее основных положений — диверсификация бизнеса, за счет чего последние несколько лет мы активно наращиваем портфель в нефтегазовой отрасли, судостроении, горнодобывающей и строительной технике, постепенно уходя от преобладания железнодорожного сегмента. Кроме этого мы развиваем продуктовую линейку, например, в 2013 году планируем запустить с нашими партнерами продукт по оперативному лизингу буровых установок. Если говорить о возможных драйверах рынка, то мы видим большой потенциал в отрасли коммерческого автотранспорта, так как за прошлый год доля автотранспорта в общем объеме нового бизнеса выросла с 17,6 процента в 2011 году до 20,7 процента. Также мы ждем развития традиционного для «Газпромбанк Лизинга» сегмента нефтегазового оборудования. Суммарно рынок энергетического и нефтегазового оборудования почти равен рынку легковых автомобилей. Прирост объемов в этих сегментах тоже значительный: плюс 80 процентов в нефтегазовом секторе (2,3 процента объема нового бизнеса в 2012 году) и плюс 400 процентов в энергетическом оборудовании по сравнению с прошлым полугодием.

Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса ГТЛК:

— В 2011-м и даже в начале прошлого года казалось, что по итогам 2012-го лизинговый рынок покажет рост. Сначала говорили о 30-процентном увеличении объемов сделок, затем эти показатели стали пересматриваться в сторону понижения. Но в итоге мы получили те же цифры, что и в 2011 году: 1,3 триллиона рублей. Исходя из сегодняшних тенденций можно говорить, что велика вероятность продолжения стагнации. При самом оптимистичном сценарии российский лизинговый рынок вряд ли покажет рост выше 10—15 процентов. Причин для столь негативного прогноза много. Во-первых, нестабильная ситуация в мировой экономике отражается и на России. Во-вторых, самый крупный сегмент отечественного рынка — железнодорожная техника — в прошлом году перешел к стагнации из-за перенасыщения рынка и падения стоимости аренды. На общих объемах сделок сказывается и снижение стоимости вагонов. Предпосылок для изменения этой ситуации я не вижу. Чуть лучше можно оценить перспективы развития строительной техники и автотранспорта. По нашим оценкам, в этих сегментах может быть рост около 10 процентов. Однако основным драйвером российского рынка лизинга станет авиационный сегмент. Мы ожидаем, что будут расти продажи, в том числе больших самолетов, но основные надежды связываем с сегментом местной и региональной авиации. В прошлом году развитие этого рынка подстегнуло Постановление правительства № 1212. В этом году на субсидирование части затрат на лизинговые платежи выделено больше средств, продолжается работа по совершенствованию данного постановления. Так что рост авиационного сегмента вполне прогнозируем.

Галина Майер, управляющий директор «Райффайзен-Лизинга»:

— Не исключено, что мы столкнемся с замедлением роста объемов и в 2013 году. Конкуренция на рынке очень высокая. Возрастает и конкуренция с банками. Ситуация в экономике и финансовой сфере одинакова практически для всех участников рынка. Насколько успешно сможет развиваться рынок, во многом зависит от самих лизинговых компаний — от их способности к повышению качества и к инновациям.

Сегодня часто пытаются найти новые сегменты — драйверы рынка. Называют, например, такие отрасли, как авиатранспорт, недвижимость, ЖКХ или сегмент морских и речных судов. Но в каждом из этих сегментов пока есть серьезные системные проблемы, затрудняющие приход туда инвесторов (в том числе лизинговых компаний). Выделять какие-то сегменты как потенциальные драйверы роста достаточно трудно. С уверенностью можно сказать, что железнодорожный сектор, за исключением узкоспециализированных вагонов, сделанных под определенного клиента, расти не будет.

График 1. Доля сегмента железнодорожной техники сократилась впервые за последние 4 года

График 2. Доля госкомпаний на рынке сократилась впервые с 2008 года

График 3. 70% компаний считают, что строительная техника станет одним из драйверов рынка

График 4. Более половины респондентов не считают, что авиализинг будет локомотивом роста рынка в 2013 году

График 5. Подавляющее большинство участников рынка не видят перспектив роста сегмента водного транспорта в 2013 году

График 6. По мнению большинства лизингодателей, в 2013 году сегмент недвижимости не сыграет роль драйвера рынка

График 7. В 2013 году объем новых сделок вырастет на 8% согласно оптимистичному сценарию

Автор: Галина БЕРЕГОВАЯ, Роман РОМАНОВСКИЙ
Источник:  Эксперт

Источник фото:  Inmagine
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь