МАКС-2013: успешен для лизинга

5 141
12 сентября 2013

МАКС-2013: успешен для лизинга

Спустя неделю после окончания авиасалона МАКС-2013 его участники подводят предварительные итоги. Отраслевые компании мероприятия остались им весьма довольны, несмотря на то, что по сравнению с европейскими авиасалонами Московский пока выглядит достаточно скромно. В любом случае, для лизинговых компаний МАКС-2013 оказался успешным – практически все сделки были осуществлены при их участии.

На треть больше

За два года, прошедших со времени предыдущего МАКС-2011, масштабы авиасалона существенно выросли. В нынешнем году, по данным пресс-службы авиасалона, контрактов, меморандумов и соглашений на поставку авиационной техники и комплектующих было подписано на общую сумму свыше $21,2 млрд. Это примерно на 32,5% больше цифры в $16 млрд двухгодичной давности. «Прошедший авиасалон МАКС оказался более качественным в плане содержательного наполнения мероприятия», - добавляют в «Сбербанк Лизинге», который стал одним из ключевых участников мероприятия.

Впрочем, большая часть из озвученной суммы – соглашения о намерениях и контракты с лизинговыми компаниями. Для лизинговой отрасли это существенный шаг вперед. Так, во время МАКСА-2011 было зафиксировано лишь два крупных контракта при участии лизинговых компаний: «Аэрофлот» через «Авиакапитал-Сервис» приобретал у «Корпорации «Иркут» 50 самолетов МС-21, «ЮТэйр» через «ВЭБ-лизинг» у «Гражданских самолетов Сухого» - 24 самолета Sukhoi Superjet 100. Еще одно предварительное соглашение на поставку 20 среднемагистральных пассажирских самолетов серии CS было подписано лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко.» с канадской Bombardier.

В рамках же МАКС-2013 без участия лизинговых компаний был заключен лишь один крупных твердый контракт – между корпорацией «Иркут» и авиакомпанией «ИрАэро» о поставке 10 самолетов МС-21-300, общая стоимость которого по каталожным ценам составила $720 млн. Таким образом, можно сделать вывод, что с привлечением лизинговых компаний было заключено сделок на сумму около $20 млрд, хотя официально ни представители МАКСа, ни участники авиасалона не озвучивают общие суммы по лизинговым контрактам.

Лизинговый бум

Основными лизинговыми ньюзмейкерами нынешнего Московского авиасалона стали ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», входящая в ее состав НПК «Иркут», ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», а также «Сбербанк Лизинг», Государственная транспортная лизинговая компания, ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» и «ВЭБ-лизинг».

Так, ГТЛК подписала меморандум с ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» о сотрудничестве в поставках самолетов Ту-204СМ разработки ОАО «Туполев» с целью дальнейшей передачи их в лизинг авиакомпаниям «Ред Вингс» и «ВИМ-Авиа».

В свою очередь, «ИФК» отметился рядом соглашений, в основном о намерениях. «ИФК» приобрело у «Гражданских самолетов Сухого» 20 пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100 в модификациях «Basic» и «LR» и заключило твердый контракт с «Корпорацией «Иркут» на приобретение 22 пассажирских самолетов МС-21-300. Еще один твердый контракт был подписан с авиакомпанией Red Wings на поставку в лизинг 10 самолетов Ту-204СМ в течение 2014-2015 гг. Два других соглашения с этим перевозчиком – предварительные, о финансовом лизинге 10 самолетов МС-21-300 и 10 – турбовинтовых самолетов Q400. С авиакомпанией «Трансаэро» «ИФК» заключила меморандум о намерениях в отношении операционного лизинга 6 пассажирских самолетов МС-21-300 производства НПК «Иркут» со сроками поставки авиатехники начиная с 2019 г., а с «Ангарой» - предварительное соглашение о поставке в финансовый лизинг 2 самолетов Ан-148-100Е в течение 2014 г.

ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и входящие в корпорацию предприятия в ходе МАКС-2013 подписали соглашений на поставку и обслуживание авиационной техники на сумму более чем в $12 млрд. долларов. Отдельно лизинговую составляющую в этой цифре в корпорации не выделяли, но источник в «ОАК» уточнил, что лизинговыми являются около 70% всех сделок, заключенных входящими в «ОАК» предприятиями.

Еще одно крупное и удачное для лизинговой компании соглашение было подписано между «Сбербанк Лизингом» и корпорацией «Иркут» (входит в состав «ОАК»). Соглашение предусматривает намерение лизингодателя приобрести  для дальнейшей передачи в финансовый и операционной лизинг 20 самолетов МС-21 общей каталожной стоимостью $1,7 млрд., которые планируется поставить заказчикам с 2019 г. по 2025 г. Кроме того, «Сбербанк Лизинг» и «ОАК» в лице ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» подписали Меморандум о намерениях по созданию совместного предприятия для продвижения самолетов Sukhoi Superjet 100 на российский и международный рынок. «В соответствии с планом совместной лизинговой компании, заказчикам на территории России и в других странах на первоначальном этапе может быть предоставлено в операционную аренду до 50 самолетов на общую сумму порядка $2 млрд по каталожной стоимости», - говорится в сообщении «Сбербанк Лизинга».

Предварительная версия

Интересной особенностью авиасалона стало отношение к нему участников, в том числе, ключевых. Как и в прошлом году, многие твердые контракты были заключены не благодаря интенсивным переговорам во время работы авиасалона, а как следствие давних предварительных договоренностей 1-2-годичной давности. Соответственно, в этот раз значительная доля сделок – это также меморандумы о намерениях и предварительные договоренности.

Судя по соотношению количества твердых договоров и соглашений о намерениях, а также исходя из некоторых высказываний, МАКС многим представляется скорее как интересное место встречи, нежели как реальная возможность заключить удачные контракты. Например, руководитель пресс-службы «Ильюшин Финанс Ко.» Андрей Липовецкий объясняет, что для компании важнее всего качественные характеристики контрактов, а не количество и стоимость заключенных сделок. «Для нас рост выражается в качестве реализации программ, на которые мы раньше подписывались в предварительных формах, а теперь реализовали в твердых контрактах», - говорит он. По его словам, важность нынешнего МАКСа для «ИФК» заключается в том, что на стадию реализации вышли предварительные договоренности, которые были заключены компанией еще на прошлом авиасалоне два года назад. В этот раз надежды возлагаются на предконтрактное соглашение, которое было заключено на приобретение 10 турбовинтовых самолетов Q400, которые будут построены в России на совместном предприятии госкорпорации «Ростех» и Bombardier Aerospace.

В свою очередь, директор по работе с авиационной и аэродромной техникой ГТЛК Андрей Зайцев прямо говорит, что компания не ставила перед собой цели заключить контракты именно в рамках Международного  авиационного салона. «Единственным подписанным на мероприятии документом для нас стало соглашение с «Ильюшин Финанс Ко.» о сотрудничестве в поставках самолетов Ту-204СМ для авиакомпаний «Ред Вингс» и «ВИМ-Авиа». Однако не меньшее значение имеет то, что МАКС-2013 позволил лично пообщаться не только с производителями самолетов, но и с представителями авиакомпаний. Мы наметили конкретные планы сотрудничества на 2014 год, так что впечатления от МАКС-2013 у нас в первую очередь положительные», - рассказывает он.

В «Сбербанк Лизинге» главным для компании событием в рамках авиасалона называют подписание вышеуказанного меморандума о намерениях по сотрудничеству с «ГСС», который, как ожидает руководство ЗАО, позволит использовать схему операционного лизинга, соответствующую лучшей мировой практике. «С нашей точки зрения, это очень значимое событие для всей авиационной отрасли, поскольку ранее уделялось недостаточно внимания построению системы финансирования продаж воздушных судов отечественными производителями. При этом на мировом рынке данный аспект является одним из ключевых элементов в  реализации авиационной техники. Благодаря достигнутым на МАКСе договоренностям открывается и широкое поле для развития всей системы оперативного лизинга в нашей стране», - говорят в «Сбербанк Лизинге».

Источник в одной из крупных компаний, принимавших участие в МАКС-2013, поясняет, что для них важны не столько конкретные сделки, сколько а договоренности на будущие контракты. Безусловно, в авиастроительной отрасли предварительные соглашения важны в силу длительности производства воздушных суден. Но пока создается впечатление, что именно из-за недостаточного уровня коммерциализации объемы сделок на Московском авиасалона пока в разы меньше, чем у его европейских аналогов.

При любом виде копирования либо цитирования материалов сайта и размещении их на других интернет-ресурсах требуется наличие активной гиперссылки на главную страницу портала All-leasing.ru либо на страницу с копированным материалом.


Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь