Лизинг: такое непростое лето

24 сентября 2014

Такое непростое лето

Лето традиционно считается непростым периодом для лизинга, но нынешний сезон стал особенным. Тяжелая в экономическом плане весна, введенные санкции, ограничение финансирования игроков рынка и их клиентов – все эти факторы привели к тому, что лето-2014 стало беспрецедентно сложным практически для всех компаний. К сожалению, прогнозы на осень у большинства лизингодателей также далеки от оптимизма.

На макроуровне

Нестабильность на макроэкономическом и геополитическом уровнях в течение последних месяцев (особенно – летних) оказала интенсивное влияние на все отрасли экономики России, но особенно – на самые капиталоемкие, такие как инфраструктура, транспорт, тяжелая промышленность, авиасектор. Если говорить просто, то денег стало меньше. Так, по данным Росстата, за 1 полугодие 2014 г. объем инвестиций в основной капитал снизился на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что является одновременно причиной и следствием ухудшения инвестиционного климата в стране.

Нужно сказать, что большинство экономистов и представителей бизнеса изначально строили достаточно пессимистичные прогнозы на это лето. И они, как подтверждают в «СбербанкЛизинге», в целом оправдались. «Общий тренд лета – стагнация рынка, вызванная как негативным макроэкономическим фоном, так и фундаментальными факторами рынка лизинга», - кратко подводят итоги сезона в компании.

Такие прогнозы строились на факторах, формирование которых началось еще в начале года. «Таким образом, летний период стал логичным продолжением весны 2014 года», - поясняет руководитель региональных филиалов «Райффайзен-Лизинг» Андрей Донченко. Из негативных последствий он выделяет прежде всего существующую настороженность бизнеса в отношении проектов, требующих  длительных инвестиций, а также рост процентных ставок.

Как верно напоминает генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов, объем рынка лизинга неразрывно связан с состоянием экономики РФ, а события первой половины 2014 года привели к замедлению темпов роста ВВП. «С начала года стоимость финансирования выросла на 1,5-2%, сократились сроки кредитования юридических лиц, снижается стоимость валютного привлечения», - перечисляет он последствия негативного влияния политической напряженности на рынки капитала.

Лето пролетело

Все сказанное выше об экономике страны в полной мере применимо к рынку лизинга. «Еще в начале 2014 г. большинство экспертов сходились во мнении, что год будет крайне непростым для рынка лизинга. Оставались вопросы по поводу того, смогут ли быть драйверами развития сегменты, не давшие уйти в минус рынку в прошлом году. Увы, уже в середине года стало понятно, что российский лизинг в сложном положении», - говорит заместитель генерального директора ГТЛК Владимир Добровольский. Он напоминает, что ГТЛК также давала негативные прогнозы развития рынка в текущем году, поэтому итоги как  9 месяцев в целом, так и лета в частности оказались для компании ожидаемыми.

Основными проблемами рынка лизинга в прошедшем сезоне стало сворачивание или полное прекращение инвестиционных программ клиентами – как существующими, так и потенциальными. Вдобавок из-за ослабления рубля, инфляции, сокращения финансирования и повышения банковских ставок подорожали сами предметы лизинга. Но бизнес, как подмечает Владимир Добровольский, не может быстро перестроится, пока компании пытаются спрогнозировать развитие ситуации. Поэтому лизингоприобретатели отложили покупки и заняли выжидательную позицию.

В цифрах, по словам генерального директора компании CARCADE Алексея Смирнова, продолжающий стагнировать российский лизинговый рынок выглядит следующим образом. Объем нового бизнеса в первом полугодии 2014 года сократился почти на 3% к аналогичному периоду прошлого года,  а общая сумма новых договоров снизилась на 15%. По экспертным оценкам, почти у половины из 20 крупнейших российских лизинговых компаний объем нового бизнеса по итогам первой половины этого года уменьшился.

Справедливости ради нужно отметить, что несмотря на трудности, постигшие рынок, некоторые компании сумели в меньшей степени ощутить негативные макроэкономические факторы. Например, в «ВЭБ-лизинге» оценивают итоги лета как вполне удовлетворительные. «Нынешние рыночные тенденции для нас не являются неожиданностью, и мы хорошо готовы к работе в данных условиях», - утверждает заместитель генерального директора компании Алексей Сичинава. По его словам, этого удалось добиться за счет того, что еще с 2010 года они активно занимаются развитием лизинга для малого и среднего бизнеса. «Так что даже в данных рыночных реалиях мы чувствуем себя вполне уверенно», - говорит Сичинава.

Для кого-то, вопреки ожиданиям, лето даже выдалось успешным. Начальник управления автолизинга «Москва» компании «РЕСО-Лизинг» Юрий Черепенков утверждает, что по сравнению с предыдущим годом столичное подразделение продемонстрировало более активную динамику относительно начала года. «Самый большой разрыв между показателями продаж этого и прошлого года наблюдался в августе 2014 года, когда рост составил 10%», - рассказывает он. Всего за три летних месяца в Московском филиале компании выполнение плановых показателей оказалось на 3,94% выше, чем за аналогичный период предыдущего года. По его словам, весной из-за тревожных ожиданий среди клиентов образовался отложенный спрос, который и был реализован летом. Другой причиной он называет неожиданную помощь со стороны конкурентов, которые начали «закручивать гайки» для своих клиентов.

Раз на раз не приходится

Более избирательный подход к отбору клиентов сейчас стал характерен для всего рынка. Компании все чаще стали применять формулу «качество в ущерб количеству», что, безусловно, незамедлительно отражается на объемах нового бизнеса и структуре сделок. Хотя многих клиентов и отсеивать не нужно, их сдерживают поднявшиеся ставки по лизингу. Но и лизингодателей понять можно – сейчас, как и в любые сложные с экономической точки зрения времена, актуализировалась проблема просроченной клиентской задолженности.

«Упали все сегменты лизинга», - кратко констатирует Владимир Добровольский. Сильней всего ситуация отразилась на наиболее капиталоемких сегментах рынка, таких как железнодорожный транспорт, авиа- и судостроение, недвижимость, сельхозтехника, промышленное оборудование. Но просели они более-менее равномерно, поэтому их соотношение в портфелях компаний и в целом по рынку особых изменений не претерпело. Впрочем, уже сейчас участники рынка опасаются замораживания или сворачивания программ с участием иностранного капитала и специалистов в самых перспективных отраслях российской экономики, таких как добыча нефти и газа. Если это произойдет, лизинговые компании попросту лишатся огромного куска доходов, ведь некому будет заказывать и оплачивать дорогостоящее спецоборудование.

Наиболее стойким оказался сегмент автолизинга, в первую очередь – премиального. Если спрос на приобретение автомобилей эконом-класса упал, то дорогие машины по-прежнему держат позиции.  Лизингодатели, специализирующие на продаже легковых автомобилей, сегодня остаются наиболее оптимистичными участниками рынка – и по итогам летнего сезона, и по ожиданиям от осени.

Впрочем, даже универсальные игроки стараются найти положительные моменты. Как считают в «Сбербанк Лизинге», в условиях ограничения доступа к иностранным финансовым ресурсам лизинг получает дополнительный шанс быть востребованным в качестве инструмента обновления материально-технической базы предприятий различных отраслей экономики РФ. «В текущем году наблюдается рост инвестиционной активности предприятий топливно-энергетического комплекса, которые имеют большую, чем у других отраслей, потребность в модернизации основных фондов», - говорят в компании, ссылаясь на статистику, согласно которой рост добычи нефти по итогам  января-августа 2014 г. составил 1,2%, газа - 8,5% к аналогичному периоду прошлого года. Кроме того, как добавляют эксперты, на порядок увеличен объем инвестиций государства в развитие сельского хозяйства и задан вектор на развитие собственного производства

С таким взглядом на вещи согласен Андрей Донченко.  «Если взять ставший очень актуальным вопрос импортозамещения, мы видим здесь очень высокий потенциал для формирования повышенного спроса на новое оборудование, что влечет за собой увеличение спроса на лизинг», - почти дословно цитирует он мысль своих коллег.

Самое близкое будущее

Впрочем, на этом хорошие новости для большинства игроков заканчиваются. Точнее, мнения относительно ближайшего будущего рынка разделились. Одни характеризуют свои ожидания как умеренно-оптимистичные. Например, Андрей Донченко считает, что «подготовка к худшему» позволяет отрасли в целом и субъектам рынка в частности оптимизировать технологии и снизить издержки, что в целом должно позитивно отразиться на эффективности работы компаний.

Другие вынуждены признаться, что причин для оптимизма не находят при всем желании.  «Продажи техники продолжают падать несмотря на наступление осени», - признается Владимир Добровольский. В «Сбербанк Лизинге» ожидают, что до конца года снижение объемов нового бизнеса лизинга составит 5-10%. Прежде всего речь идет о секторе big ticket, который традиционно являлся основным драйвером рынка в последние годы.

Алексей Смирнов напоминает, что на отечественный рынок повлияли не только западные санкции, но и российские в отношении зарубежных компаний. Уже введенные ограничения на поставки в Россию продовольственных товаров и планируемые ограничения по ввозу непродовольственных товаров могут привести к ситуации, когда целая группа клиентов российских лизинговых компаний –дистрибьюторских и торговых структур – может просто уйти с рынка. «Скорее всего, после возможного ухода западных дистрибьюторов, их место займут компании из СНГ или стран Азии. Вероятно, активнее будет развиваться бизнес на внутренних перевозках, расширится транспортный трафик со странами СНГ. То есть на смену одним лизингополучателям придут другие, вопрос только в том, что все это произойдет не сразу», - предполагает эксперт.

Возвращаясь к макроэкономическим показателям, можно вспомнить изменившийся прогноз Центробанка, который в начале года ожидал роста ВВП на уровне 2,5%, а теперь снизил показатель до 0,4%. Если обоюдные санкции и ограничения продолжат расширяться, показатели наверняка придется пересмотреть еще раз. На текущий момент, как предполагает Дмитрий Зотов, основании прогноза ВВП и инвестиций можно сделать вывод, что объем рынка лизинга также сократится минимум на 20-30%. «Традиционно в лизинговом бизнесе на 3-4 квартал приходится 40-60% новых сделок. Думаю, что в этом году ситуация несколько изменится. Рынок лизинга железнодорожного транспорта восстанавливается с темпом ниже весенних прогнозов. Принятие техрегламента Таможенного союза в части усложнения процедуры списания старого парка, скорее всего, даст эффект только в 2015 году», - предполагает эксперт.

Примерно такие же ожидания у универсальных компаний и по другим сегментам. «Западные поставщики не могут до конца определиться, какую продукцию они могут поставлять в Россию, а какую уже нет. Нет понимания того, что будет даже в краткосрочной перспективе. В настоящее время рынок просто пытается адаптироваться к новым реалиям», - говорит Владимир Добровольский. Он уверен, что отечественная экономика сможет развиваться даже в условиях длительных санкций,  но для принятия решений о новых приобретениях бизнесу необходимо больше определенности и понимания ситуации.


При любом виде копирования либо цитирования материалов сайта и размещении их на других интернет-ресурсах требуется наличие активной гиперссылки на главную страницу портала All-leasing.ru либо на страницу с копированным материалом.



Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь