Модуль Леасофт БКИ

Автолизинг: пан или тоже пропал?

04 ноября 2014

Автолизинг: пан или тоже пропал?

Единственным сегментом рынка лизинга России, который пока продолжает удерживать позиции, остался автомобильный. По крайней мере, так утверждают некоторые его игроки, преимущественно профильные. Большинство же участников рынка строят краткосрочные планы, опираясь на умеренно-негативные прогнозы и вынужденно употребляют термин «импортозамещение».

Беспокойное состояние

«Несмотря на то, что сезон отпусков закончился, в первые две недели сентября спрос остается слабым, поэтому наши прогнозы пока пессимистичны», - не скрывает текущего состояния дел на рынке и в компании начальник управления автолизинга «Москва» компании «РЕСО-Лизинг» Юрий Черепенков.

Ситуация действительно далека от оптимистичной, но пока не все компании готовы это признать. В числе тех, всерьез обеспокоен текущим положением дел - начальник отдела маркетинга «Сибирской лизинговой компаний» Александр Лысенко, чьи ожидания пока остаются пессимистичными. «Я не вижу предпосылок к снятию санкций, я не вижу предпосылок к снижению стоимости волют, я вижу проблемы государства с наполняемостью бюджета и рассмотрение возможностей по увеличению налоговых ставок, вводу дополнительных сборов, что не отразится положительно на бизнесе в целом», -  говорит он.

Из-за проблем в экономике страны, по словам генерального директора лизинговой компании «Центр-Транс» Александра Фомичева, нынешнее лето характеризуется падением спроса на приобретение техники в лизинг практически на 50% по сравнению с прошлым годом. «Помимо этого ослабла платежеспособность новых клиентов и увеличилась дебиторская задолженность», - признается он. «Во всех ключевых для компании отраслях мы наблюдаем у клиентов появившиеся сложности с выполнением взятых на себя финансовых обязательств», - вторит ему Александр Лысенко.

Дополнительную нервозность на рынке, по словам  заместителя генерального директора ГТЛК Владимира Добровольского, создают банки, которые боятся давать кредиты и устанавливают запретительные ставки. По данным ЦБ РФ, в июле текущего года рост средневзвешенных ставок по рублевым кредитам составил 0,14-0,6%, на рынке же рост составил 2-4 п.п.

Кому сейчас хорошо?

Тем не менее, в ряде универсальных и специализированных компаний, занимающихся лизингом автотраспорта, утверждают, что в этом сегменте пока все в порядке, и верят в то, что в ближайшие 2-3 месяца с ним не служится никаких серьезных катаклизмов. «Наш умеренный оптимизм, помимо прочего,  основан на том предположении, что спрос на лизинговые услуги будет поддерживаться за счет перехода клиентов из числа банковских заемщиков и тех, кто ранее приобретал транспорт за счет собственных средств», - поясняет заместитель генерального директора «ВЭБ-лизинга» Алексей Сичинава.

Впрочем, не всегда понятно, на чем базируется такая уверенность: на реальных данных или на желании оставаться оптимистом. Некоторые игроки, особенно профильные, говорят, что лето у них прошло более-менее неплохо или даже успешно, показав нейтральную или позитивную динамику. Но с учетом падения курса рубля, ростом стоимости заемных средств и необходимостью клиентов пересматривать свои семейные и корпоративные бюджеты такие случаи выглядят скорее удачним стечением обстоятельств.

Такие компании сообщают об успехах автолизинга на фоне других сегментов рынка и падения продаж автомобилей. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе-августе 2014 года объемы продаж новых автомобилей в России снизились на 12,1%. За август 2014 года продажи легковых автомобилей и легкового коммерческого транспорта упали на 25,8% в годовом исчислении, т.е. за месяц было продано 172 тыс. машин против 232 тыс. в августе прошлого года.

Тем не менее, например, в «CARCADE» сегмент лизинга легкового и легкого коммерческого транспорта показал «умеренный рост» до 10%, а в «ВЭБ-Лизинге» по итогам 6 месяцев текущего года объем нового бизнеса увеличился почти на 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Правда, как добавляет Алексей Сичинава, темпы роста сегмента автолизинга все-таки падают, и добиваться качественных результатов в работе становится сложнее главным образом из-за уменьшения количества качественных клиентов и увеличения дебиторской задолженности. В свою очередь, в «РЕСО-Лизинге» отметили рост премиум-сегмента в среднем на 5% в месяц, начиная с июня, на фоне снижения активности в эконом-классе.

Совсем иные тенденции наблюдали в компании «Центр-Транс», где единственным сегментом, показавшим рост по количеству передаваемых единиц техники (11%) по сравнению с летом 2013 года, оказался легковой пассажирский транспорт – автобусы и микроавтобусы. «В сегменте оборудования и легкового транспорта можно говорить о спаде на 30-40%, а в сегменте грузовой и строительной техники о практически 100% падении», - признает Александр Фомичев.

Импортозамещаемые

В этой ситуации лизингодатели вынуждены искать новые решения, и самым правильным и удачным кажется смещение интересов в пользу отечественного автопрома. «Страна живет в условиях новой крупномасштабной программы «Импортозамещение», - озвучивает рыночные ощущения Александр Лысенко.

Лизингодатели полагают, что отложенный спрос будет реализован путем покупки автомобилей местного производства, причем в первую очередь – с помощью лизинговых программ. Хотя можно подвергнуть сомнению предположение, что вместе со спросом российские компании и граждане будут откладывать достаточные суммы на приобретение новой техники.

Тем более, статистика продажи отечественных автомобилей также неутешительна. Как сообщает Ассоциация европейского бизнеса, «АвтоВАЗ» хотя и остается лидером на российском рынке автопродаж, но по итогам августа его показатели буквально рухнули – на 32% в годовом исчислении. Причем в июне показатель составил 25%, так что негативная динамика налицо.

По словам генерального директора компании «CARCADE» Алексея Смирнова, одним из основных  драйверов сегмента розничного автолизинга  станут кроссоверы различных марок и автомобили премиум-класса. «В 2014 году эти модели были также популярны у лизингополучателей, как и в прошлом», - говорит он. Впрочем, и те, и другие в модельном ряду «АвтоВАЗа» отсутствуют. Так что на импортные автомобили у клиентов будет по-прежнему не хватать денег, а отечественный производитель не сможет в полной мере удовлетворить запросы потребителей. Если, конечно, речь не идет об импортных автомобилях российской сборки, которые являются условно отечественными и стоят дороже.

В любом случае, сейчас наступило время переоценки ценностей на рынке атволизинга. Как считает Александр Лысенко, лизинговым компаниям необходимо быть более гибкими в оценке рисков и менять тактику поведения в момент допущения клиентами просрочки, т.к. подобные ситуации могут происходить чаще, и даже у самых ответственных и платежеспособных.

 

 

При любом виде копирования либо цитирования материалов сайта и размещении их на других интернет-ресурсах требуется наличие активной гиперссылки на главную страницу портала All-leasing.ru либо на страницу с копированным материалом.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь