Исследование «Эксперт РА» по итогам 2018: Рост рынка лизинга обеспечили лидеры

25 марта 2019
visibility 994
Исследование «Эксперт РА» по итогам 2018: Рост рынка лизинга обеспечили лидеры

Объем нового бизнеса за 2018 год вырос на 20% и превысил 1,3 трлн рублей. Позитивная динамика во многом была обусловлена сделками лидеров, обеспечивших 80% прироста лизингового портфеля. В 2019 году темп роста рынка не превысит 15% ввиду снижения активности лизингополучателей в транспортных сегментах.

Лизинговый рынок продолжает активно расти третий год подряд. Объем нового бизнеса по итогам прошлого года составил 1,31 трлн руб., что на 20% больше результатов 2017 года. Всего участие в исследовании «Эксперт РА» приняли 123 компании, на которые, по нашей оценке, приходится около 96% всего лизингового рынка. Сокращение объемов бизнеса продемонстрировали всего 28 компаний, в том числе «ВЭБ-лизинг», на который приходится более 12% рынка.

Объемы и динамика рынка могли оказаться выше, однако отсутствие крупных сделок, заключаемых традиционно в конце года, привело к тому, что на IV квартал пришлось только 23% годового объема нового бизнеса (для сравнения — в 2016 и 2017 году более трети всех сделок приходилось на последний квартал).

График 1. Объем нового бизнеса за 2018 год достиг 1,3 трлн руб.

Объем нового бизнеса за 2018 год достиг 1,3 трлн руб.

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

Сумма новых лизинговых договоров в 2018 году выросла на 30%, превысив 2 трлн руб. При этом в сумме новых договоров отмечается повышение концентрации на трех крупнейших компаниях до 48% против 35% годом ранее. Именно сделками лидеров рынка был обусловлен рекордный за последние шесть лет рост лизингового портфеля, который за год вырос на 25% и составил 4,3 трлн рублей на 01.01.19. Так, без учета ГТЛК, «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ Лизинг» темп прироста портфеля составил менее 4%.

Лидером рынка третий год подряд становится компания ГТЛК, на которую приходится 16% объема нового бизнеса. Второе место удерживает «Сбербанк Лизинг», лидирующий в сегменте оперлизинга за счет сделок с авиатехникой. На третье место в рэнкинге поднялся «ВТБ Лизинг», нарастив в прошлом году сделки в ж/д-сегменте. Наибольшие темпы роста из топ-20 компаний продемонстрировал «РЕГИОН Лизинг» (ГК), объем нового бизнеса которого увеличился более чем в три раза по сравнению с 2017 годом, в том числе за счет присоединения «МКБ-лизинг» в июле 2018 года.

Таблица 1. Топ-20 лизинговых компаний России по итогам 2018 года

Место по новому бизнесу

Наименование компании

Рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на 01.03.2019

Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 2018г., млн руб.

Темпы прироста нового бизнеса 2018/2017

Сумма новых договоров лизинга за 2018г., млн руб.

Объем лизингового портфеля на 01.01.19, млн руб.

01.01.19

01.01.18

1

1

Государственная транспортная лизинговая компания

 

214 848

51,3%

441 986

925 844

2

2

«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК)

 

196 161

56,0%

298 711

609 211

3

4

«ВТБ Лизинг»

ruA+

158 587

58,3%

276 709

575 479

4

5

«ЛК «Европлан»

 

73 268

19,3%

н.д.

84 397

5

9

«Альфа Лизинг» (ГК)

 

63 876

107,2%

102 496

149 058

6

3

«ВЭБ-лизинг»

 

58 654

-46,2%

76 784

374 076

7

— 

«Газпромбанк Лизинг» (ГК)

 

50 670

— 

90 894

192 623

8

7

«Балтийский лизинг» (ГК)

ruA

42 578

23,4%

60 851

51 226

9

8

«Сименс Финанс»

 

38 967

16,0%

н.д.

57 174

10

10

«РЕСО-Лизинг»

ruA+

34 488

50,3%

54 642

47 749

11

11

«ЮниКредит Лизинг»

ruAAA

23 360

21,9%

32 583

40 495

12

16

«Мэйджор Лизинг»

 

21 882

81,6%

35 375

36 223

13

15

«CARCADE Лизинг»

 

20 622

55,6%

29 664

22 817

14

6

«ТрансФин-М»

ruA-

18 811

-46,7%

41 276

290 018

15

— 

«Росагролизинг»

 

15 710

— 

19 217

48 999

16

13

«Элемент Лизинг»

 

14 214

3,1%

20 955

15 709

17

24

«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК)

 

14 174

72,7%

21 281

24 122

18

35

«РЕГИОН Лизинг» (ГК)

ruBBB-

14 013

235,2%

25 240

39 758

19

19

«СТОУН-XXI» (ГК)

 

13 761

32,1%

20 503

17 526

20

27

«Райффайзен-Лизинг»

 

10 095

47,8%

13 952

18 278

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

Замедляя ход

Основу лизингового рынка традиционно составляют транспортные сегменты, на которые по итогам 2018 года пришлось 73% объема нового бизнеса и 85% портфеля. Объем нового бизнеса с морскими и речными судами за прошедший год вырос более чем в два раза, что было во многом обусловлено крупными договорами компании ГТЛК, на которую приходится около 75% сделок в данном сегменте.

Отсутствие крупных сделок в IV квартале 2018 году привело к замедлению темпов роста ж/д-сегмента, но несмотря на это, он второй год подряд продолжает демонстрировать положительную динамику и по итогам текущего года вырос на 49%. Наращивание сделок с ж/д-техникой в прошлом году было обусловлено увеличением спроса на подвижной состав вследствие роста объема грузовых перевозок на 2%, в том числе экспортных грузов на 4%, по данным «РЖД». По нашим оценкам, в текущем году меньший по сравнению с 2018 годом рост погрузки на ж/д-транспорте и сокращение дефицита подвижного состава, характерного для 2017-2018 годов, не позволят ж/д-сегменту вырасти более, чем на 30%.

График 2. Ключевым драйвером лизингового рынка в 2018 году стал ж/д-сегмент

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

Отсутствие крупных сделок в IV квартале 2018 наибольшее влияние оказало на динамику авиализинга, объем нового бизнеса в котором по итогам прошлого года сократился на 17% по сравнению с результатами 2017 года. Поскольку основная часть оперативного лизинга приходится на авиасегмент, то снижение объемов сделок с авиатехникой привело к тому, что доля оперативного лизинга в объеме нового бизнеса по итогам прошлого года опустилась ниже 10%.

График 3. Доля оперативного лизинга опустилась ниже 10% впервые за четыре года

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

Помимо авиализинга отрицательную динамику продемонстрировали еще 2 из 18 сегментов, выделяемых «Эксперт РА», тогда как в 2017 году снижение объемов нового бизнеса отмечалось в 6 сегментах. Объем новых сделок с с/х-техникой в прошлом году снизился на 30% ввиду уменьшения объемов госсубсидирования, а объем нового бизнеса с телекоммуникационным оборудование сократился почти в 7 раз.

За счет интенсивного роста ж/д-сегмента доля крупного бизнеса среди лизингополучателей превысила 50%. Доля розничных сегментов, к которым «Эксперт РА» относит автосегмент, строительную и сельскохозяйственную технику, в объеме нового бизнеса снизилась до 44,4% против 46% за 2017 год. Тем не менее, в абсолютном выражении объем розницы вырос на 15,5% за счет положительной динамики автолизинга, как крупнейшего розничного сегмента.

Розничная опора

Объем субсидий, предоставленных на поддержку автолизинга, в 2018 году был сокращен до 8 млрд руб., тогда как годом выделялись 14 млрд руб. Несмотря на снижение объемов господдержки автолизинг продолжает оставаться крупнейшим сегментом на рынке. В 2018 году объем автосегмента вырос на 19% и составил 453 млрд руб. или 34,5% лизингового рынка.

Продажи легковых автомобилей растут второй год подряд, при этом, по оценкам «Эксперт РА», степень проникновения лизинга в автопродажи легкового автотранспорта на протяжении последних двух лет не претерпела существенных изменений и находится на уровне 9%. Основным источником финансирования покупки автомобиля по-прежнему являются автокредиты, на которых приходится около половины всех автопродаж.

Таблица 2.За 2018 года около 9% легковых автомобилей реализовано через лизинг

2015

2016

2017

2018

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей[1], тыс. шт.

1 601

1 426

1 596

1 801

Количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт.

87

114

140

160

Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, %

5,4

8,0

8,8

8,9

[1] Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB).

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

Рост автосегмента был во многом обусловлен удовлетворением отложенного спроса на обновление устаревших основных фондов. По данным АВТОСТАТа, средний возраст легкового автомобиля в России вырос с 11,8 лет в 2011 году до 13,1 лет в 2017 году. Кроме того, благоприятное влияние на рынок оказало снижение стоимости фондирования ввиду снижения ставок по банковским кредитам. Поддержку лизингу легковых автомобилей оказало развитие каршеринговых сервисов в крупных городах. В 2018 году только прирост столичного автопарка составил 11,5 тыс. штук автомобилей, что, по оценке «Эксперт РА», составляет около 7% всех переданных в течение года в лизинг легковых автомобилей. Результатом активного роста авторынка стало увеличение числа лизинговых компаний, предоставляющих в лизинг автотранспорт, на 10% за 2018 год, а также рост общего числа лизинговых сделок до 230 тысяч штук.

В результате активного роста продаж легковых автомобилей на протяжении последних двух лет рынок легковых автомобилей близок к насыщению. Рост автосегмента в 2019 будет происходить за счет обновления легковых коммерческих автомобилей и грузового автотранспорта, средний возраст которого в прошлом году достиг почти 20 лет, по данным «Автостата». При сохранении запланированного на 2019 год объема господдержки (4,9 млрд руб.), автосегмент вырастет на 12%.

График 4. Доля грузового автотранспорта в структуре автолизинга последние два года превышает 50%

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

В погоне за объемом

Согласно макроэкономическому прогнозу «Эксперт РА», в текущем году темп прироста ВВП составит всего 1,4% против 1,9% в 2018 году. Слабый экономический рост и сохранение текущей денежно-кредитной политики окажут сдерживающее влияние на инвестиционную активность потенциальных лизингополучателей, в результате чего темпы прироста рынка замедлятся и не превысят 15% по оценкам «Эксперт РА».

На фоне снижения объемов госсубсидирования автолизинга, крупные федеральные лизингодатели для поддержания бизнеса будут запускать собственные льготные программы, жертвуя частью своей маржи. Пойти на подобные меры в 2019 году игрокам позволит уровень маржи, который за последние три года восстановился и составляет в среднем по рынку 4,5-5%. Небольшим компаниям будет затруднительно соревноваться с лидерами рынка в стоимости услуг, поскольку последние обладают возможностью привлекать более дешевое фондирование, а также имеют устоявшиеся связи с дилерами и производителями, что позволяет приобретать предметы лизинга на более выгодных условиях. Компании второго и третьего эшелона в борьбе за клиентов будут прибегать к неценовым методам конкуренции: снижать авансы по сделкам и расширять клиентские сервисы, а также предлагать клиентам экспресс-продукты по более высоким ставкам, смягчая при этом критерии риск-менеджмента.

График 5. В 2019 году темпы роста рынка замедлятся

Источник: оценка «Эксперт РА»

Автор: Ксения Балясова, ведущий аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА»
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь