Автолизинг наращивает позиции

1 217
16 сентября 2019
Автолизинг наращивает позиции

По оценке «Эксперт РА», доля лизинга в продажах легковых автомобилей достигла 10% вследствие снижения автопродаж на фоне роста автолизинга, который активно развивает дополнительные сервисы.

За первое полугодие 2019 года на российском авторынке, по данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB), было продано порядка 829 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 2,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако на фоне сокращения автопродаж проникновение лизинга в продажи легковых автомобилей, к которым мы относим легковые (PC), а также легковые коммерческие и грузовые коммерческие автомобили массой не более 3,5 тонн (LCV), по нашим оценкам, выросло с 9% до 10% в первом полугодии 2019 года.

Увеличение доли лизинга обусловлено не только падением объема продаж легковых автомобилей, но и ростом объема нового бизнеса в автосегменте в первой половине этого года на 24% до 112 млрд руб. При этом поддержку автолизингу все больше оказывает активная работа лизинговых компаний в таких быстрорастущих сегментах как такси и каршеринг. Несмотря на рост лизинга в автопродажах, основным источником финансирования покупки легкового автомобиля по-прежнему являются автокредиты, на которые приходится более половины всех проданных легковых автомобилей (52%).

Таблица 1. За 1пг2019 около 10% легковых автомобилей реализовано через лизинг

2015

2016

2017

2018

1пг2019

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей[1], тыс. шт.

1 601

1 426

1 596

1 801

829

Количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт.

87

114

140

160

81

Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, %

5,4

8,0

8,8

8,9

9,8

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

Помимо увеличения доли лизинга в продажах автомобилей тенденцией для автолизинговых компаний в 2016-2018 гг. стал рост доли доходов от дополнительных услуг с 8% до 10% в общей структуре доходов. Подобная динамика объясняется преимущественно ростом доходов от дополнительных услуг (например, от страхования водителей и пассажиров, страхования аванса или непогашенной задолженности, шиномонтажа, сезонного хранения шин). Несмотря на позитивные изменения, для подавляющей части российских лизинговых компаний по-прежнему характерна высокая концентрация на доходах от финансового лизинга, в то время как на развитых рынках доля доходов от дополнительных сервисов у крупных автолизинговых компаний может составлять около 20% общих доходов.



[1] Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB).

Автор: Зоя Советкина, ведущий аналитик по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА»
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь