Тренды автомобильного рынка в первом полугодии 2019 года

08 октября 2019
446
Тренды автомобильного рынка в первом полугодии 2019 года

На 01.09.2019 г. действует 402,9 тыс. договоров финансового лизинга на 497,1 тыс. автомобилей

В финансовом лизинге легкового автотранспорта преобладают контракты с клиентами из малого и микробизнеса. Срок договора лизинга увеличивается.

Действительно, средний срок договора лизинга на все виды автомобилей — легковые, грузовые, автобусы и т.д., — несколько увеличился. По сравнению с прошлым годом — на два месяца. Сейчас он составляет 35 месяцев. 77 процентов лизингополучателей по всем видам автомобилей — представители малого и микробизнеса. На их долю приходится 71 процент переданных в финансовую аренду предметов лизинга.

Увеличение срока финансовой аренды означает, что предприниматели заинтересованы в более длительных контрактах, в том числе и для того, чтобы уменьшить ежемесячную финансовую нагрузку. При этом, как показывает статистика, лизинговые компании соглашаются с этим запросом. Это означает, что лизингодатели не видят больших рисков в среднесрочной перспективе. Мы неоднократно наблюдали, что в периоды турбулентности сроки кредитных договоров и договоров лизинга сокращаются. Обратная тенденция говорит о некотором периоде устойчивости.

К тому же в лизинге автотранспорта нет концентрации на крупных получателях. А небольшие компании берут в финансовую аренду 1–2 автомобиля. Это относительно небольшие платежи и риски по каждому, отдельно взятому договору, невелики. Конечно, в период турбулентности рынка концентрация на таких небольших договорах в случае массовых дефолтов клиентов несет риски для лизинговых компаний. Но с одной стороны, риск-менеджмент лизингодателей вырос, а с другой стороны явных серьезных угроз экономике в ближайшее время не наблюдается.

На 01.09.2019 г. действует 42,2 тыс. договоров финансового лизинга на 50,8 тыс. ед. спецтехники

В финансовом лизинге спецтехники те же тенденции: увеличение срока лизинга и существенная доля договоров с субъектами малого и микробизнеса.

Средний срок договора лизинга спецтехники составляет 37 месяцев.

Прогноз рынка по базовому сценарию на 2019 год

В сравнении с 2018 годом за 9 месяцев 2019:

  • рынок легковых автомобилей сократится на 3,75%
  • рынок LCV сократится на 5,37%
  • рынок грузовых автомобилей сократится на 5,99%

Как и любой насыщенный рынок, рынок легковых автомобилей «плоский». Небольшие колебания в несколько процентов не создают какого-то тренда. Если посмотреть на все зрелые рынки, то они примерно в этих значениях и колеблются.

Продажа автомобилей и спецтехники на вторичном рынке

Продажи подержанных легковых автомобилей всегда преобладали на российском рынке, годовой объем продаж составляет в среднем от пяти до шести миллионов ТС. Понятно, что в сегменте корпоративных клиентов выше спрос на новые автомобили, но тем не менее даже здесь на два новых транспортных средства продается одно подержанное.

Мы видим, что постепенно и лизингодатели начинают работать с подержанной техникой — как с легковой, так и с другими типами ТС.

Для лизингодателей это один из инструментов расширения своего бизнеса.

Что касается грузовых автомобилей, то спрос на подержанную технику традиционно больше, чем на новую. По данным за 7 месяцев 2019 года на один новый грузовой автомобиль приходится продажа 3,55 подержанных. В корпоративном сегменте это соотношение составляет 1:1,24, а в лизинге 1:0,7.

Прогноз по продажам автотранспорта

Что касается прогнозов, то с уверенностью можно сказать, что в сегменте корпоративных легковых автомобилей этот год завершится с положительной динамикой. За 7 месяцев 2019 года мы наблюдаем прирост 11,3%. По грузовым автомобилям фиксируется снижение на 2,2%, по сегменту LCV, напротив, рост в 1,3%.

Следует отметить, что корпоративный парк обновляется циклично. Это отражается на динамике продаж. Так, например, среди опрошенных нами представителей корпоративного сегмента только 42 процента респондентов собираются приобретать легковые автомобили в ближайшие 12 месяцев.

Вероятно, после периода сокращения закупок корпоративных легковых автомобилей в 2015–2016 гг., в 2017–2019 годах активно реализовывался отложенный спрос. Возможно, в следующем году нам не следует ожидать ни резкого падения, ни резкого спроса на корпоративные легковые автомобили, если не произойдет каких-то резких изменений в экономике.

Автор: Татьяна Арабаджи, Директор Russian Automotive Market Research (НАПИ)
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь