Фактор вируса

05 октября 2020
Фактор вируса

Зоя Советкина, младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА»

Снижение спроса со стороны клиентов вкупе с карантинными ограничениями в работе поставщиков оборудования стали основными проблемами, с которыми пришлось столкнуться лизинговым компаниям в первой половине 2020 года.

В рамках опроса, проводимого «Эксперт РА», лизинговым компаниям предлагалось распределить по степени значимости проблемы, с которыми им пришлось столкнуться в 1 полугодии 2020 года (от 1 до 5, где 1 — наименее острая проблема, а 5 — наиболее острая проблема, см. таблицу 1). Наиболее острой проблемой стало снижение спроса со стороны клиентов, заморозивших планы по обновлению основных средств вследствие экономического спада в условиях введения карантина. При этом подавляющее большинство опрошенных лизингодателей (70% респондентов) не увеличили долю отказов по входящим заявкам от клиентов, несмотря на ухудшение финансового состояния потенциальных лизингополучателей. Второй по значимости проблемой стали введенные ограничения в работе поставщиков предметов лизинга, в частности автодилеров, что привело к удлинению сроков поставки лизингового имущества. Рост просроченной задолженности со стороны лизингополучателей оказался третьим негативным фактором. Стоит отметить, что в качестве наименее значимой проблемы, сказавшейся на деятельности лизингодателей в период введенных ограничений, респонденты выделили невозможность работы компании в дистанционном режиме.

Таблица 1. Проблемы, с которыми столкнулись лизинговые компании в 1-м полугодии 2020 года (указаны в порядке убывания значимости)

Место

Негативный фактор

Средний балл

1

Снижение спроса со стороны клиентов

3,3

2

Ограничения в работе поставщиков предметов лизинга

2,7

3

Рост просроченной задолженности

2,6

4

Сокращение объема финансирования ЛК

2,3

5

Девальвация рубля

1,7

6

Отсутствие возможности дистанционной работы

1,2

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК

Введенный карантин не привел к значительному росту доли интернет-заявок, которые по итогам 1-го полугодия составили всего 3% в структуре продаж. Большинство договоров лизинговых компаний по-прежнему заключается путем прямых продаж, доля которых заметно сократилась по сравнению с 2013 годом вследствие роста продаж через банковские отделения и поставщиков оборудования. Так, доля лизинговых сделок, совершенных в офисах банков, в период с 2018 года по 1 полугодие 2020 года составляла от 14% до 22% против 1% в 2013 году (см. график 1). Данная динамика во многом обусловлена наращиванием розничного бизнеса лизингодателями, входящими в банковские группы либо перешедшими под контроль банков в последние годы.

График 1. Доля продаж лизинговых компаний в офисах банков

показала наибольший рост

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Автор: Зоя Советкина, младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА»
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь