Руководитель ВТБ Лизинг Дмитрий Ивантер подвёл итоги уходящего года и рассказал о трендах наступающего

1 129
24 декабря 2021
Руководитель ВТБ Лизинг Дмитрий Ивантер подвёл итоги уходящего года и рассказал о трендах наступающего

О железнодорожном транспорте

Мы решили помимо финансового лизинга системно развивать операционную аренду железнодорожной техники. К этому решению шли достаточно долго, потому что Группа ВТБ – прежде всего финансовая организация, а операционный лизинг требует дополнительных компетенций, поскольку собственнику нужно самому заниматься активом – подвижным составом. Но уже имеющийся у нас опыт сдачи вагонов в аренду показывает, что это достаточно интересное направление для его самостоятельного развития. Риски принципиально отличаются: в финансовом лизинге риски на клиенте, в операционном – на стоимости актива, то есть вагона. При этом мы избегаем концентрации на одном арендаторе – в среднем на каждый договор аренды приходится не более 10% от подвижного состава, находящегося в нашей собственности. Сегодня у нас в операционном лизинге 15 тысяч вагонов, в планах довести парк до 35 тысяч. Развитие этого направление кажется перспективным и в связи с ростом ставок на финансовом рынке: клиенты не хотят привлекать деньги на таких условиях, и в этой ситуации операционный лизинг является для них оптимальным решением.

О лизинге авиационного транспорта

Внутренний рынок авиаперевозок восстановился – люди заместили путешествия по миру поездками по стране. Но проблема в том, что на внутреннем рынке авиакомпании не зарабатывают. Некоторое время назад мы анализировали структуру доходов авиаперевозчиков: на многих внутренних рейсах менее половины себестоимости покрывается ценой продажи билета, иногда меньше 30%. Остальное покрывается дотациями субъектов федерации. Такая картина характерна не только для России – практически во всех странах мира, включая США, существует система субсидирования внутренних авиаперевозок. На наш взгляд, проблема в том, что в России пока не удалось выстроить стройную и понятную систему дотаций, а без этого вложения в региональные авиаперевозки и региональные авиакомпании достаточно рискованны.

Сервис подписки на автотранспорт

Мы достаточно долго тестировали проект, чтобы определить реальную потребность рынка в этой относительно новой услуге.

На сегодняшний момент сервис в полном объеме не реализован ни у кого из участников рынка. Ведь что такое идеальная подписка? Это бесшовный сервис, максимально цифровизованный. Но пока после каждой поданной онлайн заявки потенциальный клиент обсуждает с менеджером условия аренды. Развитию сервиса мешает и дефицит автотранспортных средств. Хотя, должен отметить, что производители весьма заинтересованы в развитии этой услуги. В наших планах выпустить на дороги 2-3 тысячи автомобилей по подписке в 2022 году. Это достаточно амбициозная задача. Для этого мы планируем интегрировать подписку с другим сервисом – цифровым дилером, который находится на этапе обсуждения. По идее клиент должен без посещения офиса выбрать автомобиль и оформить подписку, а, скажем, через год, вернуть это транспортное средство и выбрать новое. Жизнь сейчас очень мобильна, потребности и возможности людей быстро меняются. Именно в такой динамичной ситуации, в ходе развития шеринговой экономики подписка на авто становится востребованным продуктом.

Кстати, европейский опыт показывает, что наибольшей популярностью у клиентов, выбравших подписку на автомобиль, пользуются бюджетные машины. Бытует устойчивое мнение, что автомобиль по подписке – это для богатых клиентов, которые таким образом меняют один престижный автомобиль на другой. Но европейская практика показала, что это не так. Очевидно, что спрос на данную услугу существует, а каков этот рынок по объему - станет понятно по мере его формирования. Тут прямая аналогия с каршерингом: лет пять назад были прогнозы, что вся Москва пересядет на каршеринговые автомобили. Теперь, по мере формирования рынка мы видим, что это продукт нишевый. У него есть свой потребитель, но он подходит далеко не каждому. Сейчас в Москве порядка 30 тысяч каршеринговых авто, и роста нет.

Мы через лет 5 поймём, широко востребована подписка или это тоже нишевый продукт. По оптимистичным прогнозам экспертов до 15% личных авто могут перейти в подписку.

О дефиците автотранспорта

Еще одна проблема, с которой мы столкнулись уже в этом году, – дефицит автомобилей. Мы внимательно следим за ситуацией на авторынке. Во-первых, производители перестали планировать на год. Они планируют на квартал и формируют приблизительный план на следующий квартал. На первый квартал по плану заказано машин для России на 40 процентов меньше, чем в первом квартале 21 года. Это вполне репрезентативная цифра, сформированная на основе переговоров с крупнейшими поставщиками.

В условиях дефицита нишу занимают китайские производители. Наши клиенты, которые три года назад и слышать не хотели про китайскую спецтехнику, теперь соглашаются на ее приобретение: во-первых, потому, что на чем-то все равно работать надо, а, во-вторых, соотношение цены и качества там вполне разумное.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь