Реклама Appruvo
Реклама Appruvo
Модуль Леасофт БКИ Реклама Appruvo

Эффект рычага. Как реализуется программа льготного лизинга спецтехники?

17 мая 2022
Эффект  рычага.  Как реализуется программа льготного лизинга спецтехники?

Эффект рычага. Как реализуется программа льготного лизинга спецтехники?

В начале года ведущие лизинговые компании объявили о том, что они начали прием заявок по программе льготного лизинга дорожно-строительной и коммунальной техники отечественного производства.

Напомним, что эта программа, которую Минпромторг реализует уже не первый год, пользуется большим спросом у отечественного бизнеса. Помимо преимуществ, которые дает лизинг, предприниматели получали возможность приобрести продукцию отечественного машиностроения со скидкой до 10%. Соответственно, заводы-изготовители получали стабильный сбыт, а лизинговые компании — растущий портфель.

Но, несмотря на большой спрос и популярность программы, в этом году денег было выделено совсем немного — 2 млрд рублей. Для сравнения: в 2020 году финансирование составляло 4 млрд рублей, а в 2021 — 2,57 млрд.

С учетом новых экономических условий портал All leasing спросил лизинговые компании о том, как идет реализация программы.

Остались ли средства?

У большинства компаний лимиты, выделенные на данную программу, уже закончились. Более того, ранее выделенные лимиты — а они утверждаются на каждую компанию — претерпели корректировки.

Объединенная лизинговая ассоциация обратилась в Минпромторг и Минфин с просьбой сохранить запланированные объемы финансирования на программу льготного лизинга спецтехники, реализуемую в 2022 году.

«В условиях возросшей стоимости спецтехники и оборудования субсидирование позволит не только поддержать спрос, но и стимулировать приобретение, т. к. применение субсидии приближает стоимость к размеру до повышения цен», - говорится в письме.

— В текущей ситуации важно поддержать спрос на продукцию отечественного производителя, иначе мы через полгода обнаружим, что вместо широкого спектра европейских или американских производителей на рынке мы имеем нескольких китайских и турецких брендов. И шанс поднять отечественное машиностроение будет упущен, — отмечает Александр Кожевников, руководитель Комитета ОЛА по субсидированию .

— Программа субсидирования в этом году была востребована рынком в большей степени, чем ранее, — подтверждает Александр Валенцев, руководитель отдела организации продаж компании «Интерлизинг» .- Из-за существенного роста стоимости техники и повышения ключевой ставки ЦБ доступность техники для бизнеса в этом году существенно снизилась. Субсидии Минпромторга частично сгладили этот негативный тренд и позволили предприятиям приобрести необходимую технику.

Впрочем, среди участников опроса нашлись и пессимисты, которые обращают внимание на то, что для конкретного получателя даже с учетом скидки спецтехника в лизинг слишком дорога: сказывается удорожание предмета лизинга и стоимость финансовых ресурсов.

А есть ли техника?

Российский автопром претерпевает серьезные трудности в комплектующими. Ну, и с участием в его дальнейшей работе иностранных совладельцев тоже. А производители спецтехники? Может, проблема еще и в том, что в лизинг передавать нечего?

— Риск дефицита техники из-за отсутствия комплектующих в этом году не реализовался в полном объеме, — говорит Александр Валенцев, руководитель отдела организации продаж компании «Интерлизинг» .- Многие производители имели запасы, которые позволили не приостанавливать производственный процесс. В этот период все усилия были брошены на замещение недостающих комплектующих, поиск новых поставщиков и доработку модельного ряда. Частично эти сложности уже были решены.

— Опасность простоя заводов по причине отсутствия заказов сейчас реальность, а неудовлетворения спроса из-за нехватки комплектующих пока рынку спецтехники грозит значительно в меньшей степени, — говорит Александр Кожевников, руководитель Комитета ОЛА по субсидированию .- По данным ассоциации Росспецмаш предприятия уже столкнулись с кратным падением заказов.

— Степень влияния дефицита комплектующих на итоговые возможности выпуска продукции крайне сильно варьируется в зависимости от конкретных производителей и моделей техники, — уточняет Артем Тимошевский, финансовый директор компании «ТЕХНО Лизинг».

Хотя по ряду востребованных позиций эксперты фиксируют дефицит. Так, специалисты компании «СТОУН ХХI » отмечают проблемы у КАМАЗа и производителей прицепной техники.

А сколько денег нужно?

Сейчас программа льготного лизинга дорожно-строительной и коммунальной техники корректируется Минпромторгом. Очевидно, что будет пересмотрен перечень самой техники с учетом возможностей производителей и объемы финансирования.

Сколько денег ждет отрасль? За что готова поручиться?

-Выделенные на программу средства в объеме 2 млрд рублей были исчерпаны уже в первом квартале. Потребность рынка в государственной поддержке оказалась существенно большей, чем выделенные государством средства. По нашей оценке, реальный спрос на меры поддержки в этом году составляет около 6 млрд рублей,- считает Александр Валенцев, руководитель отдела организации продаж компании «Интерлизинг ».

Эксперты компании «СТОУН ХХI » более осторожны. По их мнению, при текущем уровне ключевой ставки будет достаточно выделить 3 млрд на год.

-Ситуация с удорожанием техники приводит лишь к росту потребностей в субсидировании. В данном случае вопрос стоит не столько о том, какой объем готов принять рынок, а в том, какой объем будет установлен регулятором. Без сомнения, он будет использован весь, — считает Артем Тимошевский, финансовый директор компании «ТЕХНО Лизинг» .

Аккумулировав мнение отрасли, Объединенная лизинговая ассоциация в письме на имя Председателя Правительства в марте нынешнего года просила увеличить финансирование программы до 7 млрд рублей.

А если денег не дадут?

Тут надо напомнить еще раз, как работает программа. Лизинговые компании, подписавшие договор с Минпромторгом (а они отобраны на конкурсной основе), заключают договор с клиентом. Договор предусматривает скидку, которую лизингодатель предоставляет за счет собственных средств. Отчитавшись перед Минпромторгом, лизингодатель получает право на компенсацию понесенных затрат в размере предоставленных скидок.

Что случается, если лизинговая компания не получает от Минпромторга компенсацию? На этот случай участники программы закладывают в договор лизинга пункт, в соответствии с которым затраченные на скидку средства перекладываются на лизингополучателя. Был льготный договор лизинга — стал обычный. И не надо в этом винить лизинговые компании — маржинальность сделок сегодня крайне низка, поэтому «подарить» скидку процентов в 7-8 никто не может себе позволить.

Возможен такой вариант развития событий? К сожалению, да. Сокращение уже выделенных лизингодателям лимитов приведет именно к такой ситуации.

— Мы видим серьезную недооценку Минпромторгом важности программы в текущих условиях и считаем высоким риск невыплаты лизинговым компаниям ранее выделенных на программу средств, - считает Александр Валенцев, руководитель отдела организации продаж компании «Интерлизинг» .- Это приведет к расторжению части ранее заключенных контрактов с производителями и предъявлению конечным лизингополучателям убытков, понесенных лизингодателями.

Объединенная лизинговая ассоциация отмечает при этом следующие риски: сокращение спроса на отечественную спецтехнику одновременно приведет к росту спроса на китайскую, а консолидированный бюджет страны недополучит налоги от производителей и лизингополучателей.

Остается добавить, что показатели результативности льготного лизинга не вызывает вопросов: на каждый вложенный бюджетом рубль российской техники реализуется минимум на 6,6 рублей.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь