Наша главная задача – адаптироваться к нынешней ситуации

847
04 августа 2022
Наша главная задача – адаптироваться к нынешней ситуации

10 лет назад, в 2012 году, ВТБ Лизинг вышел на рынок автолизинга. Сегодня компания уверенно входит в ТОП-5 по всем сегментам колесной и спецтехники. Начальник управления развития бизнеса автолизинга ГК ВТБ Лизинг Вячеслав Михайлов в беседе с корреспондентом портала Allleasing рассказывает о современных вызовах рынка и о том, как с ними справляется компания.

— Рынок автолизинга, как и вся автомобильная отрасль, испытывает давление с разных сторон. Но больше всего внимания привлекает к себе ситуация с наличием машин в стране. Некоторое время назад информационные агентства продемонстрировали стоянки дилерских центров, которые были заполнены автомобилями. Значит ли это, что дефицита транспорта в текущий момент нет?

— Мы проанализировали, каким объемом автотранспорта, включая стоки, располагают дилеры. На 1 мая эта цифра составляла 98 тысяч транспортных средств. За прошедшие три месяца машины разъехались по дилерам, часть была продана, но итоговая цифра остатков изменилась незначительно. В условиях высокой неопределенности будущих поставок дилеры заняли выжидательную позицию и не спешат распродавать запасы, предполагая усиление дефицита и дальнейшее повышение цен. Это то, что касается новых машин. Но на фотографиях с квадрокоптера были видны и подержанные автомобили Audi, Mercedes, ŠKODA, Volkswagen. И с ними другая проблема — покупателей не устраивает соотношение «цена-качество», поэтому они тоже, как говорят в авиации, стоят «на бетоне». В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда Hyundai Solaris в долларовом эквиваленте стоит в России, к примеру, в четыре раза дороже, чем в США. И это, кстати, не тренд последних месяцев. Дефицит автотранспорта, который возник из-за нехватки полупроводников, привел к тому, что за прошлый год цены на машины в нашей стране выросли на 60 процентов.

Сочетание этих факторов влияет, конечно, и на лизинговый рынок. Но даже в таких условиях крупные компании, в том числе и ВТБ Лизинг, как оптовые покупатели договариваются о партнерских скидках с брендами и потом транслируют их своим клиентам. Например, ПАЗ у нас сейчас можно приобрести со скидкой до 7%, а УАЗ с выгодой до 150 000 рублей от розничной цены. На премиальные китайские кроссоверы EXEED действует скидка 15%, на Chery она может достигать 17%, на Haval — 180 000 рублей.

Справочно:

Из аналитики АЕБ следует, что суммарные продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в январе-июне 2022 года в России составили 370 228 единиц, −57,5% относительно шести месяцев 2021-го. Объем выдачи автомобильных кредитов за этот период снизился на 43% по сравнению с 2021 годом, до отметки 307,2 млрд руб.

— Какова тактика и стратегия в этой ситуации?

— Сейчас лучшая тактика — внимательно следить за ситуацией и оперативно реагировать на изменения. Как и в 2020 году, все планы приходится пересматривать, на первый план выходит гибкость бизнеса, его готовность адаптироваться к новым условиям. Например, весной ожидаемо выстрелил сегмент автомобилей с пробегом. Еще в прошлом году в стране было продано 1 миллион 600 тысяч новых автомобилей, а перерегистрировано свыше 7 миллионов. Эти показатели — следствие того, что российский авторынок был очень емким, многие годы составляя 5 процентов от мирового. Поэтому наша компания сформировала предложение по лизингу транспорта с пробегом, причем не только легкового, но и грузового, и спецтехники, и ЛКТ. На сегодняшний день мы профинансировали уже более 5 тыс. транспортных средств с пробегом, из которых 47% — это легковые машины, 49% — грузовые, а остальные 4% распределяются между легким коммерческим транспортом, автобусами и самоходными машинами. Этот продукт будет модернизироваться в зависимости от рыночных обстоятельств. Особенность работы с таким типом техники заключается в том, что, принимая на баланс автомобиль с пробегом, лизинговая компания должна быть уверена в этом активе. Для этого мы активно развиваем внутренние подразделения по оценке имущества.

Перспективным направлением для лизингового рынка выглядят автомобили, поставленные по параллельному импорту. Пока этот механизм хорошо работает на подержанных машинах в возрасте 3-5 лет. А вот новый транспорт проигрывает конкуренцию российскому стоку из-за выросшей в несколько раз стоимости логистики и высоких таможенных пошлин. Но мы ждем стабилизации ситуации, когда на границе откроются новые таможенные пункты и доставка автомобилей в страну станет дешевле. Поддержать этот канал пополнения предложения на рынке могло бы и снижение ввозных пошлин.

Но это в будущем, а пока мы переориентируемся на спецтехнику, потому что видим стабильный спрос, и техника есть в наличии. Усиливаем позиции в работе с поставщиками специальной и дорожно-строительной техники российского и китайского производства.

— Итак, мы остались один на один со своим автопромом...

— Сейчас в стране работают три завода по выпуску легковых автомобилей — АвтоВАЗ, УАЗ и Haval. Мы работаем со всеми этими марками и знаем, что, например, Haval планирует увеличить выпуск автомобилей, поскольку очевидно, что в условиях дефицита спрос на них вырастет. Такая тенденция явно прослеживается уже сейчас. Например, в ВТБ Лизинг продажи этого бренда по итогам 6 месяцев 2022 года увеличились на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Что же касается отечественного автопрома, то мы возвращаемся к ЕВРО-2. Что это означает? Отнюдь не только выбросы, как думают многие. ЕВРО-2 — это другая технология двигателя и электроники, не предусматривающая многие привычные вещи, например, электрический стеклоподъемник. Сейчас перед автопроизводителями стоит большая задача — ускорить импортозамещение, чтобы выйти на современные технологические стандарты и нарастить объемы производства до уровня двухлетней давности. Заводам также необходимо оперативно получать разрешающие документы на сами новые модели и на их производство на территории РФ. Для этого требуется не менее оперативная реакция соответствующих органов.

Очевидно, что один только «Москвич» не решит проблему дефицита. Сейчас у завода есть задача разработать электромобиль и автомобиль на двигателе внутреннего сгорания. Вопрос один: как это сделать быстро и как масштабировать производство. План — выпустить 300 тысяч машин к 2025 году. Конечно, как только новые машины сойдут с конвейера, мы будем их финансировать.

— Вы опытные игроки на рынке автолизинга. Но, к сожалению, не все зависит от лизингодателя. Есть еще фактор спроса, вернее его падения.

— На потребительские настроения клиентов, конечно, повлияла финансовая турбулентность. Наш основной клиент — малый и микробизнес, не имеет такой маржинальности, чтобы обслуживать ставки выше 30%, как это было весной. Однако снижение ключевой ставки в мае положительно повлияло на спрос российского бизнеса на лизинг. В июне мы передали уже вдвое больше автомобилей нашим клиентам, чем в мае. И практически вышли на уровень продаж января. Более того, часть потенциальных лизингополучателей в период, когда ключевая ставка ЦБ поднялась до 20%, разместила свободные средства на депозитах. А сейчас срок действия этих депозитов заканчивается, и станет понятно, вернутся ли компании к инвестициям в лизинг. Но это касается относительно небольшой части клиентов. Остальные в выжидательной позиции. Те же предприниматели, которым автотранспорт нужен сегодня, решают дилемму — приобретать европейские машины с пробегом или новые отечественные и китайские. Надеемся, что изменение ставки в июле также позитивно скажется на объеме запросов бизнеса, и мы сможем приблизиться к показателям продаж прошлого года.

— Какие основные преимущества на рынке при этом у ВТБ Лизинга?

Надежный системообразующий банк в качестве акционера — это, безусловно, одно из главных преимуществ нашей компании. Но в сложившейся ситуации особенно важную роль играет глубокая экспертиза и профессионализм команды. Многолетний опыт, конкурентный продукт и лояльность клиентов — вот основные слагаемые успеха ВТБ Лизинг. Показательна доля повторных сделок, больше 50%. Это значит, что каждая вторая компания возвращается к нам за финансированием корпоративного парка.

Сегодня ВТБ Лизинг участвует во всех госпрограммах с использованием механизма лизинга, и наши клиенты имеют возможность пользоваться ими. Совсем недавно начали работать с возобновленной программой льготного лизинга колесного транспорта Минпромторга. Это очень эффективный инструмент стимулирования спроса, в отдельные периоды до половины передаваемого ВТБ Лизинг транспорта происходило с применением этой субсидии. А за все время ее действия компания профинансировала таким образом более 45 тыс. транспортных средств, а предприниматели смогли сэкономить 6 млрд рублей.

Но мы считаем важным информировать наших клиентов обо всех программах для бизнеса, не только с использованием механизма лизинга. Рассказываем о том, какие формы государственной поддержки с учетом региональной или отраслевой принадлежности клиента доступны ему в данный момент. К сожалению, компании не всегда знают о многих возможностях. Например, о том, что существует механизм зонтичного кредитования, при котором кредитуется не только клиент, но и его поставщики по всей производственной цепочке. В ходе работы над конкретной лизинговой сделкой менеджер консультирует клиента по всевозможным формам государственной поддержки, поскольку его устойчивое финансовое состояние — в наших интересах.

— Говоря о стратегии и тактике нельзя не спросить о роли, которую играет программа автомобиля по подписке. По сути, этим расширяется круг клиентов, поскольку авто по подписке — услуга для физических лиц.

— На самом деле подписка на автомобиль — это, по сути, тот же лизинг. В обоих случаях это арендные отношения, просто при завершении договора подписки транспортное средство возвращается в лизинговую компанию. Важным отличием является то, что подписка доступна физическим лицам и является хорошей альтернативой автокредиту. Для того, чтобы оформить подписку, не надо копить на аванс 15-20% от стоимости машины. Нужно просто внести обеспечительный платеж в размере 20 тыс. рублей, который возвращается в конце срока аренды. Сейчас подписка также позволяет исключить риски роста цен на запасные части и регламентные работы, так как арендный платеж фиксируется на весь срок договора. Если же у клиента изменились обстоятельства, он просто возвращает автомобиль и не имеет никаких долгов.

ВТБ Лизинг выпустил на рынок свой сервис подписки в 2021 году, мы видим его перспективы. И кстати, крайне дальновидным оказалось решение купить в конце прошлого года значительную партию автомобилей для этого проекта. Сегодня у нас в стоке есть самые востребованные на рынке марки: Lada, Skoda, Kia, Volkswagen, из премиальных Land Rover и BMW, а также новинки китайского автопрома — EXEED, Haval, Chery.

— Как бы Вы охарактеризовали главную задачу на текущий год для ВТБ Лизинга и всей отрасли?

— Если коротко, то адаптация к ситуации. Сейчас важно оперативно реагировать на все изменения и подстраивать свое предложение под потребности российского бизнеса и возможности рынка — учиться лучше слышать своих клиентов, более гибко подходить к продуктовой линейке и точнее настраивать сервис. Лизинг должен сохранить свое значение как востребованный инвестиционный инструмент для предпринимателей.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь