Чтобы формировать предпочтения потребителей скидка должна быть все-таки значимой

26 сентября 2023
Чтобы формировать предпочтения потребителей скидка должна быть все-таки значимой

Александр Кожевников, вице-президент Объединенной лизинговой ассоциации, руководитель комитета ОЛА по субсидированию в беседе с корреспондентов портала Allleasing делится мнением об эффективности программы по субсидированию лизинга колесной техники.

Александр Кожевников, вице-президент Объединенной лизинговой ассоциации, руководитель комитета ОЛА по субсидированию

Александр Кожевников: Лизинг сам по себе является инструментом поддержки инвестирования. В ходе лизинговой сделки единовременно происходит два существенных влияния на экономику: приобретается продукт машиностроения и тут же передается в лизинг. То есть мы как лизинговая компания поддерживаем спрос на продукцию высокого передела, а, передавая это имущество в лизинг, обеспечиваем обновление основных фондов. В этом смысле лизинг — уникальный механизм, который позволяет реализовать одновременно выполнение этих двух функций.

— В сентябре 2016 года впервые была начата программа субсидирования лизинга колесной техники. И она сразу показала свою эффективность.

— Юридическая природа лизинга позволяет обеспечивать целевое использование субсидий гораздо эффективнее иных механизмов, обеспечивает не только снижение стоимости имущества для конечного пользователя, но и одновременно делает финансирование доступнее. Лизинг по своей природе обеспечивает большую прозрачность и контролируемость процесса инвестирования, в нашей сделке задействованы независимые друг от друга юридические лица — поставщик, лизингодатель и лизингополучатель. Целевое назначение, например, кредита, может быть нарушено, его сложнее отследить, это трудозатратно. А нарушить целевое использование субсидий при лизинге практически невозможно. Если рассматривать субсидию непосредственному производителю на компенсацию части стоимости, то она решает только одну проблему, стоимости, а доступность финансирования здесь не обеспечивается.

Поэтому механизм субсидирования лизинга в массовом сегменте — колесной и специальной технике — оказался инструментом, простым по форме, но очень эффективным по результатам.

— Но условия реализации этой субсидии за время ее существования значительно изменились.

— В первоначальном виде в программе участвовало достаточно большое количество компаний, отобранных Минпромторгом по понятным для всех критериям. В рамках этой программы предприниматель голосовал ногами: он мог выбрать не только нужную технику, но лизинговую компанию, которая ему предоставит эту технику на лучших условиях. У лизинговых компаний на первоначальном этапе действия программы не было закрепленных объемов. Такой подход, давал предпринимателю конкурентный выбор, не создавая ситуации, при которой для получения субсидии он вынужден идти к какому-то определенному лизингодателю и соглашаться на его условия, даже если они не рыночные. Кто лучше предлагал условия по лизингу, тот и получал клиента с субсидией.

Последние годы обратная ситуация, поскольку со стороны Правительства РФ есть требование по конкурсности отборов. И сегодня лизинговые компании, хоть и отобранные на конкурсной основе, но они получают квоты практически в свою собственность. Таких компаний всего около 10, и они уже эти квоты транслируют на рынок на своих условиях, по сути, без конкуренции. Это пример того, когда благое намерение приводит не к тем результатам. Мы от ОЛА неоднократно ставили данный вопрос перед Минпромторгом и Правительством, надеюсь, что они нас услышали и в дополнительном отборе на колесную технику в 2023 году, в силу большого объема финансирования, планируется вернуться к формату 495 постановления. Но остается вопрос не вернется ли все обратно в 2024 году в случае если финансирования по этой программе будет меньше .

— Если раньше это были стабильные 10 процентов, то сегодня размер скидки снижается.

— Да, так происходит по колесной технике (ПП469), где средний размер скидки как раз был критерием отбора. Поэтому крупные компании могли заявить на конкурс скидку существенно меньше, чем 10% и забрать квоту, поскольку они априори продают техники больше, чем необходимо для распределения квоты. Это дает право лизинговым компаниям, получившим квоту от Минпромторга, выбирать кому и на каких условиях предлагать скидку. То есть, отбор на субсидию конкурентный, но на следующем шаге конкуренция теряется и эффект конкурсности пропадает. Кроме того, держатели квот получают неконкурентные преимущества в отношениях с продавцами техники. Это очень выгодно лизинговым компаниям-участникам программы, но, в моем понимании, это очень плохо для рынка, он монополизируется. Такая форма реализации субсидии дает повод давления на рынок, вносит искусственные диспропорции. Производители охотнее работают с компаниями, которые имеют субсидии, поскольку это гарантирует объем, а остальные лизинговые компании теряют партнерские программы с этими же производителями. Отмечу, что это касается в большей степени именно колесной техники, по спецтехнике (ПП811) в отбор попадают в несколько раз больше компаний и конкурентность там сейчас сохраняется. Очень надеюсь, что с осени этого года по программе колесной техники стартует механизм с реальной конкуренцией и самое главное он будет действовать и последующие годы. Для 100% успешности программы нужно совсем немногое, наладить ее оперативное администрирование со стороны Минпромторга, а именно контроль за объемом выбранных субсидий и сбор информации по заключенным договорам. Если сделать этот отчет обязательным для участников, т.е. включить это условие в программу, то нарекания, из-за которых программа была изменена в прошлом на распределительную, в значительной мере будут сняты. А с учетом, что в следующем году нам (лизинговой отрасли) и так придется очень оперативно отчитываться в БКИ о всех заключенных договорах, то давать оперативный отчет в Минпромторг ни для кого не составит труда.

— А как в этой ситуации вести себя предпринимателю, который хочет воспользоваться льготным лизингом?

— В любом случае предприниматель должен обратиться как минимум в несколько компаний, которые работают в программе, чтобы понять, во-первых, у кого условия выгоднее, а, во-вторых, кто готов одобрить его как получателя.

— Но этот алгоритм, видимо, был вызван стремлением эффективнее использовать бюджетные средства...

— Честно говоря, эффективность субсидии считается странно — по количеству техники, включенной в отчеты по данной субсидии. Это отнюдь не количество техники, которую выбрали лизингополучатели, потому что присутствует субсидия. Вернемся к первоначальной идее. Смысл субсидии — увеличение спроса на отечественную технику и тем самым поддержка производителя через стимулирование спроса. Компенсация стоимости позволяет конкурировать российской технике, например, с китайской. Но в модели по колесной техники, которая, заметим, на сегодня еще действует, эта субсидия размывается, в отчетах лизингодателей значится вся техника, которая подпадает под критерии 719 постановления, независимо, передана ли она в лизинг с субсидией или без нее. То есть, расчет эффективности зависит количества техники передаваемой в лизинг попавшими в отбор компаниями, а не тем, какое количество предпринимателей выбрали именно субсидированную программу лизинга. Большие компании априори получают решающее преимущество перед маленькими и не потому что они эффективнее субсидию распределяют, нет. Просто они занимает большую долю рынка.

А при этом объем скидки, влияющий на принятие решений о выборе отечественной техники, становится так незначителен, что уже не имеет решающего значения. По моему мнению, скидка 2-3% не может дать мотивацию выбирать российскую технику, а не китайскую, к примеру. Чтобы формировать предпочтения потребителей скидка должна быть все-таки значимой.

— То есть, в нормативных документах должен быть, как раньше. зафиксирован ее размер?

— Надо поменять механизм на такой, по которому скидка транслируется в полном объеме, как это было ранее. И важно это изменение оставить на 2024 год и далее. Тогда сам рынок заставит давать максимально возможную скидку клиентам.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь