Июль принес первые позитивные новости на рынке легковых автомобилей. По данным аналитического агентства «Автостат» продажи июля выросли по сравнению с первым летним месяцем на 34%. LADA по прежнему безоговорочный лидер. Но её рыночная доля сократилась до 23%.
Напомним, что в начале года авторитетное аналитическое агентство «Автостат» дало прогноз ситуации на рынке новых легковых автомобилей. В соответствии с ним, продажи новых легковых автомобилей в 2025 году составят:
Какой сценарий по состоянию на начало августа реализовывается на рынке?
- Сейчас идем по сценарию между пессимистическим и базовым прогнозом, считает Сергей Целиков, директор «Автостата». - Наиболее вероятен сценарий ближе к пессимистическому. Тем не менее, вторая половина года ожидается существенно лучше первой. Медленное восстановление авторынка начинается уже с июля.
Поскольку глубина проникновения лизинга в продажи легковых автомобилей составляет порядка 20-30%, прогноз «Автостата» можно транслировать и на лизинговый рынок.
Совпадают ли тренды в продажах и лизинге?
На этот вопрос отвечает Алексей Андрющенко, исполнительный директор компании СТОУН ХХI
- В целом, я разделяю мнение Сергея Целикова и мой прогноз на этот год также около 1,2-1,3 млн легковых автомобилей. Сегмент легковых автомобилей просел значительно меньше по сравнению с сегментом грузовых автомобилей и спецтехники. На примере нашей компании могу сказать, что по итогам полугодия количество сделок с легковыми автомобилями осталось на том же уровне, что и в 1 полугодии 2024 года, при этом в стоимостном выражении мы даже получили небольшой рост +16% к аналогичному периоду прошлого года. А вот в сегменте спецтехники и грузового транспорта количество сделок упало на 38% и 48%, соответственно. И доля грузовых автомобилей, бывших в эксплуатации, в этом году также выросло. То есть, количество сделок с новыми грузовиками упало в два раза по сравнению с прошлым годом.
От каких брендов отказываются дилеры?
За второй квартал 2025 года число дилерских контрактов сократилось на 183 единицы. При этом, по разным брендам есть не только сокращения, но рост сетей.
✔️Давайте посмотрим, сети каких брендов больше всего сократились за прошедший квартал:
▪️Kaiyi - минус 30 дилеров
▪️Dongfeng - минус 24 дилера
▪️Xcite - минус 20 дилеров
▪️Jaecoo - минус 16 дилеров
▪️BAIC - минус 15 дилеров
▪️Omoda - минус 14 дилеров
▪️Exeed - минус 13 дилеров
▪️Livan - минус 13 дилеров
▪️Geely - минус 11 дилеров
▪️Jetta - минус 11 дилеров
▪️FAW - минус 10 дилеров
Источник: Данные мониторинга дилерских сетей агентства АВТОСТАТ.
Какие автобренды нарастили дилерские сети?
▪️Exlantix - 49 (новая сеть)
▪️Lixiang 30 (новая сеть)
▪️Knewstar - плюс 14 дилеров
▪️Belgee - плюс 6 дилеров
▪️Haval - плюс 4 дилера
▪️KGM - плюс 4 дилера
▪️Avatr - плюс 4 дилера
▪️Hongqi - плюс 3 дилера
▪️TANK - плюс 3 дилера
▪️ROX - плюс 3 дилера
Источник: Данные мониторинга дилерских сетей агентства АВТОСТАТ.
Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат», считает, что текущее снижение числа дилерских центров отражает несколько моментов:
- Во-первых за последние три года дилеры набрали слишком много дилерских контрактов. Многие бренды откровенно слабые, узнаваемость низкая, в маркетинг на вкладывались. Дилеры попробовали - и разочаровались. На растущем рынке это было актуально, а сейчас, на падающем, идет оптимизация «дилерских портфелей». Доходность бизнеса у дилеров в этом году из-за снижения цен, распродаж и текущей ставки кредитования очень низкая, а у многих отрицательная.
Рост дилерский сетей, который отмечает «Автостат», имеет разную природу.
- Belgee и Knewstar идут на смену Geely. Lixiang формирует сеть из тех дилеров, кто занимался альтернативным импортом. Exlantix идет в дополнение к Exeed. Tank и GAC пока растущие бренды, - говорит Сергей Целиков.
Какие марки легковых автомобилей пользуются в нынешних условиях наибольшим спросом у лизингополучателей?
По данным ЛК Европлан, в первом полугодии 2025 лидерами продаж в легковом сегменте стали LADA, Haval, Geely. В сегменте коммерческого транспорта первые строчки по продажам заняли марки – ГАЗ, LADA, КАМАЗ. Лидерами в сегменте самоходной техники стали МТЗ (Минский тракторный завод), Lonking и XCMG.
В сегменте авто с пробегом, отмечают в Европлане, сильнее всего выросли продажи легковых автомобилей - на 26% по сравнению с первым полугодием 2024 года. В данном сегменте по количеству заключенных сделок лидируют марки Lada, Haval, «Москвич», Mercedes-Benz и Geely. Совокупная доля этих брендов в сегменте составила 37%.
Чего ждать от второго полугодия?
Сдержанный оптимизм Сергея Целикова разделяет Алексей Андрющенко:
- На вторую половину года мы также смотрим с небольшим оптимизмом, в первую очередь принимая во внимание низкую базу четвертого квартала прошлого года, когда уже начались просадки в продажах. А также учитываем, что постепенно начнёт срабатывать отложенный спрос, который сейчас копится. Снижение ключевой ставки тоже окажет свой небольшой эффект. Но рассчитывать на активный рост спроса в связи со снижением ключевой ставки на один или два процентных пункта не стоит. Скорее такое снижение может привести и к небольшому замедлению, так как многие предприниматели займут более выжидательную позицию и будут ждать дальнейшего снижения ключевой ставки. А вот снижение ставок по депозитам, действительно может помочь продажам легковых автомобилей. Сейчас вклады становятся уже менее привлекательными, и многие будут рассматривать альтернативные варианты инвестиций. Постепенно денежные средства с вкладов могут начать возвращаться в экономику, кто-то купит на эти средства легковой автомобиль (тем более они сейчас очень хорошо подешевели), кто-то вложит средства в развитие бизнеса и обновит основные фонды, воспользовавшись в том числе лизингом.
Оперативные новости на телеграм-канале портала:
t.me/Allleasing_ru
|
|