В России идет реформа утилизационного сбора. Законопроект, подготовленный Минпромторгом, должен был вступить в силу уже этой осенью, с 1 ноября.
В первую очередь изменения коснуться приобретения автотранспорта физическими лицами. До настоящего времени для них действовал льготный режим: 3 400 рублей — за новый и 5 200 рублей — за автомобиль старше трёх лет. В проекте новых правил предусматривается, что при расчете утильсбора будут учитывать не только возраст и объём двигателя, но ещё и мощность мотора.
Юридические лица, занимающиеся импортом автомобилей для коммерции, всегда платили утилизационный сбор в полном объёме, без каких-либо скидок. Базовая ставка остаётся прежней, но теперь коэффициенты учитывают не только объем двигателя, но и его мощность по единой шкале, без льготного минимума в 3400 рублей. Для машин свыше 160 л.с. размер платежа начинается от 256 тыс. и достигает миллионов для мощных моделей. В 2025 году индексация увеличит сбор на 20%, а учёт мощности добавит 10–30% к затратам на премиум-авто.
Впрочем, глава Минпромторга Антон Алиханов в интервью ТАСС выразил уверенность, что изменения в утилизационном сборе с не скажутся на доступности массовых моделей автомобилей.
История вопроса
Утилизационный сбор (утильсбор) был введён в России в 2012 году для защиты страны от импорта автомобилей с низким экологическим классом. Предполагалось, что наплыв таких иномарок последует в связи с присоединением страны к Всемирной торговой организации (ВТО), одним из условий для которого было снижение ввозных пошлин. С 2014 года утильсбор стали взимать и с отечественных производителей. При этом для заводов ввели субсидии, сопоставимые с размером сбора, но их точный размер зависел от объёма локализации производства. Также утилизационный сбор идёт на пополнение федерального бюджета и выполняет регуляторную функцию. Деньги, которые поступают в бюджет, частично расходуют на субсидирование отечественных автопроизводителей. Если сравнить с зарубежными практиками, то во многих странах сборы действительно направляются на переработку автомобилей. Например, в Японии и Южной Корее действует система обязательного экологического платежа, который идет на демонтаж и утилизацию машин. В России же утильсбор по факту выполняет фискальную функцию, что и вызывает недовольство у автомобилистов. По прогнозам, доходы бюджета от утилизационного сбора могут вырасти на 46,7% и составить в 2026 году около 1,65 трлн рублей.
Как может повысится утильсбор
|
Л.С. |
0-3 лет |
Старше 3-х лет |
0-3 лет |
Старше 3-х лет |
|
160-190 |
750 000 |
1244 000 |
900 000 |
1492 800 |
|
До 220 |
794 000 |
1320 000 |
952 800 |
1584 000 |
|
До 250 |
842 000 |
1398 000 |
1010 400 |
1677 600 |
|
До 280 |
952 000 |
1532 000 |
1142 400 |
1838 400 |
|
До 310 |
1076 000 |
1676 000 |
1291 200 |
2011 200 |
|
До 340 |
1216 000 |
1836 000 |
1459 200 |
2203 200 |
|
2,0-3,0 литра |
||||
|
160-190 |
1922 200 |
2880 000 |
2306 800 |
3456 000 |
|
До 220 |
1970 000 |
2918 000 |
2364 000 |
3501 600 |
|
До 250 |
2002 000 |
2960 000 |
2402 400 |
3552 000 |
|
До 280 |
2100 000 |
3050 000 |
2520 000 |
3660 000 |
|
До 310 |
2184 000 |
3142 000 |
2620 800 |
3770 400 |
|
До 340 |
2272 000 |
3228 000 |
2726 400 |
3873 600 |
|
До 370 |
2362 000 |
3318 000 |
2834 400 |
3981 600 |
|
До 400 |
2458 000 |
3412 000 |
2949 600 |
4094 400 |
|
Свыше 500 |
2874 000 |
3810 000 |
3448 800 |
4572 000 |
Источник: CarPoint
Теперь – с 1 декабря 2025 года
Новые правила расчета вызывали широкое общественное обсуждение. На портале https://regulation.gov.ru/ более ста тысяч пользователей высказались против изменений. Но, тем не менее, проект постановления с некоторыми изменениями прошел этап оценки регулирующего воздействия и в настоящее время передан в Правительство.
Впрочем, голос народа был услышан. Минпромторг России перенес срок вступления в силу новых правил расчета утилизационного сбора на легковые автомобили с 1 ноября на 1 декабря 2025 года.
Оперативные новости на телеграм-канале портала:
t.me/Allleasing_ru
|
|