Модуль Леасофт БКИ

Новый бизнес в лизинге усох в два раза

10 декабря 2025
Новый бизнес в лизинге усох в два раза

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» представило исследование рынка лизинга по итогам 9 месяцев 2025 года.

Показатель нового бизнеса рухнул на 47% и составил 1,38 трлн руб. Количество новых сделок - 215тыс. шт., что меньше аналогичного показателя прошлого года на 38%.

Главной причиной падения объемов нового бизнеса к прошлому году эксперты агентства назвали жесткую денежно-кредитную политику, продолжающуюся с 2024 года.

«Высокие процентные ставки оказали негативное влияние как на спрос со стороны клиентов, так и на их платежеспособность. Последнее подтолкнуло лизинговые компании снизить риск-аппетит, что с учетом падения инвестиционной активности бизнеса привело к значительному сокращению лизинговых сделок по итогам 9 месяцев 2025».

При этом без учета сделок с б/у техникой и возвратного лизинга объемы НБ не превысили бы отметки в 1,2трлн руб., отмечается в обзоре. «Падение нового бизнеса, плановое погашение лизинговых договоров при росте числа расторгнутых и укрепление курса рубля привели к сокращению объема ЧИЛ и лизингового портфеля».

Впервые за девять лет средняя сумма сделки сократилась, составив 13,3 против 15,8 млн руб. годом ранее. Это, по мнению авторов обзора, объясняется тем, что накануне повышения утилизационного сбора и вступления в действие Закона о локализации такси, рынок продемонстрировал всплеск сделок с легковыми автомобилями, которые существенно дешевле грузовых и спецтехники.

Корпоративные и розничные сегменты показали сопоставимую негативную динамику. Проблемы «корпоратов» в первую очередь обусловлено снижением нового бизнеса в сегменте железнодорожной техники. Как отмечено в интервью коммерческого директора ГТЛК Анастасии Халиловой, «ухудшение технологических показателей работы парка, снижение доходности операторских компаний и общее охлаждение рынка на фоне сохранения высокой ключевой ставки Банка России вызвало падение объема спроса на ж/д подвижной состав. Часть грузов перетекает с железнодорожного на автомобильный транспорт».

Девять из десяти крупнейших сегментов показали отрицательную динамику. Наибольшее падение произошло в сегменте грузовых автомобилей (-67%), подвижного состава (- 56,5%), строительной техники (-46,7%).

В итоге двадцатка компаний-лидеров по объему нового бизнеса выглядит так:

Место по новому бизнесу за 9 месяцев 2025 года

Компания

Объем нового бизнеса

(млн руб)

1

Газпромбанк Лизинг (ГК)

322 383

2

ГТЛК

127 815

3

Сбербанк Лизинг (ГК)

101 379

4

Балтийский лизинг

93 250

5

ВТБ Лизинг (ГК)

87 654

6

Альфа-Лизинг (ГК)

83 491

7

ЛК «Европлан»

59 221

8

ПСБ Лизинг (ГК)

50 997

9

Росагролизинг

49 791

10

РЕСО-Лизинг

39 315

11

Совкомбанк Лизинг

36 262

12

Интерлизинг

27 214

13

ДельтаЛизинг

25 804

14

Универсальная лизинговая компания

24 444

15

Мэйджор Лизинг

22 152

16

Т-Лизинг

18 812

17

Восток-Лизинг

17 888

18

УралБизнесЛизинг

14 285

19

РСХБ Лизинг

12 761

20

ГК ФЛИТ

9 521

Средний срок заключаемого договора уменьшился почти во всех сегментах. Во многом это обусловлено тем, что лизингополучатели не хотят переплачивать и заключать договоры на длительный срок по высокой ставке, отмечается в исследовании. В то же время лизингодатели также заинтересованы в более коротких договорах, стараясь снижать риски, связанные с остаточной стоимостью в период общей неопределенности на рынке.

Ростом совокупной доли обесцененных активов эксперты объясняют снижение показателя чистых инвестиций в лизинг. Общий объем ЧИЛ составил 5,29 трлн руб., что ниже показателя за аналогичный период прошлого года на 11,9%.

Впервые лизинговый рынок столкнулся со столь значительным и продолжительным снижением остаточной стоимости имущества, говорится в исследовании. Компаниям приходится делать выбор между реализацией в убыток изъятой техники сейчас или ожиданием восстановления цен на имущество в условиях неопределенности.

Работы по реализации б/у техники продолжат быть одним из главных вызовов 2026 года в силу наличия еще больших стоков изъятой техники у лизингодателей. При этом поддержку реализации стоков окажет рост цен на новую технику после повышения утилизационного сбора и НДС.

Артем Алешкин, генеральный директор «Интерлизинга»: «Все хотят продать изъятую технику быстро и много: началась, можно так сказать, гонка скидок. Сегодня рынок изъятой техники является одним из самых высококонкурентных, если не самым высококонкурентным. Зачастую уровень скидок на изъятую технику вызывает недоумение, но, нужно признать, и радость у нового приобретателя. Важно понимать, что большая часть реализованной изъятой техники приносит лизинговым компаниям убыток. Больше ли этот убыток затрат на хранение, страхование и стоимость замороженных денег–ключевой вопрос».

По итогам 2025 года рынок лизинга покажет снижение на 45%, в результате чего объем нового бизнеса составит, по оценкам агентства «Эксперт РА», менее 2трлнруб.

Каков прогноз на будущий год?

Реализация отложенного спроса на фоне поступательного снижения ключевой ставки послужит драйвером рынка лизинга в 2026 году. Однако сдерживающим фактором по обновлению основных фондов лизингополучателями станет рост цен на имущество после внедрения утилизационного сбора в автосегменте и ужесточение налоговой политики. Слабые темпы экономического роста, снижение покупательной способности населения и повышение налогов негативно отразятся на секторе МСБ. Сектор МСБ как основной представитель клиенткой базы покажет слабую инвестиционную активность при слабых темпах роста ВПП. В базовом сценарии, по оценкам агентства «Эксперт РА», рынок лизинга покажет рост в пределах 15-20% по итогам 2026 года и слегка превысит отметку в 2трлн руб., что соответствует объему 2021года. Более высокие темпы роста рынка возможны при более быстром снижении ключевой ставки в течение 2026 года.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь