Лизингодатели задумались об IPO

8 493
01 июля 2007

Лизинговые компании продолжают активно получать банковские кредиты. Тем не менее постепенно лизинг переходит к использованию более сложных, но дешевых и перспективных инструментов финансирования, таких как выпуск облигаций и векселей, а также секьюритизация. Пока получить такими способами финансирование удалось лишь ограниченному числу лизингодателей, но их количество постоянно увеличивается, а крупные компании начали уже задумываться об IPO.

Источник займов как индикатор развития бизнеса

Основной формой получения финансирования для лизинговых компаний до сих пор остается банковское кредитование. Доля ссуд, полученных лизингодателями, по разным оценкам, доходит до 90% от всей суммы заемных средств игроков рынка финансовой аренды. «Главным источником финансирования большинства лизинговых компаний в России было и остается банковское кредитование, - подтверждает ведущий специалист лизинговой компании «Магистраль Финанс» Денис Аксенов. - Некоторые лизингодатели выпускают облигации и лишь единицам доступен выход на рынки западного капитала». По словам эксперта, многие лизинговые компании фактически являются подразделениями банков, которые могут выполнять часть функций по привлечению финансирования для лизинговых проектов, например, организовывать синдицированные кредиты или выпускать облигации, в том числе и на западных рынках капитала.

Тем не менее лизингодателям, которые не имеют покровителя в лице банка, тоже доступны альтернативные инструменты финансирования, такие как облигационные займы, эмиссия акций, выпуск векселей, секьюритизация и т. д. Эти способы получения дополнительных средств, за исключением вексельных займов, сложны в реализации даже при поддержке консультантов и банкиров, поэтому лизингодатели не часто ими пользуются. Например, секьюритизацию лизинговых активов в России осилила пока только одна компания - «Магистраль Финанс», и то при поддержке инвестиционных банков Morgan Stanley и «КИТ Финанс», а также ТрансКредитБанка, которые выступили ведущими менеджерами выпуска облигаций. «Роль банков в таких сделках состоит в выборе и проработке оптимальной структуры сделки, а также координации действий всех консультантов и умении продать инвесторам выпущенные бумаги», - рассказывает Денис Аксенов («Магистраль Финанс»).

По сути, инструменты заимствования, которые использует лизингодатель, говорят об его уровне развития. Чем сложнее в реализации инструмент, тем больший опыт на рынке заимствований приобрела компания. Это утверждение верно не только для лизинговой отрасли, но и для любых других видов бизнеса. Генеральный директор лизинговой компании «Уралсиб» Елена Гущина раскрыла, в какой последовательности применяются инструменты дополнительного финансирования: «На этапе выхода на рынок, когда собственный капитал бизнеса относительно мал, лизинговые компании могут привлекать финансирование венчурных фондов и традиционные банковские кредитные продукты». После «выращивания» бизнеса с использованием проектного финансирования открывается доступ к публичным и квазипубличным формам инвестиций, таким как кредитные ноты, облигационные займы, вложения в капитал (прямые инвестиции) и закрытые паевые инвестиционные фонды.

«Если целью компании являются высокие результаты на финансовом рынке, то ей целесообразно следовать общепринятому алгоритму выхода на международные рынки капитала, который в обязательном порядке предусматривает выпуск облигаций и евробондов, а в качестве промежуточных позиций могут рассматриваться векселя, - объясняет финансовый директор компании «ВКМ-Лизинг» Денис Махов. - Чем полнее будет послужной список компании, тем легче она пройдет IPO и тем дороже она будет котироваться». В компании «ВКМ-Лизинг» интересным на данный момент считается выпуск облигаций, а в дальнейшем организация не исключает возможности привлечь дополнительный акционерный капитал, в том числе через IPO.

Несмотря на сложности в реализации, такие сложные формы заимствования, как проекты по организации выпуска ценных бумаг или секьюритизация активов выгодны как для самих лизинговых компаний, так и для банков и иных финансовых институтов, выступающих в качестве организаторов и андеррайтеров выпусков. «Лизинговая компания заинтересована в диверсификации источников заемных средств для осуществления своей деятельности, - объясняет генеральный директор компании «Русь-Лизинг» Анатолий Воронецкий. - Появление и активное развитие стандартных (массовых) продуктов, основанных на скоринговой модели и унифицированной технологии организации продаж (автолизинг, лизинг строительной и спецтехники), формирует почву для проведения сделок по секьюритизации типовых лизинговых портфелей».

Для банка сотрудничество с лизингодателями тоже интересно, как и сам лизинговый бизнес. Это достаточно доходный и интересный сегмент, который до сих пор сохранил серьезный потенциал. Рынок лизинга еще далек от насыщения, особенно в регионах, и продолжает бурно развиваться. Однако лизинг - это бизнес, связанный с риском. «Поэтому при сотрудничестве с лизинговыми компаниями банк сначала тщательно оценивает риски, связанные с лизингополучателями (клиентами лизинговой компании. - «БО») и только после этого принимает решение о целевом финансировании», - делится опытом начальник управления корпоративного бизнеса банка «Возрождение» Ирина Семенова.

Вексель - первый шаг к облигации

Как правило, сотрудничество банка и лизинговой компании основано на кредитовании. Однако лизингодатель, постепенно развиваясь, начинает интересоваться более сложными и выгодными инструментами финансирования. Первым шагом к их использованию у многих игроков рынка финансовой аренды становится выпуск векселей. Банки помогают лизинговым компаниям организовать выпуск, а иногда даже и подыскивают покупателей на ценные бумаги.

«Мы заинтересованы в сотрудничестве с лизинговыми компаниями в сфере организации выпусков векселей, - рассказывает начальник управления по работе с неэмиcсионными долговыми обязательствами Промсвязьбанка Александр Бараночников. - Это позволяет лучше узнать клиента и потенциальных покупателей его долговых обязательств, что в дальнейшем может быть учтено при работе в качестве организатора уже облигационного займа для того же клиента». При этом никакой специфики организации выпусков ценных бумаг именно для лизинговых компаний нет, отмечает эксперт. Чем чаще лизингодатель выпускает векселя, тем дешевле ему обходятся заемные средства. Так, например, Промсвязьбанку при организации вексельного займа лизинговой компании «Каркаде» удалось существенно снизить доходность векселей, выпускаемых при каждом последующем транше, с 15,8 до 14,7% годовых.

Александр Бараночников (Промсвязьбанк) рассказал «БО» о механизме взаимодействия банка и лизингодателя при организации вексельного займа. В спектр услуг банка в этом случае входит содействие в изготовлении бланков векселей, размещение бумаг среди участников рынка, дальнейшая проверка и оплата долговых обязательств. При этом кредитная организация занимается предварительным финансовым планированием уже на первоначальном этапе подготовки займа. Поэтому векселедателю предоставляется полный перечень расходов в процессе выпуска и обращения векселей. Помимо этого кредитная организация оказывает клиенту профессиональную поддержку, координируя все действия в процессе размещения.

В список услуг, предлагаемых организаторами сделки, входит определение целесообразности вексельных займов, формирование стратегии поведения эмитента на рынке, общее консультирование эмитента по вопросам вексельного обращения, проведение маркетингового исследования интереса инвесторов, содействие в изготовлении индивидуальных бланков векселей, подготовка краткой справки по займу, оповещение информационных агентств о предстоящем займе, а также непосредственно организация первичного размещения на рынке ценных бумаг. Если же кредитная организация выступает андеррайтером выпуска, то она проводит поиск потенциальных инвесторов-покупателей векселей и гарантирует клиенту размещение части бумаг. А еще банк может выступать платежным агентом выпуска, то есть производить оплату векселей предъявителю при наступлении срока платежа.

Облигации делают лизингодателя свободнее

После вексельных займов следующим шагом в развитии лизингодателя как эмитента является выпуск облигаций. Этот шаг сделало лишь несколько российских лизингодателей, в том числе и лизинговая компания «Медведь». «Наша компания активно эмитирует собственные векселя, покупателями которых являются обычно небанковские инвестиционные структуры, - рассказывает генеральный директор лизинговой компании «Медведь» Павел Голубков. - Но в начале 2005 года, с учетом положительной оценки перспектив развития рынка лизинговых услуг, перед нами встала задача увеличить объем привлекаемых инвестиций, а также диверсифицировать их источники». В итоге менеджментом фирмы было принято решение о реструктуризации кредитного портфеля путем размещения облигационного займа дочерней структуры - компании «Медведь-Финанс» под поручительство лизинговой компании «Медведь».

В компании «Прогресс-Нева Лизинг» тоже планируют организовать либо в этом, либо в следующем году очередной облигационный заем на сумму примерно в 500 млн рублей. Интересно, что опыт фирмы подтверждает общую тенденцию перехода на облигационные выпуски. «Свой первый облигационный заем компания разместила по закрытой подписке в 2005 году», - рассказывает начальник управления финансирования компании «Прогресс-Нева Лизинг» Александр Горелов. В конце прошлого года стартовала вексельная программа, но следующим пунктом в планах компании стоит опять выпуск облигаций.

Облигационный заем - это мечта многих лизингодателей. «Основным преимуществом облигационного займа, помимо значительного увеличения финансовых возможностей, является большая степень свободы для лизинговой компании, - рассказывает заместитель генерального директора по финансам компании «Главлизинг» Валерия Айнулова. - Полученные средства не обременены дополнительными обязательствами перед банками». При этом отсутствует необходимость дополнительного обеспечения. Ведь при покупке облигаций принимаются риски на лизинговую компанию, а не на лизингополучателей.

Еще одним преимуществом использования облигаций является тот факт, что решение о параметрах лизинговой сделки будет зависеть только от самой лизинговой компании, а не от банка, который при кредитовании лизингодателя дополнительно оценивает каждого его клиента. По словам Валерии Айнуловой (Главлизинг), свобода и гибкость в выборе клиента, которую дают облигации, позволяет лизингодателю выступать на рынке с конкурентным предложением, так как скорость принятия решения по сделкам возрастает (не надо ждать решения финансирующей организации), а аванс может быть пересмотрен в сторону уменьшения. Часть образовавшихся от облигационного займа свободных средств можно направить на рефинансирование более дорогого текущего портфеля. «При этом отсутствие траншевых погашений позволяет свободнее управлять финансовыми потоками компании», - уверяет Валерия Айнулова. По ее мнению, рублевый облигационный заем - первый этап на пути признания компании публичным кредитоспособным заемщиком.

Несмотря на все те возможности, которые открывает выпуск облигаций для лизингодателей, этот способ получить деньги доступен пока лишь ограниченному числу игроков рынка финансовой аренды. Подготовка облигационного займа - это трудоемкий процесс и занимает несколько месяцев, а стоимость ресурса, при этом не намного ниже стоимости кредитных заимствований.

Однако эти сложности отпугивают лишь лизингодателей. А вот для банков выгодно участие в облигационных выпусках лизинговый компаний. «Кредитные организации при участии в размещениях облигаций получают в свой активный портфель качественные инструменты, приносящие постоянный доход, - рассказывает управляющий портфелем облигаций, трейдер казначейства банка «Электроника» Станислав Булашев. - Кроме того, источником дополнительного дохода для банка служит комиссия за участие в организации заимствований, а выполнение функций маркет-мейкера позволяет получать прибыль в течение срока обращения облигаций».

Секьюритизация желанна, но пока недоступна

С прямыми облигационными займами сейчас конкурирует еще одно направление привлечения денежных средств лизинговыми компаниями - секьюритизация. По сути, этот процесс тоже приводит к выпуску облигаций. Но бумаги эмитирует не сам лизингодатель, а аффилированная с ним иностранная компания специального назначения (SPV). Лизингодатель продает свои активы SPV, которая выпускает облигации под залог приобретенных обязательств клиентов лизингодателя.

По мнению заместителя начальника управления по работе с банками и анализа рисков компании «ФинСтройЛизинг» Руслана Чернявского, несмотря на несовершенство нормативно-правовой базы, особенно в части вопросов налогообложения операций по секьюритизации, эта сфера деятельности стала развиваться наиболее быстрыми темпами.

Лизинговой компании «Магистраль Финанс», которая участвовала в первой в России сделке по секьюритизациии лизинговых активов в качестве одного из оригинаторов, то есть фирм продающих или уступающих в рамках сделки SPV свои активы, секьюритизация позволила привлечь финансовые ресурсы в объеме 12,57 млрд рублей по выгодной процентной ставке - 7,875% годовых. «Этот инструмент был выбран нами, исходя из величины лизингового портфеля, его качества, затрат на подготовку сделки и стоимости привлекаемого финансирования, - рассказывает Денис Аксенов (лизинговая компания «Магистраль Финанс»). - На тот момент это был оптимальный вариант».

Начальнику инвестиционного отдела группы компаний «Интерлизинг» Михаилу Демченко секьюритизация тоже видится одним из наиболее адекватных способов привлечения финансирования для лизинговой компании. «По сути, секьюритизация является финансированием под залог лизингового портфеля, - объясняет Михаил Демченко. - Однако в этом механизме есть и ряд недостатков, связанных с необходимостью создания SPV, применением иностранного законодательства, высокими расходами на юристов и длительными сроками реализации».

Тем не менее эксперт уверен, что при большом портфеле имущества, находящегося в лизинге, залоги по которому не подлежат регистрации в государственных органах, при стандартизированных договорах (сокращаются расходы на юристов), секьюритизация может быть очень интересным решением. «Если в лизинговой компании есть портфель сделок с оборудованием на 80-100 млн долларов, при этом желательно с клиентами, ценные бумаги которых имеют репутацию голубых фишек, то секьюритизация оптимальна», - уверен Михаил Демченко.

У секьюритизации большое будущее в лизинговой отрасли, но пока проведена всего лишь одна сделка. Остальным лизингодателям пока не по зубам такие заимствования. Поэтому пока всю нишу, которую могла бы занять секьюритизация, заполняют вексельные программы. Несмотря на высокую стоимость и более короткие сроки получения финансирования, выпуск векселей более прост и привычен для лизингодателей. «Выбор в пользу вексельной схемы обусловлен простотой выпуска, а также его скоростью - заем может быть получен в течение рабочего дня, - рассказывает Михаил Демченко («Интерлизинг»), - в то время как секьюритизация легко может занять до полугода». А еще, по словам эксперта, в пользу использования векселей перед секьюритизацией играет лучшее качество законодательной базы.

Наталья ЛОГВИНОВА

Источник:  Банки.РУ
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь