Подсели на колеса

5 587
22 мая 2007

Рынок лизинга в 2006 году продемонстрировал небывалый рост - более чем на 80% по сравнению с предыдущим периодом. Этим он в немалой степени обязан сегменту лизинга автотранспорта, прирост которого составил около 40%. Таким образом, лизинг автотранспорта вступил в спор с автокредитованием.

Покатный стан

Как утверждают специалисты рейтингового агентства «Эксперт РА», рынок лизинга в 2006 году по отношению к 2005 году показал прирост в 83%. То есть объем нового бизнеса лизинговых компаний в прошлом году составил около $15 млрд. В немалой степени такими темпами роста рынок обязан сегменту лизинга автотранспорта, который увеличился за год вдвое в абсолютном выражении: объем нового бизнеса на сегменте автотранспортных средств составил в 2006 году около $3,5 млрд. Таким образом, доля лизинга автотранспорта на рынке выросла с 14,5% в 2005 году до 23% в 2006 году. С такими показателями может сравниться, пожалуй, только железнодорожный транспорт - 24% в 2006 году.

«Рост рынка в значительной мере связан с избытком ликвидности у банков и необходимостью размещения ими своих свободных средств. А это значит, что увеличилось кредитование инвестиционных проектов, в том числе и лизинга, который является довольно надежным вариантом инвестиций,- рассказывает аналитик «Эксперт РА» Павел Самиев.- Рост сделок непосредственно на сегменте автолизинга сопряжен с общим развитием экономики России, ростом объемов строительства и грузоперевозок. С другой стороны, интерес к автолизингу объясняется тем, что автомобиль является высоколиквидным и качественным обеспечением с точки зрения лизингодателя. Кроме того, вторичный рынок автомобилей развит достаточно высоко, поэтому продажа подержанного автомобиля не представляет для лизингодателя такой проблемы, как, скажем, продажа специфического оборудования».

По мнению аналитика, лидером сегмента лизинга автотранспорта в 2006 году стала компания «ВТБ-Лизинг» (см. таблицу «Рэнкинг компаний, работающих в сегменте автотранспорта»). «Развитие операций по автолизингу для данной компании во многом было связано с активным участием в крупных совместных проектах с органами исполнительной власти регионов РФ. В рамках этих проектов осуществлялись замена и расширение парка автотранспорта, обслуживающего пассажирские транспортные перевозки,- объясняет Павел Самиев.- Ситуация в данном сегменте рынка остается благоприятной для лизинговых компаний, так как парк пассажирского автотранспорта во многих регионах сильно изношен и региональные власти готовы активно содействовать процессу его обновления, поскольку заинтересованы в более высоком качестве предоставляемых населению транспортных услуг». Особенной популярностью автолизинг пользуется у малого бизнеса - 67% сделок составляют операции с лизингом (см. диаграмму «Доля оборудования, выступающего предметом лизинга для малого бизнеса в 2006 году»).

«За прошедший год автолизинг сохранил высокие темпы развития, по нашим оценкам, прирост составил около 40%, - говорит ведущий специалист отдела разработки лизинговых продуктов лизинговой компании «Уралсиб» Владимир Блохин.- В условиях достаточно высокой конкуренции лизинговые компании снижали размер авансового платежа и уменьшали удорожание предмета лизинга. Помимо непосредственно финансирования лизинговые компании более активно стали предлагать дополнительные услуги: страхование, постановку и снятие с учета транспортного средства, прохождение технического осмотра, сервис, техническую помощь, сезонное хранение шин. Данные тенденции свидетельствуют о том, что лизинговые компании делают ставку на развитие нового направления - полнооперационного лизинга, и наша компания здесь не является исключением».

Следует отметить, что столь бурный рост рынка происходит не благодаря, а скорее вопреки инвестиционному климату в стране. Так, по мнению некоторых экспертов-практиков, работу лизинговых компаний осложняет несовершенство нормативной базы. К примеру, вся специальная техника должна быть сначала зарегистрирована по месту регистрации лизингодателя, а уже потом поставлена на учет лизингополучателем.

Легковые идут легко

Что же касается специализации компаний, работающих на рынке лизинга автотранспортных средств, то подавляющее большинство из них являются универсальными. Однако многие эксперты отмечают и тенденцию к более узкой специализации лизинговых компаний. Так, у некоторых из них существенно растет доля лизинга именно легкового автотранспорта. В данном случае характерен пример лизинговой компании «Уралсиб».

«Если говорить о структуре продаж автолизинга, то у нас на легковые автомобили приходится львиная доля - 60%, на автобусы - 20%, остальное - грузовой транспорт и спецтехника, - рассказывает Владимир Блохин. - Мы предполагаем, что в течение этого года доли изменятся незначительно, однако возрастет средняя стоимость предмета лизинга в сегменте легковых автомобилей. Также отметим, что в регионах наблюдается повышение спроса на автобусы и грузовой транспорт».

Подавляющую долю в структуре продаж легковые автомобили составляют и в компании «Экстролизинг». По словам начальника управления продаж фирмы Петра Эльтекова, на легковушки и микроавтобусы иностранного производства приходится 59% оборота компании. Кроме того, сюда же можно добавить и отечественные машины, на которые приходится 4% от общего объема продаж. Остальное - грузовой транспорт, спецтехника и оборудование. «Популярность легковушек, особенно иностранных, в данном сегменте рынка объясняется тем, что данный вид транспорта является наименее рисковым с точки зрения нашего бизнеса, - констатирует Петр Эльтеков. - В отличие, скажем, от спецтехники, автомобили регистрируются в органах ГИБДД, и в случае чего их просто легче обнаружить. Данный вид транспорта более привлекателен и с точки зрения залога. Понятно, что, скажем, всеволожский Ford проживет дольше, чем вазовская «девятка»».

В борьбе за клиента на рынке автолизинга компании постепенно снижают требования к кредитоспособности потенциального лизингополучателя, рассматривают минимальный пакет документов, внедряют скоринговые модели, уменьшают сроки принятия решения о финансировании, что ускоряет проведение сделок. Так, лизинговая компания «Уралсиб» в начале 2007 года существенно упростила условия предоставления услуг по программе автолизинга. С 10 марта 2007 года увеличен срок финансирования по договорам лизинга на покупку автотранспортных средств стоимостью от $5 тыс. до $300 тыс. Теперь срок финансирования приобретения легковых автомобилей может составлять пять лет. (Что касается базовых условий лизинга других компаний - см. таблицу «Основные условия лизинговых сделок на рынке Москвы и Санкт-Петербурга».) «Заключение договора лизинга осуществляется всего за три дня с момента обращения в лизинговую компанию, - продолжает Владимир Блохин. - Кроме того, для постоянных клиентов мы предлагаем специальные условия: снижение размера аванса по договорам лизинга автотранспорта на 10%».

Столь бурно развивающийся лизинг транспортных средств вполне может составить конкуренцию автокредитованию. Ведь не секрет, что не все клиенты лизинговых компаний могут соответствовать условиям, предъявляемым банками к заемщикам. Поэтому многие, получив от ворот поворот в кредитной организации, идут в лизинговую компанию или автосалон, где и получают искомое (см. справку «Преимущества лизингового финансирования при приобретении автомобилей»).

Однако некоторые эксперты не склонны драматизировать ситуацию. Так, отвечая на вопрос BG «Продажа автомобилей в кредит и отдача в лизинг - это конкурирующие или, наоборот, взаимосвязанные, дополняющие друг друга услуги?», руководитель PR-отдела автомобильного холдинга Major Анна Трофимова заявила, что «это скорее взаимосвязанные, дополняющие друг друга услуги».

«Продажа в кредит и отдача в лизинг не конкурирующие услуги, поскольку кредит чаще всего оформляется на физических лиц, лизингом же компании пользуются для оптимизации налогообложения и возможности ускоренной амортизации автомобиля. Скорее это дополняющие друг друга услуги, - полагает заместитель генерального директора управляющей компании «Гема Моторс» Елена Барташевич. - Каждый клиент имеет свои уникальные потребности и запросы к финансовому обеспечению сделки по приобретению автомобиля, поэтому мы подбираем подходящее именно для него предложение, лизинговое или кредитное».

«И кредит, и лизинг - это финансовые инструменты для продажи автомобилей, которые для каждого клиента в той или иной ситуации обладают своими плюсами и минусами, - утверждает директор по работе с корпоративными клиентами компании Genser Андрей Блохин.- Поэтому они не являются конкурентами, а дополняют друг друга, предоставляя больше возможностей и свободу выбора» (см. также интервью с представителями автодилеров о сотрудничестве с лизинговыми компаниями).

Виталий БУЗА

Преимущества лизингового финансирования при приобретении автомобилей:

Приобретение имущества без жестких требований по обеспечению (в отличие от кредитования). Обеспечением по лизинговым платежам служит приобретаемое оборудование или транспорт.

Повышение эффективности использования оборотных средств за счет минимизации первоначальных платежей.

Рассрочка оплаты приобретаемого автомобиля.

Отнесение затрат по оплате лизинговых платежей на себестоимость в полном объеме.

Оптимальная схема выплат.

Экономия по уплате налога на имущество и налога на прибыль (за счет применения ускоренной амортизации).

Зачет НДС в лизинговых платежах.

Освобождение от уплаты налога на имущество и транспортного налога, так как автомобиль находится на балансе лизинговой компании.

Получение автомобиля в собственность по окончании срока лизинга по остаточной стоимости, близкой к нулю.

Возможность чаще обновлять парк автомобилей компании.

Источник:  Банки.РУ
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь