Рослизинг провел исследование рынка лизинга по итогам 9 месяцев 2009 года

25 декабря 2009
Рослизинг провел исследование рынка лизинга по итогам 9 месяцев 2009 года

Российская ассоциация лизинговых компаний провела исследование рынка лизинга по итогам 9 месяцев 2009 года. Целью исследования было создание аналитического обзора отрасли и составление рэнкингов лизинговых компаний.

В рамках проекта было проведено анкетирование 54 лизинговых компаний. В исследовании проводится анализ основных показателей российского рынка лизинга, таких как объем нового бизнеса, количество заключенных контрактов и других. Также проводится исследование структуры рынка лизинга по сегментам, по регионам и по лизинговым компаниям, работающим на рынке лизинга.

Ниже приведены рэнкинги лизинговых компаний по объему нового бизнеса по итогам 9 месяцев 2009 года, общий рэнкинг и отдельно по сегментам и регионам Российской Федерации.

Обзор рынка

Российский рынок лизинга показал неоднозначный результат по итогам 9 месяцев 2009 года. С одной стороны активность лизинговых компаний значительно уменьшилась по сравнению с прошлым годом. Это привело к серьезному ухудшению основных показателей лизинговых компаний. Объем сделок по сравнению с аналогичным периодом 2008 года уменьшился на 67,39% (здесь и далее сравнение 2008 и 2009 годов проводится по данным только тех компаний, которые предоставили данные за эти периоды. Причем количество компаний может не совпадать с количеством компаний принявших участие в исследовании рынка лизинга по итогам 9 месяцев 2009 года) и составил всего 85 527, 292 млн рублей (по данным 54 компаний, принявших участие в исследовании) без НДС (здесь и далее все показатели указаны без НДС), а количество сделок уменьшилось на 68,3% и составило 15 668. Суммарный объем портфеля лизинговых компаний составил 337 971, 11 млн рублей, что меньше на 19,66% по сравнению с 2008 годом.

Показатели рынка лизинга по итогам 9 месяцев 2008 и 2009 годов

Главной причиной неутешительных показателей лизинговой отрасли является экономический кризис и его последствия. Во-первых, лизинговые компании столкнулись с серьезной нехваткой денежных средств для финансирования собственных сделок. Банки, основной источник финансирования для лизингодателей, сильно подняли процентные ставки, некоторые вообще отказались от предоставления кредитов. А объемы собственных средств лизинговых компаний оказались недостаточными для ведения активной деятельности.

С другой стороны кризис затронул и лизингополучателей, которым все труднее становилось платить лизинговые платежи. Как итог, возникновение просрочек и задолженностей перед лизингодателями.

Все это привело к тому, что лизинговые компании практически приостановили свою деятельность, заключая новые сделки только с постоянными и проверенными клиентами. Кроме того, лизингодатели в целях сокращения расходов начали сокращать свой персонал, на 13,6% по сравнению с прошлым годом. Количество филиалов также было сокращено на 9,71%.

Но все же по итогам 9 месяцев можно отметить и положительные моменты. В 3-м квартале 2009 года продолжился рост количества заключенных сделок, который начался во 2-м квартале. Количество сделок увеличилось на 16,59% (здесь и далее сравнение 2 и 3 квартала 2009 года проводится по данным только тех компаний, которые предоставили данные за эти два периода) и составило 5 249. Правда стоит отметить, что в 3-м квартале несколько уменьшился объем нового бизнеса, а именно на 17,86%. Это связано с тем, что во 2-м квартале было заключено сразу несколько крупных сделок, что привело к почти двукратному росту же не было. При этом у большинства лизинговых компаний, объем сделок в 3-м квартале вырос.

Изменение основных показателей рынка лизинга в 2009 году

Также замедлилось снижение суммарного объема портфелей лизинговых компаний. Если по итогам 2-го квартала портфель снизился на 7,46%. То по итогам 2-го квартала объем портфеля снизился всего на 3,46%. Также практически прекратилось снижение показателя объем полученных платежей. Если во – 2-м квартале объем платежей сократился на 34,2%, то в 3-м на 4,71%.

Главной положительно тенденцией можно считать увеличение доли одобренных заявок. Она достигла 27,53%. Кроме того, впервые сначала кризиса, в лизинговых компаниях увеличилось количество сотрудников, на 1,53% по сравнению со 2-кварталом. При этом количество филиалов практически осталось неизменным, сокращение составило всего 0,43%.

Процент одобренных платежей

Все эти показатели позволяют говорить, что острая фаза кризиса пройдена. И в 2010 году можно осторожно прогнозировать небольшой рост на рынке лизинга.

Структура рынка

Кризис оказал значительное влияние на структуру рынка лизинга. На первый план вышли те сегменты, где работают лизинговые компании, которые, так или иначе, поддерживаются государством.

Структура рынка лизинга значительно изменилась по сравнению с прошлым годом. Самым крупным сегментом по объему сделок стал сегмент сельскохозяйственной техники и племенного скота. На его долю пришлось почти 31% сделок. Такое значительное изменение доли рынка лизинга сельхозтехники связано с деятельностью «Росагролизинг». Это компания создана государством для поддержки и развития АПК. Это позволило без особых проблем пережить ей кризисный период.

Структура рынка лизинга по объему нового бизнеса

Связи с этим немного сдали свои позиции лизинг автотранспорта и лизинг оборудования. На их долю пришлось чуть более 23%. Сильнее всего кризис ударил по рынку железнодорожного транспорта, авиатехники и судов. Доля этого сегмента рынка лизинга за год сократилась до 11,68%.

При этом стоит отметить, что по сравнению со 2-м кварталом 2009 года в 3-квартале изменений в структуре рынка лизинга по объему сделок практически не произошло.

Доля сегментов в объеме нового бизнеса в млн рублей без НДС

Что касается структуры рынка по количеству заключенных контрактов. То никаких значительных изменений не происходит на протяжении последних лет. По-прежнему значительную долю занимает лизинг автотранспорта, около 81%. Все остальные сегменты значительно отстают.

Структура рынка лизинга по количеству контрактов

Лизинг автотранспорта

Автотранспорт является одним из самых крупных сегментов рынка лизинга. Практически каждая лизинговая компания имеет в своем портфеле сделки с автотранспортом. Именно автолизинг являлся на протяжении последних лет локомотивом рынка лизинга, показывая рекордные показатели роста, как по объему нового бизнеса, так и по количеству заключенных контрактов. Даже в 2008 году, когда объемы новых сделок на рынке лизинга сократились, сегмент лизинга автотранспорта показал рост.

В 2009 году кризис дал о себе знать и в этом сегменте рынка лизинга. По итогам 9 месяцев 2009 года объем нового бизнеса сократился на 72,91% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А количество контрактов сократилось на 65,8%. Если говорить в абсолютных значениях, то объем нового бизнеса за 9 месяцев 2009 года составил 19 751,46 млн рублей, а количество заключенных договоров - 12886.

Основные показатели сегмента автолизинг в 2008 и 2009 годах

Стоит отметить положительную динамику, которая наблюдается в 2009 году. Объем нового бизнеса в 3-м квартале вырос на 27,67%, а количество заключенных контрактов выросло на 19,54%. При этом положительная динамика наблюдается уже второй квартал подряд. Что говорит о постепенном выздоровлении данного сегмента рынка лизинга.

Изменение основных показателей сегмента автолизинг в 2009 году

Лизинг оборудования

По итогам 9 месяцев объем сделок, заключенных с оборудованием сократился на 64,78%, а количество заключенных контрактов сократилось на 81,39%. Столько значительно падение сегмента лизинга оборудования неудивительно. В прошлые годы основными предметами лизинга оборудования была строительная и дорожно-строительная техника. Именно строительные компании сильнее всего пострадали от экономического кризиса. Это привело к снижению спроса на лизинг строительной и дорожно-строительной техники.

Основные показатели сегмента лизинг оборудования в 2008 и 2009 годах

В целом за 9 месяцев 2009 года было заключено 2238 сделок на общую сумму 20364,01 млн рублей.

В 2009 года наметились положительные тенденции в сегменте лизинга оборудования. Даже, несмотря на то, что 3-й квартал выдался не слишком удачным. Объем новых сделок сократился на 77,9% по сравнению со 2-кварталом, а количество контрактов сократилось на 6,2%. Такие показатели являются следствием крайне удачного 2-го квартала. Когда сегмент вырос более чем в 3 раза по сравнению с 1 кварталом, что было вызвано деятельностью «Сбербанк Лизинг», которая заключала в 2-ом квартале крупную сделку на поставку оборудования. В 3-м квартале таких крупных сделок заключено не было, поэтому объем новых сделок так сократился.

Основные показатели сегмента лизинг оборудования в 2009 году

Безусловно, еще нельзя сказать, что сегмент лизинга оборудования окончательно вышел из кризиса. Рынок еще лихорадит, и от заключения одной крупной сделки зависит, покажет ли рынок рост или падение по сравнению с прошедшим периодом.

Железнодорожный транспорт авиатехника и суда

В данном исследовании не смогли принять 3 ведущих компании данного сегмента, поэтому выводы в этом разделе сделаны только в отношении компаний принявших участие в этом исследовании.

Данный сегмент лизинга всегда занимал заметную долю в структуре рынка лизинга по объему новых сделок. В виду дороговизны предметов лизинга, основным игроком на этом рынке лизинга всегда выступало государство, либо как лизингодатель, либо как лизингополучатель. Кризис сильнее всего ударил именно по этому сегменту рынка лизинга. Из-за высокой стоимости предметов лизинга и серьезных проблем с привлечением финансирования, большинство независимых лизинговых компаний ушли с этого рынка лизинга. В начале года заключались лишь единичные сделки на небольшие суммы.

В 3–м квартале ситуация начала меняться в лучшую сторону. Было заключено несколько крупных сделок. Это привело к тому, что объем нового бизнеса по итогам 3-квартала вырос почти в 5 раз. За 9 месяцев 2009 года снижение объема новых сделок произошло всего 37,65% по сравнению с другими сегментами рынка лизинга.

В целом по итогам 9 месяцев 2009 года участниками исследования было заключено 14 договоров на 9983,47 млн рублей.

Все же нельзя сказать, что сегмент лизинга железнодорожного транспорта, авиатехники и судов вышел из кризиса. Так, несмотря на рост объемов сделок, количество заключенных контрактов в 3 квартале сократилось на 50%. А по итогам 9 месяцев 2009 года на 87,18% по сравнению с прошлым годом.

В целом данный сегмент рынка лизинга сильнее всего пострадал от кризиса, и, по-видимому, будет медленнее всего восстанавливаться. Правда это не касается лизинговых компаний с государственным участием, которые не имеют таких трудностей с привлечением финансирования как независимые компании.

Сельскохозяйственная техника и племенной скот

Данный сегмент невозможно рассматривать в отрыве от компании «Росагролизинг», на чью долю приходится примерно 99% от общего объема и количества сделок. Это связано со статусом компании, которая является одним из главных инструментов государства по поддержке агропромышленного комплекса России. Такое положение позволяет компании не иметь проблем с финансированием и осуществлять свою деятельность в полном объеме.

Таким образом, показатель объема нового бизнеса за 9 месяцев 2009 года составил 26500,10 млн рублей, что на 60,88% выше показателя за аналогичный период 2008 года.

Если данные «Росагролизинг» убрать, то ситуация несколько хуже, Объем нового бизнеса сократился на 59,81%, а количество заключенных договоров на 21,68%.

Недвижимость

Данный сегмент рынка лизинга не пользуется особой популярностью у лизинговых компаний, ввиду сложности российского законодательства. Поэтому даже в благополучный год с недвижимостью заключалось немного сделок. Поэтому в 2009 году, хотя объемы сделок и упали, но незначительно. В абсолютно значении объем нового бизнеса за 9 месяцев 2009 года составил 3084,60 млн рублей. Если же выделять отдельно 3-й квартал, то было заключено всего три сделки. На сумму 3,5 млн рублей.

Лизинг в регионах

Подводя итоги 3 квартала 2009 года, можно с полной уверенностью сказать, что региональная экспансия лизинговых компаний завершилась.

Если в первом полугодии отмечался не столь сильный спад, и сохранялась надежда, что рынок сможет замедлить свое падение, то показатели результатов деятельности по итогам 9 месяцев разрушили все надежды.

Доли регионов в объеме нового бизнеса

Москва по-прежнему удерживает лидерство среди всех регионов и в сумме с Сибирским ФО, Центральным ФО и Приволжским ФО, на эти округа приходится около 77% заключенных договоров.

Сравнивая рыночное распределение долей, среди регионов, с 3-им кварталом 2008 года, можно отметить существенный рост Сибирского ФО. В прошлом году, его доля составляла всего 9%, а в нынешнем 15,32%.

Также можно выделить падение показателей Приволжского ФО. Доли остальных регионов в % соотношении, существенных изменений не претерпели.

Однако данные показатели не в полной мере отражают действительное положение дел на региональных рынках. Если рассматривать ситуацию, с точки зрения количественных показателей, то картина происходящего разительно меняется.

Объем нового бизнеса в млн рублей без НДС в регионах по итогам 9 месяцев (график)

Среднее значение падения объемов нового бизнеса региональных рынков, по сравнению с показателем 9 месяцев 2008 года, составило 66%, однако при более детальном рассмотрении показателей в отдельных регионах, это значение составило 80% и более.

Объем нового бизнеса в млн рублей без НДС в регионах по итогам 9 месяцев (таблица)

Такое стремительное падение объемов нового бизнеса произошло за счет сокращения, в 2–4 раза, доли компаний занимающих ведущие позиции на рынке в данном регионе. Это выгладит вполне закономерно, так как основная масса этих компании сосредоточена в Москве и с целью минимизации затрат они продолжили сокращение своей региональной деятельности.

Однако, доля Московского региона, который является лидером и основным игроком в остальных регионах, сократилась почти на 57% и видимо потребуется около 2-3 лет, чтобы компании смогли восстановить свои позиции, чтобы с новыми силами продолжить свою региональную экспансию.

Участники рынка лизинга

В рамках исследования был сделан срез по типам лизинговых компаний, которые присутствую на российском рынке лизинга. Текущее положение уже на протяжении последних лет практически не меняется. По-прежнему преобладают независимые компании. На их долю приходится около 61,54% участников рынка. Значительно отстают компании принадлежащие банкам и кэптивные лизинговые компании их доля 23,08% и 13,46% соответственно. Ну, а на долю компаний, которые финансирует государство, приходится всего 1,92%. Надо сказать, что сюда входят только те компании, которые финансируются государством напрямую из бюджета. А компании, которые финансируются государством через свои материнские компании, не включены.

Собственники лизинговых компаний

Показатели происхождения капитала также не претерпевают изменения на протяжении последних нескольких лет. Все также преобладает российский капитал, на его долю приходится около 73,08%. Не значительные изменения претерпела структура рынка по объему сделок.

Капитал лизинговых компаний

Немного увеличилась доля компаний, у которых преобладают сделки объемом от 501 тыс. рублей до 5 млн рублей, примерно на 5%, в данный момент эта доля составляет 69,52%. В свою очередь доля компаний, у которых преобладают сделки объемом от 5,01млн рублей до 50 млн рублей снизилась примерно на 6% и составляет 21,15%.

Доли компаний по объемам сделок

Это можно объяснить тем, что сделки объемом от 501 тыс. до 5 млн рублей заключались главным образом с небольшими компаниями. В период кризиса лизинговые компании стали предъявлять более жесткие требования к своим потенциальным клиентам, таким образом, отсеивая мелкие компании, которые заключали лизинговые сделки на небольшие суммы. Что касается остальных сделок, то доля компаний, у которых преобладают сделки свыше 50 млн рублей осталась без изменений. И по-прежнему нет компаний, у которых преобладают сделки объемом менее 500 тыс. рублей.

Общий рэнкинг
Лизинг автотранспорта
Лизинг оборудования
Железнодорожный транспорт, авиатехника и суда
Сельскохозяйственная техника и племенной скот
Недвижимость
Москва
Санкт-Петербург
Центральный федеральный округ (без Москвы)
Северо-Западный федеральный округ (без Санкт-Петербурга)
Южный федеральный округ
Поволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  Рослизинг

Источник фото:  Рослизинг
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь