«Рослизинг»: обзор рынка лизинга по итогам 2009 года

05 апреля 2010
«Рослизинг»: обзор рынка лизинга по итогам 2009 года

Российская ассоциация лизинговых компаний провела исследование ситуации на рынке лизинга по итогам 2009 года. Исследование основано на данных анкетирования 73 лизинговых компаний, которые, по оценкам «Рослизинга», формируют не менее 60% лизингового рынка России. При расчете основных показателей лизинговой отрасли были проведены корректировки с учетом данного допущения.

Помимо данных анкетирования в исследовании использовались публикуемые данные Центрального банка РФ, аналитических агентств Cbonds и «Автостат», а также независимые экспертные оценки.

В материалах исследования проводится анализ основных показателей рынка лизинга: объема нового бизнеса, величины лизингового портфеля, объема полученных платежей, числа заключенных контрактов, числа лизингополучателей. Также в рамках проекта проведено исследование структуры рынка лизинга по основным сегментам, географическому распределению сделок и происхождению капитала лизинговых компаний.

В приложениях приведены рейтинги лизинговых компаний по базовым показателям.

Резюме

Вторая половина 2009 года ознаменовалась «оттаиванием» лизинговой отрасли. Объем нового бизнеса без учета НДС составил более 270 млрд рублей. За III и IV кварталы прошлого года прирост составил порядка 330%. В целом в 2009 году наблюдалось двукратное сокращение объемов лизинга.

Совокупный портфель лизинговых компаний, принявших участие в исследовании, проведенном ассоциацией «Рослизинг», за 2009 год изменился незначительно, увеличившись на 1% и достигнув 457,9 млрд рублей. Число заключенных в прошедшем году контрактов сократилось в два раза и составило 29 333 штуки. Лизинговые компании значительно ужесточили процесс отбора лизингополучателей. На фоне сокращения числа обращений предприятий к лизинговым компаниям (на 9,5%) была одобрена лишь треть сделок (33,81%). В 2008 году контракты заключались в 50 случаях из 100. Топ-менеджмент лизинговых компаний называет поиск качественных заемщиков одной из наиболее серьезных задач, с которыми лизингодателям пришлось столкнуться в истекшем году. Она останется актуальной и в 2010 году.

«Подушкой безопасности», не допустившей еще более глубокого проседания рынка по итогам года, стал сегмент лизинга авиации. Также в сравнении с прошлым годом выросли объемы лизинга подвижного состава и сельскохозяйственной техники. Автолизинг, как и автопром в целом, сократился двукратно. Заметное падение наблюдалось и в большинстве сегментов сделок с оборудованием за исключением телекоммуникационного и нефтегазового. Основной тенденцией 2009 года можно признать рост степени концентрации бизнеса вокруг крупнейших компаний, в большинстве своем имеющих отношение к государственному капиталу.

В региональном разрезе наблюдалось смещение центра тяжести в сторону центральных регионов; Сибирь также становится все более привлекательной для лизингодателей.

В 2009 году продолжился рост степени значимости собственных ресурсов компаний для финансирования лизинговых операций. Доля авансовых платежей практически не менялась, что, по-видимому, указывает на исчерпанность возможностей лизинговых компаний по перекладыванию части расходов на лизингополучателей без угрозы снижения привлекательности оказываемых услуг.

Еще одна тенденция 2009 года — постепенное сокращение операционных расходов компаний. Лизингодатели закрывают свои региональные представительства (филиальная сеть лизинговых компаний в 2009 году уменьшилась на 8%) и увольняют персонал: общее сокращение штатов составило около 15%.

Обзор рынка

Середина 2009 года стала переломным моментом для рынка лизинга. После стремительного сокращения объемов бизнеса, наблюдавшегося на протяжении трех кварталов, рынок начал вновь оживать. В результате к концу года объем лизинговых операций составил более 270 млрд рублей без учета НДС.

Возобновление активности в лизинговом секторе происходило на фоне общего усиления инвестиционных процессов и роста промышленного производства. Инвестиции в основной капитал за 2009 год составили 7 трлн 539,9 млрд рублей (на 17% меньше, чем в 2008 году). Учитывая регрессивную динамику начала года и резкое ускорение темпов прироста в IV квартале (в декабре рост по сравнению с ноябрем составил 66%), можно рассчитывать, что второй волны кризиса не будет. Согласно опросу, проведенному Росстатом в конце 2009 года, почти две трети (62%) руководителей российских компаний хотят в 2010 году увеличить объем инвестиций в основной капитал, сокращение запланировали 19%.

Промышленное производство за год сократилось на 10,8%, продемонстрировав в июне — декабре положительную динамику (за исключением августовского проседания). В первом полугодии после резкого падения в начале года промышленность находилась в стагнации, положительные тенденции проявились уже во втором полугодии — среднеквартальные темпы прироста составили около 6,4%.

В целом сокращение рынка по сравнению с показателями 2008 года составило порядка 330%. Уменьшение объемов нового бизнеса в 2009 году могло было быть более значительным. Удержать вес получилось во многом благодаря крупным контрактам в сегменте big ticket (авиация, железнодорожный транспорт и суда), заключенным тремя крупнейшими компаниями — «Ильюшин Финанс Ко», «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг». Более того, именно сделки компании «Ильюшин Финанс Ко» на поставку в течение следующих двух лет 60 новых самолетов «Ан-148», «Ил-96» и «Ту-204» общей стоимостью свыше 50 млрд рублей обеспечили более 20% нового бизнеса всей лизинговой отрасли в 2010 году. Также значительная доля пришлась на «Росагролизинг», заключивший в 2009 году сделок на 35,1 млрд рублей.

Рисунок 1. Значительный прирост в 2009 году показали лизинг авиационной техники и подвижного состава

В целом пятерка крупнейших компаний в 2009 году обеспечила около 60% объема нового бизнеса, при этом каждая из них в той или иной форме связана с государственным капиталом.

Независимым частным компаниям, в портфеле которых значительную долю занимают автотранспорт и оборудование, год запомнится продолжением резкого торможения, начавшегося еще в 2008 году.

Рисунок 2. В структуре нового бизнеса на долю автотранспорта и оборудования приходится немногим более трети от совокупного объема

В структуре лизинга снова увеличилась доля железнодорожного транспорта, доля авиационной техники продолжила стремительно расти. За счет роста объемов лизинга в этих сегментах уменьшилась значимость автолизинга в формировании нового бизнеса (18,08%).

Рисунок 3. В структуре рынка возросла доля сделок с крупными предметами лизинга

Совокупный портфель 73 лизинговых компаний, принявших участие в исследовании, за 2009 год изменился незначительно, увеличившись на 1% и достигнув 457,9 млрд рублей. Объем полученных платежей показал рост на 16% и составил 153,5 млрд рублей. В будущем положительная динамика едва ли сохранится из-за сокращения объемов бизнеса и возможного роста доли просроченной задолженности. В то же время положительный результат свидетельствует о способности компаний взыскивать платежи и продуманности стратегий риск-менеджмента.

Сократился не только бизнес. Можно констатировать спад спроса на услуги лизинга. В 2009 году число обращений в лизинговые компании уменьшилось на 9,4%. Число одобренных обращений упало на 38,2%.

Рисунок 4. Лизинговые компании ужесточили подходы к отбору лизингополучателей

Лизинг автотранспорта

Объем лизинга автотранспорта за истекший год сократился вдвое, на 49,6%, составив 43,15 млрд рублей. Как и в остальных сегментах, погоду в лизинге автотранспорта делают отдельные крупные компании. Агропромышленная лизинговая компания «Росагролизинг», вложившая в лизинг грузового транспорта, прицепов и полуприцепов более 10 млрд рублей, оттянула на себя почти четверть объемов рынка.

Рисунок 5. Объем нового бизнеса и число контрактов в автолизинге сократились синхронно, средняя стоимость сделки не изменилась

Значительно сократилось и число контрактов. В истекшем году было заключено 20,5 тыс. договоров, что в два раза меньше прошлогодних значений. При этом средняя стоимость договора не изменилась и составляет порядка 2 млн рублей.

Российский автомобильный рынок упал синхронно с рынком автолизинга. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, падение составило 49%, было реализовано 1,46 млн новых автомобилей. К основным причинам резкого сокращения объемов автопроизводители помимо неблагоприятной экономической конъюнктуры относят рост импортных пошлин, сокращение банковского финансирования и девальвацию рубля.

При этом быстрого восстановления авторынка производители не ждут, оптимистичный прогноз, по их версии, — продажа 1,5 млн новых автомобилей в 2010 году.

Лидером рынка автолизинга в 2009 году стал «Росагролизинг», профинансировавший сделок на 10,5 млрд рублей, большая часть которых пришлась на грузовой транспорт. Вторым по объемам стала компания Europlan, специализирующаяся на легковом транспорте. Третью позицию заняла компания «CARCADE Лизинг».

Рисунок 6. В 2009 году структура лизинга автотранспорта изменилась незначительно, в целом сегменты равномерно потеряли в объемах бизнеса, за исключением лизинга прицепов и полуприцепов

Лизинг легкового транспорта, как и остальные сегменты автолизинга, потерял половину объемов в сравнении с показателями предыдущего года. Однако, учитывая высокую ликвидность легковых автомобилей, можно было ожидать более оптимистичных показателей. Однозначно, свою роль в значительном уменьшении объемов лизинга сыграли поправки к налоговому законодательству, отменившие ускоренную амортизацию для первой — третьей групп. С учетом тяжелой экономической конъюнктуры, а также масштаба государственных мер по поддержке отечественного автопрома законодательной власти было бы целесообразно обсудить возможность пересмотра принятых решений относительно порядка налогообложения.

Резкое падение в сегментах лизинга спецавтотранспорта, тягачей и автобусов связано в значительной степени с трудностями привлечения средств на длительные сроки под дорогостоящие контракты и снижением платежеспособного спроса на данные виды оборудования. Сокращение объемов лизинга автобусов стало продолжением еще позапрошлогодней тенденции. Спецавтотранспорт и тягачи в 2008 году продемонстрировали даже некоторый рост.

Рисунок 7. Наиболее сильное сокращение в 2009 году наблюдалось в сегментах спецавтотранспорта, тягачей и автобусов

В 2010 году едва ли стоит ожидать значительного оживления в лизинге автотранспорта, учитывая прогнозы автопроизводителей. Абсолютные показатели по-прежнему будут зависеть от степени активности крупных компаний. Исходя из общего улучшения экономических показателей можно ожидать по крайней мере торможения падения в сегменте спецавтотехники. В то же время повлиять на ситуацию на рынке лизинга кардинально могли бы меры «сверху», такие как изменение тарифной политики, пересмотр правил начисления амортизации, а также субсидирование продаж отечественного автотранспорта.

Лизинг железнодорожного транспорта, авиатехники и судов

На фоне падения в остальных сегментах лизинг дорогостоящих предметов показывает абсолютный прирост. В относительном выражении он составил 79%. Если полностью элиминировать исключительно большой вклад компании «Ильюшин Финанс Ко», то темпы прироста составят 97%, что свидетельствует о резкой активизации других участников рынка.

Тем не менее основной вклад в данном сегменте приносят компании, в той или иной форме связанные с государственным капиталом.

Лизинг подвижного состава в 2009 году увеличился в объеме на 19% (без учета данных «ВТБ-Лизинга» и лизинговой компании «Уралсиб»). Однако при этом увеличилась и концентрация портфеля, на долю крупнейшего лизингодателя — компании «Сбербанк Лизинг» — пришелся 51% от общего объема нового бизнеса в данном сегменте. В целом рост объема сделок можно связать с тем, что в 2008 году данный сегмент уже успел сильно обрушиться за счет сворачивания лизинговых программ ОАО «РЖД». И с учетом наличия неудовлетворенного спроса лизинговые компании начинают разворачивать свою деятельность с низкой базы.

99% нового бизнеса с судами — это контракты, заключенные компанией «ВЭБ-Лизинг». Крайне медленная окупаемость крупнотоннажных судов еще в прошлом году полностью отпугнула независимые лизинговые компании от работы в данном сегменте. В 2009 году помимо компании «ВЭБ-Лизинг» только три компании заключили контракты на поставку судов общей стоимостью 42,5 млн рублей.

Рисунок 8. Наиболее стремительные темпы роста продемонстрировал сегмент сделок с авиатранспортом

Рисунок 9. Доля сегмента лизинга авиатехники продолжает увеличиваться

Объем сделок с авиатехникой вырос двукратно. Однако основной вклад в этот рост внесли всего две компании: «Ильюшин Финанс Ко» и «ВЭБ-Лизинг».

21 из 73 компаний, принявших участие в анкетировании, работает в сегменте big ticket. Однако сделки на крупные суммы — свыше 1 млрд рублей — в 2009 году заключали лишь восемь компаний.

Лизинг оборудования

Объем сделок с оборудованием в 2009 году составил 47,01 млрд рублей, уменьшившись вдвое. Число заключенных контрактов также сократилось почти в два раза. При этом средняя стоимость договора уменьшилась с 9,05 млн до 8,5 млн рублей. Сложности с открытием крупных кредитных линий способствовали переориентации спроса лизингополучателей на более дешевые и быстроокупаемые предметы лизинга.

Рисунок 10. Объем лизинга оборудования сократился вдвое

Спад наблюдался практически по всем направлениям сделок с оборудованием. Значительный рост удалось показать только сегментам телекоммуникационного оборудования — за счет крупной сделки, осуществленной компанией «Сбербанк Лизинг», — и нефтегазодобывающего оборудования, где основной массив контрактов пришелся на компанию «Газтехлизинг». Также положительную динамику продемонстрировали медицинское, упаковочное оборудование и оборудование для развлекательных центров, однако здесь рост происходил на фоне крайне невысоких показателей 2008 года.

Сильнее всего пострадал лизинг энергетического оборудования. Объемы двухлетней давности во многом зависели от нескольких компаний. В минувшем году крупных сделок было крайне мало, что спровоцировало сокращение объемов на 78%. Инфраструктурные проблемы заморозили бизнес в сегментах сделок со строительной и дорожно-строительной техникой.

Рисунок 11. Сильнее всего в 2009 году от изменения спроса и недофинансирования отрасли пострадали лизинг энергетического оборудования, строительной и дорожно-строительной техники

Лизинг сельскохозяйственной техники и племенного скота

Не пострадал от кризиса объем лизинга сельскохозяйственной техники. Наращивание объемов бизнеса государственной компанией «Росагролизинг» полностью компенсировало снижение активности со стороны остальных участников. В результате объем лизинга сельскохозяйственной техники и скота вырос на 22% и составил 25,3 млрд рублей.

Рисунок 12. Объем лизинга сельскохозяйственной техники и племенного скота за счет выполнения госпрограммы развития АПК вырос на 22%

Лизинг недвижимости

Лизинг недвижимости в 2009 году потерял в объемах 3 млрд рублей и составил 3,9 млрд рублей. 2008 год был, безусловно, гораздо более удачным. Благодаря в основном первому полугодию 2008 года лизинговым компаниям удалось передать лизингополучателям недвижимого имущества на 7,01 млрд рублей. Наиболее популярен данный вид лизинга среди региональных лизингополучателей.

В целом данный сегмент по-прежнему остается очень перспективным ввиду низкой конкуренции и значительных возможностей для роста. Однако и в 2009 году большинство проблем законодательного характера, связанных с закреплением прав владения и распоряжения недвижимым имуществом, решены не были.

Рисунок 13. Лизинг недвижимости в 2009 году сократился на 44%

Структура рынка лизинга по договорам

В 2009 году лизинговыми компаниями было заключено 29 178 договоров. Структура рынка изменилась в сторону сокращения среднего срока договора. По-прежнему подавляющее большинство договоров — 34%, или 9 831 контракт, — заключается на срок от 25 до 36 месяцев. Также пользуются популярностью договоры сроком от 13 до 24 месяцев: на их долю приходится 31%, или 9 056 контрактов. В связи со значительным падением общего числа контрактов и сохранением доли участия государства в финансировании долгосрочных сделок доля договоров, заключаемых на срок от 49 месяцев, возросла и составила 12% против 5% в 2008 году.

Уменьшилась средняя стоимость краткосрочных контрактов. Для договоров, заключаемых на срок до 12 месяцев, она сократилась с 1,39 млн до 1,05 млн рублей, а для договоров на срок от 3 до 4 лет — с 6,58 млн до 4,47 млн рублей, что, по-видимому, связано с падением популярности лизинга оборудования и неспособностью лизингополучателей демонстрировать платежеспособный спрос на дорогостоящее оборудование.

Рисунок 14. Срочная структура сделок изменилась в сторону увеличения популярности краткосрочных договоров

Рисунок 15. Рынок демонстрирует тенденцию к снижению средней стоимости договора за исключением договоров, заключаемых на срок свыше 4 лет

Структура лизинговой деятельности по федеральным округам и субъектам РФ

Сохраняется начавшаяся в конце года тенденция к сворачиванию бизнеса в регионах. Компании закрывают свои региональные подразделения. Доля Москвы в объеме нового бизнеса в сравнении с 2008 годом выросла на 10% и составила 39%; в совокупности с Центральным федеральным округом объем рынка, приходящийся на центральную часть России, составляет почти 60%. При этом сам бизнес из регионов не уходит, а лишь сокращаются его объемы; распределение лизингополучателей практически не изменилось. Промышленное производство в регионах сильнее ощутило на себе влияние кризиса, значительно сократился платежеспособный спрос.

Рисунок 16. Наиболее перспективным с точки зрения лизингодателей является Сибирский ФО. Большинство остальных регионов значительно сократили объемы лизинга

Частичный уход лизингодателей из регионов связан с переоценкой стратегий развития. Помимо необходимости оптимизации структуры расходов и отказа от масштабных вложений в организацию нового бизнеса, компаниями движет ужесточение подходов к оценке рисков. Территориальная удаленность повышает уровень имущественных рисков. Лизингодатели закрывают свои региональные представительства — филиальная сеть лизинговых компаний в 2009 году уменьшилась на 8%. Только 38 компаний из опрошенных 73 имеют территориальные подразделения в других регионах.

В то же время на всей территории России нет региона, где бы не использовались услуги лизинга.

Тенденция роста объемов лизинга в центральной части страны наблюдается на фоне сокращения доли остальных федеральных округов в объемах бизнеса. Следует отметить продолжающийся рост доли рынка лизинга в Сибирском федеральном округе. Крупные проекты в СФО осуществляют «Сбербанк Лизинг» (в Иркутской и Кемеровской областях), «Росагролизинг», который сосредоточил свою активность в Новосибирске, и «ВЭБ-Лизинг».

Характерно, что, по материалам прошлогоднего исследования, регионы демонстрировали значительный рост объемов нового бизнеса, особенно Южный и Центральный федеральные округа.

Рисунок 17. Структура рынка лизинга по объему нового бизнеса в регионах изменилась в сторону перевеса центральной части РФ

При этом рынок сохраняет структуру по численности лизингополучателей. Доли регионов практически не изменились в сравнении с предыдущим годом, что в совокупности с изменившейся структурой по объему нового бизнеса указывает на миграцию всех крупных сделок из регионов в центр и уменьшение объемов бизнеса независимых региональных компаний.

Рисунок 18. Распределение лизингополучателей по регионам в 2009 году не изменилось по сравнению с картиной предыдущего года

Москва

Рисунок 19. Московский регион демонстрирует значительный прирост объемов бизнеса

С лизингополучателями из Москвы работает 60,3% лизинговых компаний, участвовавших в исследовании; ими было заключено сделок на общую сумму 93,537 млрд рублей с 3 431 лизингополучателем. При этом объем заключенных сделок увеличился на 15,19%, а количество лизингополучателей выросло на 1,6%. Разрыв в динамике роста этих двух показателей указывает на увеличение средней стоимости сделки лизинга в Москве, которое во многом связано с деятельностью компании «Ильюшин Финанс Ко», заключившей сделку с одним лизингополучателем на 51 млрд рублей.

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург продолжает терять в объемах лизинга, в 2009 году падение составило 42%. Объем нового бизнеса, по данным 73 компаний, принявших участие в опросе, составил 9 млрд 761,58 млн рублей. Число лизингополучателей также сократилось на 15%. Разрыв в динамике темпов снижения этих двух показателей в данном случае указывает на уменьшение средней цены контракта в регионе.

Рисунок 20. Объем нового бизнеса в регионе сократился практически вдвое

Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ — один из немногих регионов, продемонстрировавших тенденцию к росту в 2009 году: объем нового бизнеса составил 46,5 млрд рублей, увеличившись на 11%.

Рисунок 21. Объемы бизнеса в регионе увеличились на 11%

Рисунок 22. В лидерах в ЦФО остаются те же регионы, что и в 2008 году

Большая доля объемов бизнеса пришлась на Московскую область (34%), где активность проявляли практически все компании, ведущие бизнес в ЦФО. В Воронежской области сопоставимые с Московской областью объемы лизинга (32%) удалось привлечь благодаря поставкам авиатехники на Воронежский авиационный завод. В Белгородской и Липецкой областях основной объем контрактов заключался на поставку сельскохозяйственной техники.

Северо-Западный федеральный округ

В Северо-Западном регионе объемы лизинга сократились более чем в два раза. По данным 26 компаний, работающих в регионе, он составил 2 млрд 573,6 млн рублей. Число лизингополучателей уменьшилось не столь резко, что также указывает на снижение средней цены договора.

Рисунок 23. В 2009 году объемы лизинга в СЗФО сократились на 55,21%

Основной массив сделок приходится на Ленинградскую область (26%), еще четыре региона занимают в среднем около десятой доли рынка каждая. При этом объем, приходящийся на каждый из регионов, крайне невелик.

Рисунок 24. На Ленинградскую область приходится основной массив сделок в регионе

Дальневосточный федеральный округ

Объем нового бизнеса в Дальневосточном регионе сократился незначительно в сравнении с остальными территориями — на 10,6%. Это обнадеживающий показатель, особенно если учесть, что в 2008 году около трети объема пришлось на поставки компании «Ильюшин Финанс Ко», которые в истекшем году не осуществлялись.

Рисунок 25. Дальневосточный регион продемонстрировал сравнительно небольшое сокращение объемов лизинга

Рисунок 26. Основной объем сделок в регионе пришелся на Хабаровский край и Якутию

Абсолютный лидер региона по объему заключенных сделок — Хабаровский край. На его долю пришлось 64% от общего объема сделок. На второй позиции находится Республика Саха (Якутия) — 18%. Из Приморского края, в прошлом году оттянувшего на себя 57% объема сделок, лизинг практически ушел. В 2009 году его доля составила около 5%.

Приволжский федеральный округ

В Приволжском федеральном округе активность лизинговых компаний существенно снизилась. При этом услуги лизинга на территории региона оказывает 60% компаний, принявших участие в опросе. С учетом роста общего числа лизингополучателей можно констатировать, что в регионе значительно уменьшилась средняя стоимость договора.

Рисунок 27. При сокращении объемов нового бизнеса в ПФО наблюдается рост числа лизингополучателей, что свидетельствует об устойчивом спросе на услуги лизинга

Лидером округа по объему новых сделок стала Нижегородская область. С лизингополучателями из этого региона было заключено сделок на сумму 6,878 млрд рублей. Далее идет Республика Татарстан с объемом нового бизнеса в 4,472 млрд рублей, затем Саратовская область, Республика Башкортостан и Самарская область с объемом нового бизнеса в 2,778 млрд, 2,424 млрд и 2,401 млрд рублей соответственно. Наименьший объем нового бизнеса зафиксирован в Чувашской Республике — 326 млн рублей. В остальных регионах федерального округа средний объем нового бизнеса составил 934 млн рублей.

Рисунок 28. Лизинговый бизнес в ПФО распределен между субъектами достаточно равномерно

Сибирский федеральный округ

Сибирский федеральный округ в 2009 году стал крайне привлекательным для крупных лизингодателей, в том числе для компаний «Сбербанк Лизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «Росагролизинг». Приход крупных компаний привел к росту объемов нового бизнеса на фоне уменьшения числа лизингополучателей. В 2009 году лизингополучатели из СФО получили объекты лизинга общей стоимостью 28,049 млрд рублей.

Рисунок 29. СФО стал одним их немногих регионов, где объемы нового бизнеса показали рост по итогам года

Основной массив сделок пришелся на Иркутскую, Кемеровскую и Новосибирскую области и был во многом связан с крупными контрактами на поставку телекоммуникационного оборудования и сельскохозяйственной техники. На остальные девять регионов пришелся 21% от объема нового бизнеса.

Рисунок 30. Основной массив сделок в СФО пришелся на Иркутскую, Кемеровскую и Новосибирскую области

Южный федеральный округ

Южный федеральный округ в 2009 году не показал ожидавшихся блестящих результатов. Объем нового бизнеса сократился на 43% до 11,96 млрд рублей при росте числа лизингополучателей в 1,5 раза.

Рисунок 31. В ЮФО резко приостановились сделки с лизинговыми компаниями

В региональном разрезе объем нового бизнеса распределен между субъектами относительно равномерно с лидирующими Краснодарским краем (28%), Ставропольским краем (24%) и Ростовской областью (22%).

Рисунок 32. В объеме нового бизнеса лидируют агропромышленные регионы округа

Уральский федеральный округ

УФО также значительно потерял в объемах лизинга (-53%). Сокращение связано в первую очередь с ухудшением экономической конъюнктуры и спадом промышленного производства. Большинство компаний существенно уменьшили объемы сделок в сравнении с данными предыдущего года. Однако они покинули рынок полностью; с лизингополучателями из региона сотрудничает 41 лизинговая компания из опрошенных.

Рисунок 33. Объемы нового бизнеса из-за спада в промышленном производстве сократились вдвое

Рисунок 34. В объеме нового бизнеса лидирует Ямало-Ненецкий АО

Лидером региона по объему заключенных сделок стал Ямало-Ненецкий АО, лизингополучатели которого заключили крупные договоры с компанией «Газтехлизинг». Оставшийся объем сделок равномерно распределен среди остальных субъектов.

Финансирование лизинговой деятельности

Структура финансирования лизинговой деятельности не претерпела за год значительных изменений. Сохраняется тенденция к увеличению роли собственных средств компаний. Если в конце 2008 года только 7,4% деятельности компаний осуществлялось за счет собственного капитала, то в конце 2009-го этот показатель равнялся уже 13%. При этом доля авансовых платежей практически прекратила расти на уровне 20%, что указывает на исчерпанность данного ресурса. Сократилась доля кредитов, полученных в российских банках, с 54,5% до 47%.

В то же время ситуация с финансированием лизинговых операций немного изменилась к лучшему. Средневзвешенная ставка привлечения заемных средств в 2009 году равнялась 15,7%. По данным Центрального банка, в среднем организации из нефинансового сектора привлекали в 2009 году рублевые кредиты на срок более 1 года под 15,3%. Относительно небольшой разрыв свидетельствует о повышении уровня банковской лояльности к кредитованию лизинговых сделок в сравнении с серьезным замораживанием операций в этом сегменте в конце позапрошлого — начале прошлого года.

Рисунок 35. Структура финансирования лизинговой отрасли практически не изменилась

В целом в отношении процентных ставок налицо значительная дифференциация по условиям финансирования для компаний различных категорий. Кэптивные и аффилированные с банками компании имеют возможности для привлечения средств под проценты в среднем на 3—4 процентных пункта ниже средневзвешенных по рынку. Основной массе небольших и средних независимых компаний приходится привлекать средства под 18—20% годовых.

Приложения

Общий рэнкинг лизинговых компаний
Лизинг автотранспорта
Лизинг железнодорожного транспорта
Лизинг авиатехники
Лизинг судов
Лизинг оборудования для ЖКХ
Лизинг оборудования для развлекательных центров
Лизинг оборудования для пищевой промышленности, включая холодильное
Лизинг авторемонтного и автосервисного оборудования
Лизинг деревообрабатывающего и целлюлозно-бумажного оборудования
Лизинг лесозаготовительного оборудования
Лизинг нефтегазодобывающего оборудования
Лизинг специального горнодобывающего оборудования
Лизинг дорожно-строительной техники
Лизинг прочей строительной техники
Лизинг погрузчиков, портового и складского оборудования
Лизинг компьютеров и оргтехники
Лизинг машиностроительного оборудования
Лизинг металлургического оборудования
Лизинг мебели и офисного оборудования
Лизинг медицинского оборудования
Лизинг полиграфического оборудования
Лизинг телекоммуникационного оборудования
Лизинг торгового оборудования
Лизинг энергетического оборудования
Лизинг упаковочного оборудования
Лизинг химического оборудования
Лизинг сельскохозяйственной техники и племенного скота
Лизинг недвижимости
Москва
Санкт-Петербург
Центральный федеральный округ (без Москвы)
Северо-Западный федеральный округ (без Санкт-Петербурга)
Дальневосточный федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Южный федеральный округ
Уральский федеральный округ

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  Рослизинг

Источник фото:  Рослизинг
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь