Лизинговые услуги: европейская практика и ошибки российского рынка

17 865
20 мая 2011
Лизинговые услуги: европейская практика и ошибки российского рынка

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2010 году активность на рынке лизинга в России превзошла все прогнозы: сумма новых сделок выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом – до 725 млрд рублей. Совокупный лизинговый портфель увеличился на 23% и составил 1180 млрд рублей.

Несмотря на положительную динамику и высокие темпы роста, объем рынка лизинга России по-прежнему сопоставим разве что с Бразилией, тогда как на первом месте находится Европа, а на втором – США. С другой стороны, если сопоставить темпы роста, которые наблюдаются в мире и в России, то налицо значительное превышение темпов роста лизинговых услуг в нашей стране по сравнению с более развитыми странами, и в частности, с Европой.

В Европе основной частью активов, передаваемых в лизинг, является автотранспорт – 50%. Прочие категории составляют 34%. Недвижимость – 16%. К примеру, в Италии наблюдается явное доминирование лизинга станков и промышленного оборудования – 48%. В Германии, Великобритании, странах Бенилюкс значительная часть лизинга приходится на пассажирские автомобили. В странах Средиземноморья велика доля кораблей, самолетов, железнодорожных составов. В странах Северной Европы много сдается в лизинг IT оборудования.

Сегодня порядка 70% автомобилей в Европе приобретается в лизинг, тогда как в России эта цифра колеблется на уровне 2-4%. Такое фактическое игнорирование российским бизнесом услуги лизинга вообще и лизинга автотранспорта в частности ярко демонстрирует недостаточное использование его, как инструмента финансирования, и как следствие – сравнительно низкая его доля в инвестициях. Показательно, что если в Европе доля лизинга в инвестициях в основные средства на сегодняшний день варьируется в размерах 15%-17%, то в России этот показатель все еще не превышает и 9%. Рост рынка лизинга возможен за счет лизинга недвижимости и транспорта, быстрорастущих и высокомаржинальных сегментов российского рынка.

Понятно, что в Европе такое мощное проникновение лизинга обусловлено высокой интеграцией лизинговых продуктов в продуктовую линейку банков и финансовых групп, развитыми каналами продаж и действующими неценовыми преимуществами лизинга перед кредитом. Несмотря на то, что порядка 60% автомобилей в России сегодня приобретается на заемные средства, а услуги лизинга доступны и в нашей стране, российский бизнес по-прежнему предпочитает банковские кредиты. Между тем лизинговые компании готовы предложить своим клиентам условия, принципиально отличающиеся от банковских.

В массе своей малый и средний бизнес до сих пор не очень понимает всех преимуществ лизинга. В самых общих чертах основное преимущество лизинга перед кредитом заключается в том, что лизинговая сделка уже имеет обеспечение в виде самого предмета лизинга, что повышает возможность малому предприятию оперативно и незамедлительно привлечь финансирование. Лизинговая компания подходит к сделке с предприятием менее формально, чем банк, который хочет видеть баланс, а в нем – прибыль предприятия.

Лизинг – это щадящая альтернатива кредиту, предоставляющая возможность быстро приступить к оперативной деятельности с достаточно ограниченным стартовым капиталом. Это сотрудничество на основе договора лизинга фиксирующего как экономические, так и правовые отношения сторон, заключающих договор. Сегодняшнее положение дел характеризуется, с одной стороны, увеличением числа и активности потенциальных лизингополучателей, и с другой – ростом интереса лизинговых компаний и, что очень важно, - автопроизводителей к этому сегменту рынка.

В Западной Европе и США основная часть корпоративного автопарка приобретается посредством лизинга. В мировом масштабе данная услуга пользуется спросом более 50 лет. В России же корпоративные продажи большинства автопроизводителей колеблются в интервале 20-30% от марке к марке. А между тем корпорации – одни из самых желанных клиентов автопроизводителей. Физические лица склонны менять машины, тогда как компании чаще всего на долгие годы остаются приверженцами одной марки. Кроме того, есть еще один интересный психологический фактор и дополнительная возможность через корпоративные продажи заполучить «физиков» в качестве своих клиентов. Логика и практика подсказывают, что, когда сотрудник из года в год пользуется на работе служебным авто определенной марки, велика вероятность того, что и личный автомобиль такой человек приобретет той же марки. Однако именно корпорации выказывают наибольшую приверженность одной марке. Именно поэтому автопроизводители должны работать над улучшением продаж и предлагать корпорациям максимально доступные условия для приобретения новых автомобилей. Здесь на помощь и первым, и вторым приходит лизинг. Практика показывает: там, где импортеры уделяют больше внимания развитию и налаживанию взаимоотношений с лизинговыми компаниями, доля корпоративных клиентов существенно увеличивается и продажи растут.

Следующий этап стимуляции рынка лизинга автотранспорта – развитие сегмента оперативного лизинга автотранспорта, чему в немалой степени должно способствовать урегулирование этого вида финансовой аренды на законодательном уровне. Операционный лизинг часто называют оперативным. Наибольшую концентрацию оперативного лизинга специалисты отмечают в Западной Европе, где в некоторых странах его доля составляет более 40% рынка лизинга. В России в настоящее время операционный лизинг находится на уровне «start up». Лидером европейского оперативного лизинга является сегмент легкового автотранспорта, который очень популярен в форме оперативного управления автопарками компаний.

По сравнению с финансовым, основными отличиями оперативного лизинга могут считаться следующие. Во-первых, по окончании договора право собственности на предмет лизинга не переходит к лизингополучателю, а срок оперативного лизинга существенно короче, чем срок полной амортизации предмета лизинга. Во-вторых, помимо финансовых функций, лизингодатель зачастую оказывает ряд других услуг, связанных с техническим или сервисным обслуживанием предмета лизинга.

Очевидно, что совершенствование законодательной базы, рост финансовой культуры рынка, развитие инфраструктурной составляющей, грамотная политика автопроизводителей и лизинговых компаний рано или поздно выведут лизинг на значимый уровень и в нашей стране.

Автор: Андрей Гетманюк

Источник фото:  Stock.XCHNG
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь