Дефолты губят лизинг

13 марта 2009
Дефолты губят лизинг

Массовые неплатежи на рынке лизинга серьезно подрывают финансовую устойчивость лизинговых компаний. В част­ности, вчера агентство Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг дефолта компании «Рэйл Лизинг» вслед за невыплатой ею платежа по банковскому кредиту. Чтобы компенсировать убытки, лизинговые компании начали создавать спецподразделения по реализации изъятого у дефолтных клиентов оборудования. Как стало известно РБК daily, Северо-Западная лизинговая ассоциация (СЗЛА) сейчас обсуждает инициативу по созданию специальной базы данных для размещения объявлений участников об изъятом оборудовании для последующей продажи.

Как рассказал РБК daily президент СЗЛА, гендиректор лизинговой компании «Зест» (дочерняя компании банка «Россия») Андрей Пушкарев, возможность создания базы данных по изъятому или подлежащему реализации имуществу обсуждается лизинговым сообществом еще с осени прошлого года. «Дефолты были всегда, это нормальные условия ведения бизнеса», — отмечает г-н Пушкарев. Однако, по его словам, сегодня количество клиентов, не справляющихся со взятыми обязательствами, растет. Соответственно, растет объем оборудования подлежащего реализации. Оценить объем просроченной задолженности по рынку на сегодняшний день Андрей Пушкарев не берется, однако полагает, что на конец года она составляла не более 5% от общего портфеля. Поэтому СЗЛА собирается создать на своем сайте специальный раздел для размещения информации о реализуемом лизинговыми компаниями имуществе. «Мы получаем много обращений от бизнеса с предложениями воспользоваться возможностями ассоциации для реализации различного имущества и от поставщиков, и от производителей техники», — говорит г-н Пушкарев.

Как стало известно РБК daily, сейчас обсуждает возможность создания специализированной компании и портала под реализацию техники, изъятой у клиентов или переданной в качестве авансового платежа и ГК «Интерлизинг». По словам руководителя направления лизинга строительной техники «Интелизинг» Игоря Федорова, компания собирается сотрудничать с другими участниками рынка и поставщиками, работающими по системе trade-in, так как ее собственного оборудования сейчас недостаточно для нового проекта.

«Создание отдела внутри ли­зинговой компании или отдельной специализированной компании для реализации бывшей в эксплуатации техники — одно из очевидных решений в сегодняшних условиях», — говорит гендиректор Петербургской лизинговой компании Дмитрий Горизонтов, добавляя, что в его компании такой отдел уже сформирован. Специальное подразделение для реализации изъятого оборудования создает и «НОМОС-Лизинг Северо-Запад». На сайте компании уже работает раздел по продаже б/у техники. «С сентября просроченная задолженность выросла в 2,5 раза, так что мы используем все возможные способы для продажи имущества», — отмечает гендиректор «НОМОС-Лизинг Северо-Запад» Дмитрий Корчагов.

Участники рынка отмечают, что развитие этого направления может стать рентабельным бизнесом. «Возможно, в каких-то случаях рыночная стоимость оборудования окажется выше, нежели затраты лизинговой ком­пании на его приобретение, учитывая, что зачастую оборудование уже полностью самортизировано», — отмечает г-н Пушкарев. По словам г-на Корчагова, стоимость оборудования оценит рынок, а «если не получится продать, компания будет давать дисконт». «По опыту компании изъятая техника реализуется по рыночной стоимости без какого-либо дисконта», — отмечает гендиректор компании «Прогресс-Нева Лизинг» Роман Маланин. Пока его компания обходится своими силами при реализации имущества, однако г-н Маланин отмечает рост дебиторской задолженности: если на конец 2008 года она составляла около 1,5% от лизингового портфеля, то сегодня увеличилась до 5%.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Автор: Виктория АЛЕЙНИКОВА, Санкт-Петербург
Источник:  РБК daily

Источник фото:  Stock.XCHNG
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь