Реклама Appruvo
Реклама Appruvo
Модуль Леасофт БКИ Реклама Appruvo

Обзор рынка лизинга за 2008 год

05 мая 2009
Обзор рынка лизинга за 2008 год

Российская ассоциация лизинговых компаний провела исследование рынка лизинга по итогам 2008 года.

В рамках проекта было проведено анкетирование 86 лизинговых компаний, которые занимают не менее 60% российского лизингового рынка. В исследовании использовались данные Российской ассоциации лизинговых компаний, аналитического агентства «Автостат», Федеральной службы государственной статистики и Центрального Банка РФ.

В исследовании проводится анализ основных показателей российского рынка лизинга, таких как объем нового бизнеса, количество заключенных контрактов, число лизингополучателей и других. Также проводится исследование структуры рынка лизинга по сегментам, по регионам и по лизинговым компаниям, работающим на рынке лизинга.

Особое внимание в исследовании было уделено вопросам финансирования лизинговой деятельности, изменению долей источников средств в пассивах лизинговых компаний. Также приводится расчет ключевых показателей эффективности деятельности и рентабельности бизнеса, коэффициентов рентабельности активов и собственного капитала.

В приложениях приведены рейтинги лизинговых компаний по ключевому показателю объема нового бизнеса в 2008 году. Также составлены рейтинги компаний-лидеров в регионах РФ и крупнейших компаний в ряде сегментов рынка.

Последствия кризисных явлений 2008 года наиболее наглядно проявились в резком сокращении объемов нового бизнеса до 26,65 млрд долларов с учетом НДС (Оценочные данные, основанные на определении доли компаний, принявших участие в анкетировании, в общем объеме оказываемых услуг лизинга). Падение рынка почти на четверть (24,7%) по сравнению с итогами прошлого года – следствие прежде всего снижения заинтересованности инвесторов в средне- и долгосрочных инвестициях, направленных на обновление основных фондов.

В то же время количество как заключенных договоров, так и лизингополучателей  увеличилось. Число договоров выросло на 13,5% и составило 72 161 (Здесь и далее по данным анкетирования 86 лизинговых компаний). Количество лизингополучателей – на 13,3% и достигло 42 147. Рост этих показателей свидетельствует об уменьшении средней стоимости лизингового контракта за счет произошедшей переориентации на более ликвидные и более дешевые объекты лизинга. В первую очередь, автотранспорт. Рынок лизинга автотранспорта вырос на 6,25% и составил 117 851,73 млн рублей (Здесь и далее объемы указаны без НДС), главным образом за счет сегментов спецавтотехники и прицепов и полуприцепов, которые выросли в среднем на 27%.

Весьма существенно числовое подтверждение сохранения потенциала отрасли к восстановлению за счет роста спроса на услуги лизинговых компаний. Рост числа поданных заявок (на 22%) связан с двумя факторами: сворачивание банками программ корпоративного кредитования, и автокредитования в частности, а также возросший интерес с возвратному лизингу.

Помимо автотранспорта рост показали также сегменты лизинга недвижимости, сельскохозяйственной техники и племенного скота. Рынок недвижимости увеличился на 48,63% и составил 14 576 млн рублей.

Рынок лизинга сельхозтехники и скота вырос на 48,12% и достиг 22 884 млн рублей. Столь успешное развитие даже в кризисный период – следствие активной государственной поддержки аграрного сектора. Правительство, признавая эффективность лизинга как инвестиционного инструмента, намерено в дальнейшем оказывать адресную поддержку и в других отраслях экономики за счет предоставления в лизинг оборудования. Что безусловно должно вызвать рост доли государства в структуре собственности в лизинговом секторе.

Еще одной прогнозируемой тенденцией может стать ослабление роли иностранных компаний на российском рынке лизинга. С уверенностью можно сказать, что прихода новых крупных игроков ожидать не стоит, «иностранцев» смущает специфика работы на российском рынке, в первую очередб связанная с неоднозначной политикой в налогооблажении отрасли.

Рынок оборудования сократился на 11,29%  и составил 104 295 млн рублей. Самое серьезное сокращение объемов зафиксировано в сегменте лизинга железнодорожного транспорта на 42,85% до 85 539, 67 млн рублей, связанное с отказом РЖД от использования лизинговых схем. Рынок лизинга железнодорожного транспорта традиционно имеет высокий удельный вес в общем объеме лизинговых сделок, в 2008 году на него пришлось около 24%, в связи с этим его резкое падение оказало существенное влияние на общее снижение объемов лизинга.

Кризис не помешал лизинговым компаниям проводить интенсивную региональную экспансию. Объемы новых контрактов росли практически везде за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Лидерами роста стали Центральный федеральный округ (объем нового бизнеса возрос на 84,15%) и Южный федеральный округ (прирост на 58,5%). Наибольшее падение было отмечено в Москве – на 35,2%.

Отказ от крупных объектов лизинга повлек за собой снижение средней продолжительности договоров. По-прежнему преобладают контракты на срок от 25 до 36 месяцев (около 46% отобщего числа), но она постепенно снижается в пользу более краткосрочных договоров, сроком до 24 месяцев.

Среди тенденций конца 2008 года и имеющих все шансы еще сильнее проявится в 2009 году стоит отметить начавшуюся консолидацию отрасли. Если ранее прогнозировалось, что она пойдет путем классических сделок M&A, то сейчас активизированы иные механизмы – простой уход с рынка небольших игроков, а также скупка лизинговых портфелей крупными компаниями. Публично такой механизм предложила компания Бизнес Альянс.

Также в числе конструктивных последствий кризиса ликвидности – ужесточение кредитной политики компаний и активизация работы с дебиторами.

Содержание исследования:

Введение
Обзор рынка. Общий рейтинг
Структура рынка по договорам. Участники и финансирование лизинговой деятельности
Структура рынка по объектам лизинга. Лизинг Автотранспорта. Рейтинг
Лизинг железнодорожного транспорта, авиатехники и судов. Рейтинг
Лизинг оборудования. Рейтинг
Лизинг сельскохозяйственной техники и племенного скота. Рейтинг
Лизинг недвижимости. Рейтинг
Структура лизинговой деятельности по федеральным округам и субъектам. Москва. Рейтинг
Санкт-Петербург. Рейтинг
Центральный Федеральный Округ (без Москвы). Рейтинг
Северо-Западный федеральный округ (без Санкт-Петербурга). Рейтинг
Дальневосточный федеральный округ. Рейтинг
Приволжский федеральный округ. Рейтинг
Сибирский федеральный округ. Рейтинг
Южный федеральный округ. Рейтинг
Уральский федеральный округ. Рейтинг

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  All-Leasing.Ru

Источник фото:  All-Leasing.Ru
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь