Полина Голомазова: Роль риск-менеджмента в лизинге будет расти


27 ноября 2012

Полина Голомазова

Чем рискуют лизинговые компании?

Этот год ознаменовался рядом существенных изменений, затронувших лизинговую отрасль. Например, недавно были введены новые требования к достаточности капитала банков. Это оказало существенное влияние на банковский сектор, в том числе на финансирование. Банковские кредиты для большинства лизинговых компаний — основной источник фондирования и занимают в их пассивах стабильно порядка 60—70%. В связи с этим стоит ожидать сокращения финансирования небольших лизинговых компаний и стабилизации на рынке крупных лизинговых компаний при банках.

Директор по корпоративному управлению ЗАО «Газпромбанк Лизинг» Полина Голомазова рассказала об изменениях, произошедших на финансовом рынке, риск-менеджменте и тенденциях в передаче «Разговор PRO» на «Эксперт ТВ».

— В чем заключаются изменения?

— С 1 июля этого года вступила в силу новая версия инструкции № 110-И по расчету достаточности капитала банков. В новой редакции по многим группам заемщиков, к которым относится значительная часть корпоративных заемщиков, кроме малого бизнеса, стратегических предприятий, а также по оборонно-промышленному комплексу устанавливаются повышенные коэффициенты риска — 1,5. Таким образом, выгода от работы с заемщиками такого типа заметно уменьшается. Из этой ситуации есть два выхода: либо полностью переориентироваться на розницу и малый бизнес, либо ужесточить условия кредитования. А всем известно, что лизинговые компании с точки зрения формальных показателей у банков никогда не входили в число «любимых клиентов».

ЦБ уже давно объявил движение к базельским принципам, в частности в плане критериев кредитного качества заемщиков. В новой инструкции 110-И предусмотрено важное исключение: при наличии кредитного рейтинга высокого уровня (например, по шкале «Эксперт РА» это уровень рейтинга «А» и выше) повышенный коэффициент риска не применяется по умолчанию.

Второе значимое изменение регулирования: в конце 2012 года вступает в силу новая редакция положения № 254-П. Там также ужесточение по критериям отнесения ссуд к высокой категории качества, но заемщик может переместиться выше, если у него есть рейтинг высокого уровня.

— То есть можно ожидать роста ставок и сокращения объемов кредитования для лизинговых компаний, не имеющих высоких рейтингов?

— В настоящее время все банки озабочены формированием резервов, особенно учитывая то, что в корпоративном секторе заметно уменьшилась маржа. Понятно, что банки будут стремиться работать с теми заемщиками, сотрудничество с которыми не приведет к созданию больших резервов и падению Н1. Следует ожидать, что в ближайшем будущем банки станут выставлять лизинговым компаниям условие о соответствии новым регулятивным требованиям, например об обязательном наличии кредитного рейтинга.

Поэтому можно ожидать повышения внимания лизинговых компаний к своему финансовому состоянию и своей системе риск-менеджмента, что в конечном итоге также является положительным моментом и для наших лизингополучателей, так как рынок станет более надежным и прозрачным.

— То есть можно ожидать усиления роли риск-менеджмента в лизинге?

— Несомненно, у любой крупной лизинговой компании должно быть специальное подразделение, отвечающее за риск-менеджмент, либо коллегиальный орган, на котором рассматриваются ключевые вопросы по установлению лимитов, утверждаются регламенты, правила мониторинга портфеля, валютных рисков, ликвидности. Большинство лизинговых компаний продолжают считать, что банковский подход к риск-менеджменту — это слишком сложно и в таком дорогом удовольствии нет необходимости. Однако то, что риск-менеджмент необходим, особенно остро лизинговые компании ощутили во время и после кризиса.

— А как вы скорректировали ваши подходы к системе риск-менеджмента?

— Наша система риск-менеджмента всегда была построена на сбалансированной оценке рисков финансового состояния лизингополучателей, проектов и ликвидности передаваемого в лизинг имущества. Это обеспечивает стабильность нашего портфеля. В настоящее время уровень просроченной задолженности в портфеле ГЛК «Газпромбанк Лизинг» составляет всего 0,01% — и это самый низкий показатель на рынке лизинга.

— Каким рискам вы уделяете наибольшее внимание и какие меры по их минимизации считаете оптимальными?

— Самый главный риск, который оказывает наибольшее влияние на устойчивость любой лизинговой компании, — это риск нарушения платежной дисциплины лизингополучателем. Чтобы не допустить этого риска, мы проводим анализ финансового положения лизингополучателя (оценивается финансовая устойчивость, структура баланса, анализируются денежные потоки, кредитная история), лимитируем суммы на одного лизингополучателя, а также принимаем дополнительные меры, снижающие риск неплатежа: речь идет о получении гарантий, хеджировании риска неплатежа (страховании, секьюритизации).

— Эти риски являются типичными и для банков. А какие есть специфические риски, характерные только для лизинговой деятельности?

— Конечно, это риски, связанные с самим предметом лизинга, потому что в отличие от банка лизинговая компания предоставляет не только финансовую услугу, но и остается собственником имущества на период действия всего договора.

Таким является маркетинговый риск, то есть потенциальная угроза не найти арендатора на имеющееся (новое или вторичное) оборудование. Этот тип риска присущ в основном оперативному лизингу, который сейчас развивают ряд лизинговых компаний, в том числе и «Газпромбанк Лизинг». Здесь важно понимать предмет лизинга, спрос и возможность продажи объекта сделки по окончании лизингового договора с учетом конъюнктуры рынка.

Риск «оценки ликвидности» имущества можно снизить за счет авансового платежа или иного участия клиента собственными средствами при покупке оборудования, что снизит его покупную стоимость для лизинговой компании. Корректная оценка ликвидности передаваемого в лизинг оборудования предполагает определение потенциальных возможностей его реализации.

— Как известно, в России вторичный рынок слабо развит. Насколько этот факт увеличивает риски лизинговых компаний?

— Вторичный рынок имущества — важный атрибут любого зрелого рынка лизинга, но в России он только в стадии становления. Поэтому важно управлять имущественными рисками и выяснять при анализе сделок такие моменты, как возможности передачи в лизинг данного вида оборудования на разных региональных рынках; существование вторичного рынка для этого вида оборудования; наличие круга потенциальных постоянных клиентов; возможности и стоимость демонтирования оборудования; степень стандартизации данного вида оборудования.

Стоит учитывать, что оборудование, отвечающее изложенным требованиям, легче передать в лизинг, при этом существование вторичного рынка способствует снижению риска для лизингодателя, что, соответственно, снижает стоимость сделки для лизингополучателя и снижает риск лизинговой сделки. Многое также зависит от профессионализма оценщиков и технических экспертов, которые могут профессионально оценить стоимость имущества и его качество.

— Какие возникают риски в процессе эксплуатации лизингового имущества?

— Я бы отнесла сюда риски, относящиеся к материальной сохранности объекта лизинга. Существует риск гибели или невозможности дальнейшей эксплуатации объекта лизинга, который минимизируется путем обязательного страхования каждого объекта сделки в пользу лизинговой компании на срок действия лизингового договора.

Также это риск ускоренного морального старения объекта сделки и досрочного расторжения лизинговых контрактов. При появлении на рынке более совершенного аналога объекта лизинговой сделки лизингополучатель стремится к замене устаревшего оборудования и досрочному расторжению лизингового договора либо заключению контракта по форме возобновляемого лизинга. Основным способом минимизации этого риска является установление безотзывного периода договора, то есть периода, в течение которого договор не может быть расторгнут.

— Какие еще возникают риски в деятельности лизинговой компании?

— Это те риски, которые существуют на уровне всей организации-лизингодателя, а именно риски несбалансированной ликвидности — возможность финансовых потерь, когда лизингодатель не в состоянии рефинансировать свои активные операции, сроки платежей по которым не наступили, за счет привлечения средств на рынке ссудных капиталов. Этим лизинговые компании часто злоупотребляли до кризиса 2008 года. Теперь лизинговые компании стали внимательнее относиться к синхронизации потоков денежных средств во времени и по объектам, созданию резервного фонда, диверсификации пассивных операций.

Процентный риск и валютный риск — эти риски возникают, когда лизинговая компания фиксирует лизинговые платежи при наличии пассивов с плавающими процентными ставками и открытой валютной позицией. Минимизация простая — не допускать возникновения таких ситуаций.

— На лизинговом рынке в отличие от рынка банковского нет регулятора. Какова, на ваш взгляд, роль регулятора в развитии системы риск-менеджмента?

— Развитие культуры риск-менеджмента в финансовых институтах стимулируется уже не только регулятором, но и объективными потребностями рынка. Конкуренция и требования инвесторов и кредиторов — основные движущие силы поступательного развития. Крупнейшие лизинговые компании уже обладают современными системами риск-менеджмента. В лизинговом сообществе разработке стандартов риск-менеджмента уделяется особенное внимание. Сейчас функционирует рабочая группа по риск-менеджменту, созданная Объединенной лизинговой ассоциацией при участии Торгово-промышленной палаты РФ. Ее целью является разработка единых принципов управления рисками для лизинговых компаний. Наши сотрудники являются активными участниками этой группы.

— Вы не упомянули о макроэкономических рисках, связанных с изменением правового и налогового окружения лизинговой деятельности. А этот вопрос сейчас стоит достаточно остро…

— Да, конечно, они существуют. Лизинг не развивается сам по себе, он является частью экономики и зависит от всех происходящих в ней изменений. Самые главные волнения продолжаются вокруг отмены ускоренной амортизации.

Поэтому при планировании своего развития, при выборе стратегических альтернатив лизинговым компаниям необходимо обращать внимание на налоговое и законодательное окружение, так как их изменение может оказать серьезное влияние на эти планы.

— В связи с возможной отменой ускоренной амортизации какие новые сегменты рынка вы для себя видите?

— «Газпромбанк Лизинг», являясь дочерней компанией одного из крупнейших банков страны, как известно, специализируется на лизинге для крупной корпоративной клиентуры. Мы видим, что традиционный финансовый лизинг уже не является единственным продуктом, который может быть интересен нашим клиентам. Обращаясь к западной практике и ориентируясь на потребности рынка, мы сосредоточим свои усилия на развитии наших продуктовых компетенций в части оперативного лизинга, лизинга для сегмента среднего бизнеса, создании совместных программ с производителями имущества, в первую очередь российскими. Это не значит, что мы перестанем работать в сегменте услуг традиционного финансового лизинга; напротив, наша стратегия — это сохранить и укрепить свои позиции в топ-5 российских лизинговых компаний.

Беседовала Наталья АНТИПИНА

См. полную версию интервью в передаче «Разговор PRO» на «Эксперт ТВ»

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  Эксперт ТВ
Источник фото:  Газпромбанк Лизинг Подробнее о компании «Газпромбанк Лизинг»


 



Комментарии:

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь