Сергей Калинин: Формальности не должны превалировать над здравым смыслом


08 апреля 2013

Сергей Калинин

Компания «РЕСО-Лизинг», которая этим летом отметит десятилетие с момента выхода на рынок, анонсировала свой юбилей заблаговременно, запустив в апреле специальную акцию для лизингополучателей. О мотивах и ожиданиях компании в этой связи, взлетах и падениях на протяжении десятилетнего пути и особенностях работы на рынке розничного лизинга рассказал в интервью порталу All-Leasing.Ru директор департамента развития ООО «РЕСО-Лизинг» Сергей Калинин.

— Ваша компания еще в марте анонсировала приуроченную к своему юбилею акцию для клиентов. Мы об этом писали и можем констатировать интерес со стороны читателей; думаю, им захочется узнать дополнительные подробности. Но, наверно, сначала имеет смысл напомнить основные условия спецпредложения.

— Акция «Отличные условия» стартовала в апреле и будет действовать до конца июня. Участником может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы. Предметом лизинга является легковой автотранспорт стоимостью не более 3 миллионов рублей. Минимальный размер аванса по сделкам, заключаемым в рамках акции, составляет 5%. Таким образом, основное преимущество юбилейной акции для наших клиентов — возможность приобретения автомобиля с минимальным отвлечением оборотных средств. Срок лизинга — от 12 до 36 месяцев.

— А какой будет ставка удорожания при авансе в 5%?

— Годовое удорожание сделок в рамках акции может колебаться в диапазоне от 8% до 11,5% в зависимости от срока лизинга и типа графика лизинговых платежей.

— В условиях акции вы указывали, что пятипроцентный минимальный аванс доступен для клиентов, удовлетворяющих условиям скоринга. Можно подробнее об этом? Какие параметры для вас важны в первую очередь, насколько вы в целом «строги» к клиентам?

— В рамках акции компания не отменяет своих принципов оценки рисков по сделке — все-таки мы предоставляем финансовую услугу. Акция несколько отличается от благотворительности. При заключении сделки нас, как и любой банк, предоставляющий кредит, интересует в первую очередь будущая платежеспособность потенциального лизингополучателя. Поэтому первая задача, которая стоит перед розничной лизинговой компанией, — это избежать возможного мошенничества, то есть хищения имущества или денег, вторая — оценить реальность и надежность бизнеса клиента. Конечно, мы учитываем и тип имущества, его ликвидность, что влияет на возможные параметры сделки. Если лизингополучатель уже имеет договоры в нашей компании, то при заключении следующего договора он может воспользоваться продуктом «Партнерский», который также предусматривает выгодные, льготные условия, — при хорошей, правда, платежной дисциплине.

— Вы можете пойти навстречу клиенту, если не все формальные требования удовлетворяются?

— Наша компания всегда старалась быть клиентоориентированной, поэтому внутренние процедуры организованы таким образом, чтобы формальные условия не превалировали над здравым смыслом и над потребностями бизнеса клиента.

— Найти баланс тут, наверно, достаточно сложно…

— Если рассуждать схематично, крупная лизинговая компания — это машина, конвейер, перерабатывающий ресурсы и выдающий на выходе лизинговые продукты. Поскольку на рынке действует много различных факторов, как говорят — вызовов, компания должна реагировать на них должным образом, иначе продукты не будут находить ожидаемого спроса. При этом экономика сделки предполагает, что компания получает лизинговые платежи и из них расплачивается с кредиторами, покрывает издержки, уплачивает налоги, а также создает резервы. Если уровень неплатежей не превышает объема созданных резервов и обеспечивается среднерыночный доход на вложенный учредителями капитал, значит, модель бизнеса, реализуемая в компании, правильная.

— Вы уже оценивали потенциальный экономический эффект от юбилейной акции? На какое увеличение объема продаж рассчитываете?

— Цель акции — не увеличение объема продаж в результате снижения аванса, поэтому и экономический эффект мы не просчитывали. Наша основная цель — сделать что-то, чтобы наши клиенты — и действующие, и потенциальные — ощутили вместе с нами атмосферу праздника и радости от того, что бизнес, созданный десять лет назад, приносит пользу многим предпринимателям и служит развитию экономики в целом.

— Скоро будет десять лет, как вы на рынке, — как менялась динамика бизнеса за это время, когда было сложнее всего?

— Наверно, не буду оригинальным, если скажу, что самым тяжелым периодом в жизни компании был финансовый кризис 2008—2009 годов. Тогда было принято нелегкое решение о приостановлении лизинговых операций (с октября по март), сокращении персонала и одновременно о сохранении филиальной сети. Последствия того кризиса мы ощущаем до сих пор через вынужденную реструктуризацию платежей и списание безнадежных долгов. Только в 2012 году отношение дебиторской задолженности (включающей и «плохие» долги) к лизинговому портфелю показало ощутимое снижение — отчасти за счет роста объемов бизнеса, отчасти за счет снижения абсолютной величины задолженности в результате непрерывной целенаправленной работы.

До удачного 2007 года включительно развитие лизинга в РФ шло по нарастающей. Я называю это время периодом «лизингового романтизма», когда рынок бурно растет, спрос на лизинг превышает предложение, развивается численно и качественно филиальная сеть. После 2009 года было трудное восстановление, переход к розничной модели, перенастройка всего механизма бизнеса, начиная с изменения IT-системы и заканчивая построением процесса внутреннего обучения персонала.

Кризис научил нас многому, в том числе изменил менталитет как руководства, так и всех сотрудников. Сейчас мы относимся к бизнесу более ответственно и сдержанно. Наверно, поэтому рыночная доля нашей компании постоянно растет.

— А в целом лизинговому рынку какую динамику прогнозируете на ближайшее будущее?

— Думаю, что 2013 год будет для лизинговой отрасли аналогичен по своему сдержанному развитию прошедшему году, когда относительный рост составил всего 7% в денежном выражении.

— Какие проблемы сейчас наиболее актуальны для рынка лизинга?

— Лизинг уже прочно вписался в структуру системы обновления основных фондов в стране, поэтому на его развитие оказывают воздействие общеэкономические факторы. Безусловно, негативным фактором является достаточно высокая ставка корпоративного финансирования, на сегодня это 11—12% годовых. Почему она такая высокая? Многие хотели бы знать правдивый ответ.

— Отчитываясь об итогах 2012 года, ваша компания сообщила об увеличении диверсификации бизнеса. В чем это выразилось?

— Диверсификация бизнеса в приложении к лизингу означает, что риски, как имущественные, так и финансовые, распределены по многим сегментам рынка. Это повышает устойчивость компании в периоды спада экономической активности. Говоря по-простому, должен соблюдаться принцип — «не класть все яйца в одну корзину». Поэтому «РЕСО-Лизинг» избрал своей моделью бизнеса розничный лизинг, то есть сделки заключаются преимущественно небольшие по объему, но их много. Такая модель более устойчива, но более сложна и трудозатратна. Если говорить об усилении диверсификации в нашей компании, то наиболее показательным является снижение средней суммы договора при одновременном увеличении числа сделок.

— Сегодня многие компании, ранее делавшие акцент на работе с крупными корпоративными клиентами, начали активно интересоваться тем сегментом, в котором работает ваша компания, — малым и средним бизнесом, индивидуальными предпринимателями. Ощущаете ли вы усиление конкуренции в розничном лизинге?

— Действительно, наша компания работает преимущественно в сфере малого и среднего бизнеса (более 80% портфеля). И здесь имеется два основополагающих фактора, которые необходимо учитывать, чтобы добиться успеха. Первый — это более высокая степень риска, и с этим нужно уметь работать. Второй — иная организация бизнеса в компании. Поэтому если компания, даже уважаемая, но работавшая в среде крупного корпоративного бизнеса или кэптивная, решит, что надо идти в розницу, с ходу у нее это вряд ли получится. Но конкуренция в розничном лизинге, действительно, возрастает. Выиграет тот, кто сможет лучше организовать свою технологию, не потеряв при этом клиентоориентированности.

— А вы что планируете делать для удержания и укрепления позиций на этом рынке?

— Мы уже говорили про конвейер, выпускающий лизинговые продукты и штампующий сделки. Этот конвейер должен быть организован так, чтобы продукты были конкурентоспособны, и работать без сбоев. А это невозможно без специально обученного персонала и специализированных программных средств. На рынке уже сейчас ощущается нехватка лизинговых специалистов, тем более розничного направления. Да и откуда им взяться, ведь этот сегмент очень узкий: реально розничных компаний в России всего 10—15 штук. Поэтому мы создали у себя в компании мини-школу лизинга, которую планируем всемерно развивать. Насколько мне известно, и другие крупные лизинговые операторы озабочены этой проблемой и решают ее аналогично.

Кроме того, не секрет, что большую долю бизнеса лизинговым компаниям приносят поставщики. И в ряде случаев из этого пытаются извлечь монопольную прибыль. Мы, тесно работая с поставщиками, также развиваем свою агентскую сеть: на сегодня у нас заключено около 1 100 агентских договоров как с организациями, так и с физическими лицами.

— Могут ли предприниматели в условиях роста конкуренции в сегменте лизинга рассчитывать на смягчение базовых условий у вас и в целом по рынку?

— На мой взгляд, лизинговое предложение на сегодня, в том числе для МСП, весьма либерально. Вот мы в рамках акции уменьшили аванс до 5%, куда уж ниже! С этого года отменен налог на имущество, значит, сделка стала дешевле. Дальнейшее улучшение предложения связано с уровнем банковской ставки, по которой смогут кредитоваться лизинговые компании. Но это уже вопрос макроэкономики, и тут лизинговый сектор находится в позиции ведомого.

Вопросы задавала Ася ШАЛИМОВА

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Источник:  All-Leasing.Ru
Источник фото:  РЕСО-Лизинг Подробнее о компании «РЕСО-Лизинг»


 



Комментарии:

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь