Рустам Назаров: О развитии рынка автомобильного лизинга


3 034
26 сентября 2019

Рустам Назаров

Одной из отличительных черт автолизинга является трансляция особых условий приобретения автомобилей — скидки могут достигать 20% и даже более.

О развитии рынка автомобильного лизинга, господдержке и планах компании рассказал порталу All-leasing заместитель директора департамента продаж «Газпромбанк Автолизинг».

— Российский авторынок переживает спад: в январе-июне сегмент легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 2,4%, а грузовиков — на 6%. Как в этой ситуации чувствует себя автолизинг?

— Из-за роста цен на автомобили: за последний год — на 5–12% в зависимости от типа техники, марки и модели, вызванного, в том числе увеличением НДС, продажи действительно демонстрируют негативный тренд. Отложенный спрос не помогает — срок владения автомобилем продолжает увеличиваться. Потому что объемы господдержки (в основном автокредитования) сократились, а ведь они были ключевым драйвером восстановления рынка, которое мы фиксировали последние 2–3 года, когда каждый второй проданный новый автомобиль был кредитным.

В корпоративном сегменте при этом динамика нулевая. Доля лизинговых сделок в нем составляет около 60%, причем, по нашим оценкам, до конца года сегмент продемонстрирует уверенный рост — в пределах 20%. Причин несколько. Главная — бизнесу некогда ждать, машины нужны здесь и сейчас. Он считает деньги и затраченное время, анализирует преимущества автолизинга перед автокредитованием (быстрое рассмотрение, гибкая система платежей, скидки от производителей, ускоренная амортизация и оптимизация налогообложения, допуслуги) и отправляется в дилерские центры с целью обновить/пополнить автопарк.

— Участвует ли «Газпромбанк Автолизинг» в государственных программах поддержки? Что вы можете сказать об их эффективности? Какие результаты?

— Наша компания как один из значимых игроков рынка также является провайдером мер поддержки автопрома. При этом важно понимать, что субсидирование — это компенсация негативных тенденций в экономике страны в целом: падение покупательской активности ввиду роста отпускных цен на фоне низкой волатильности рубля. Все это заставляет население концентрировать расходы вокруг товаров первой необходимости, в кои автомобили не попадают. В корпоративном сегменте ситуация схожая, просто вместо хлеба и лекарств здесь — заплаты сотрудников, аренда площадей, коммуналка и закупка сырья для производства.

Государство на этом фоне вносит свою лепту в поддержку спроса. Начало года характеризовалось первой волной субсидирования рынка автолизинга (старт в феврале), когда на эти цели было выделено 4 млрд рублей. На них удалось реализовать дополнительно 11,8 тыс. единиц техники. В июле поддержка авторынка была возобновлена, поэтому по итогам года, как мы ожидаем, каждая десятая сделка финансовой аренды автомобилей будет с использованием средств господдержки. Напомню, речь идет о скидке на аванс по договору в размере 12,5%.

— Какова динамика автолизинга в России за последние годы? И что происходит с долей этого типа сделок в общих продажах техники?

— По итогам года, как уже говорилось выше, рост рынка составит 20%, однако в 2017–2018 годах он активнее набирал обороты — более 50% ежегодно. При этом доля лизинговых сделок в продажах легковых автомобилей за первое полугодие увеличилась с 9% до 10% (в грузовой технике этот показатель традиционно высок) на фоне сокращения общего количества проданных машин.

Что тем не менее внушает оптимизм, так это сохраняющийся отложенный спрос, который удовлетворен далеко не полностью. Да и проникновение лизинга на российском авторынке пока отстает от европейских (в среднем 30%) и американских (около 60%) показателей.

— Какие спецпредложения с автомобильными брендами дают наилучший результат?

— Одной из отличительных черт автолизинга является трансляция особых условий приобретения автомобилей — скидки могут достигать 20% и даже более. Так, в нашем случае специальные условия по марке Cadillac предполагают скидку на некоторые модели в размере 21%. Но это не единственная возможность для клиента сэкономить при покупке автомобиля в лизинг. К скидкам от автопроизводителей суммируются условия госпрограммы по поддержке автопрома, а также наша скидка в 2% за своевременное внесение платежей по договору. Итоговая экономия выходит существенная! Заметьте, все это без отвлечения средств из оборота компании...

— Какие марки и модели автомобилей вы можете отнести к популярным при покупке в лизинг независимо от специальных акций компании?

— Можем обратиться к статистике наших продаж с начала года. В легковом сегменте топ-3 выглядит следующим образом: Lada — 15,6%, Toyota — 11,8%, BMW — 7,9%. В сегменте легкой коммерческой техники абсолютным лидером является ГАЗ (51,4%), за которым следуют Ford (27,6%) и Lada (7,7%). Наконец, среди грузовиков первенство за продукцией «Горьковского автозавода» (28,8%), который обгоняет КАМАЗ (17,4%) и Isuzu (15,4%).

— Наблюдаете ли вы усиление интереса клиентов к операционному лизингу? Какие компании заинтересованы в этом виде лизинга?

— На автомобильный сегмент приходятся считанные сделки операционного лизинга, да и в целом доля оперлизинга в общем объеме финансовой аренды техники снижается второй год подряд и уже опустилась ниже 10% из-за сокращения числа сделок по продаже самолетов. Этот вид лизинга по-прежнему остается нишевым и в основном подходит для авиа-, ж/д- и морской техники (более 90% во всем оперлизинге), где амортизационный период больше, а значит, и риски для лизингодателя ниже.

— Ваша компания много внимания уделяет онлайн-сервисам. Какие новые возможности это предоставляет клиентам — потенциальным и действующим?

— Мы сразу сделали ставку на цифровизацию бизнеса: создали быстрые продукты (одобряем сделку за день без оценки деятельности компании по двум документам) и удобные инструменты. Например, в нашем «Автомаркете» представлены более 100 тыс. моделей авто, которые можно фильтровать на любой вкус. По ним прямо в личном кабинете пользователя рассчитываются программы финансирования, клиент сравнивает и выбирает оптимальное для себя решение, получает одобрение и коммерческое предложение, а также заключает договор в режиме онлайн при помощи электронной цифровой подписи. Иными словами, не вставая с рабочего места. Ему остается лишь приехать в дилерский центр за машиной. За этим, на наш взгляд, будущее.

— Общий вопрос: какие планы у «Газпромбанк Автолизинга» в ближайшие годы?

— Нам всего год, но за этот короткий срок мы успели открыть офисы в 19 городах по всей России, и в будущем году региональная экспансия продолжится. Мы планируем достичь 10 млрд рублей по портфелю до конца года. Если переводить эту цифру в долю рынка, то это около 3% по России. А за последующие три года мы видим себя в топ-5 лизинговых компаний России в сегменте автолизинга. Это достаточно амбициозная, но вполне достижимая цель. Напомню, в последнем рейтинге «Эксперт РА» за 1 полугодие 2019 года было представлено 90 компаний, оперирующих в автолизинге.

Задача на ближайшее время — перевести больше сделок в онлайн, объяснив клиентам все преимущества электронного документооборота. Среди них, напомню, мгновенный обмен документами, сокращение времени на их ввод во внутреннюю систему, снижение количества ошибок, а также экономия на курьерских и прочих услугах. Если говорить о продуктовом портфеле, то перспективным направлением нам представляется спецтехника ввиду стабильного спроса и продолжающейся господдержки (в этом году — 2,1 млрд рублей). К слову, «Газпромбанк Автолизинг» впервые аккредитован Минпромторгом для участия в субсидировании сделок по этому типу техники.

Подробнее о компании «Газпромбанк Лизинг»


 



Комментарии:

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь