Павел Кудрявцев: Как проверить китайского поставщика


2 242
18 декабря 2019

Павел Кудрявцев

Интерес к Китаю как производителю и поставщику технологического оборудования растет. О том, как убедиться в надежности будущего партнера и чем в этом может помочь Торгово-промышленная палата Российской Федерации портал All-leasing беседует с региональным представителем ТПП России в Восточной Азии (г.Пекин) Павлом Кудрявцевым.

— Павел Александрович, бурное развитие китайской экономики вывело эту страну в одного из лидеров машиностроения. Но если европейские производители имеют за плечами многолетнюю историю и проверенную репутацию, то разобраться, насколько китайский партнер надежен, не так-то просто.

— Поиск надежного партнера в Китае — действительно важный этап в работе российского импортера. Дело в том, что в Китае много посредников, которые позиционируют себя как производители. Поэтому проверка — необходимое условие при вхождении в сделку. И одна из задач представительств ТПП РФ в Пекине и Шанхае — рекомендовать российским предпринимателям надежного партнера.

На самом деле, первый этап отбора выглядит достаточно просто.

Дело в том, что при регистрации компании в Китае нельзя, в отличие от России, написать десяток видов деятельности, мол, там видно будет, что пойдет. И при этом еще иметь уставный капитал в 10 000 рублей. Здесь государство при регистрации ставит следующие условия — каждый вид деятельности оценивается определенной суммой уставного капитала. Производишь оборудование — имей в уставном капитале сумму, адекватную этому виду деятельности. Собираешься параллельно с производством оборудования тапочками торговать — вноси в уставный капитал дополнительную сумму. То есть прописан и финансово подтвержден каждый вид деятельности китайского предприятия. Это как минимум помогает понять, имеем ли мы дело с посредником или с реальным производителем.

Информация такого рода аккумулируется в управлениях по регулированию рынка — УРР, Bureau of market supervision and administration (бывшие Торгово-промышленные управления), которые есть в каждой провинции и в каждом административном центре республики. Следует отметить, что при регистрации предприятия в самом его названии уже заложена базовая информация. Например, в случае с Beijing Dongfeng Import-Export Trade Company Ltd. уже из названия понятно, что компания имеет ограниченную ответственность, зарегистрирована в Пекине, называется Dongfeng, занимается торговлей, в том числе на канале ВЭД. Более полную информацию, включая сведения о дате регистрации, учредителях, размере уставного капитала, наличии лицензий, производственных мощностей и т.д. можно найти на сайте соответствующего регионального отделения УРР. Это те минимальные сведения, которые позволяют понять, с кем вы имеете дело — с посредником или с производителем. Но тут, конечно, возникает проблема языкового барьера.

— Да, это серьезное препятствие. И, думаю, подстрочным переводом не обойтись — специфику страны знать надо. Ваше представительство может помочь отечественным предпринимателям?

— Да, конечно. За информацией из УРР представители бизнеса и лизинговые компании могут обратиться к нам. Региональное представительство ТПП РФ в Восточной Азии оказывает информационную и консультационную поддержку отечественным предпринимателям. Правда, при это необходимо быть членом Палаты.

Можно обратиться и к иным информационным ресурсам. К примеру, китайский портал QiChaCha (https://www.qichacha.com) — аналог российского ресурса «Контур-Фокус» содержит информацию о финансовом состоянии компании и дает по нескольким агрегированным показателям оценку ее надежности.

Но если сделка действительно крупная, то я бы рекомендовал до подписания контракта обратиться к услугам юридических или консалтинговых агентств на территории КНР, занимающихся профессиональной оценкой устойчивости и надежности производителя. Главная цель такой углубленной проверки — это в первую очередь получение информации о кредитно-финансовом положении китайского партнёра. В будущем по мере развития в Китае системы социального рейтинга такие сведения, как представляется, можно будет получить и на открытых информационных ресурсах.

— А каковы наиболее распространенные заблуждения наших предпринимателей, впервые выходящих на китайский рынок?

— Дело в том, что российские предприниматели живут в некой устаревшей парадигме, предполагая, что в Китае все стоит копейки. Это не так. Здесь достаточно высоки издержки, в том числе на электроэнергию, оплату труда, экологические мероприятия. Поэтому производственная линия из Китая от производителя, который гарантирует практически европейское качество, постпродажное обслуживание, пуско-наладочные работы в целом соответствует ценам на европейские аналоги.

Но если вам предлагают оборудование по цене в два раза ниже — стоит задуматься. Дело в том, что в Китае есть настоящие индустриальные гиганты, вполне конкурентоспособные на мировом рынке оборудования. И есть маленькие, полукустарные предприятия с чрезвычайно низким качеством продукции. Они действительно предлагают достаточно низкие цены.

— Вернемся к национальным особенностям. Общеизвестно, что переговоры с восточным соседом ведутся долго. А к чему еще надо быть готовым?

— К тому, что на первой встрече вы не услышите «нет». О чем бы ни зашла речь, на все вопросы вам ответят «да». Можно ли получить оборудование в такой комплектации? — да. Можно ли с таким авансом? — да Можно ли в кредит? — да. И российский предприниматель думает, что он провел крайне конструктивные переговоры и добился от китайских коллег весьма выгодных условий. Но потом выясняется, что и комплектация не совсем та, и про аванс нас неправильно поняли. Так что китайское «да» в рамках переговоров — это еще не выход на сделку.

А в целом китайцы переняли от европейцев очень многие модели поведения, поэтому будьте готовы к переговорам на высоком профессиональном уровне. Стереотипам здесь уже не место.




 



Комментарии:

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь