Джорджо Парола: Финансовые ресурсы должны быть доступны всем


1 270
20 октября 2021

Джорджо Парола

Джорджо Парола, генеральный директор компании МК лизинг, о том, что мир состоит не только из экономики

— Давайте сразу скажем читателю, что МК лизинг, которую еще недавно на рынке знали как «Национальную лизинговую» — компания с итальянскими корнями. А экономика Италии, как известно, опирается на малый семейный бизнес. И мне кажется, МК лизингу удается транслировать у нас итальянскую политику в области малого предпринимательства. Хотя в России никак не получается сделать его важной частью национальной экономики.

— Я не совсем соглашусь, что в России не получается. Если вы сравниваете с Италией, то там малый бизнес начал активно развиваться после второй мировой войны. Восемьдесят лет развивается! А в России — последние двадцать-двадцать пять лет. Это как сравнивать спортсмена и человека, который только начал тренироваться. Кроме того, в России много природных ресурсов, а в Италии — нет. Поэтому у нас просто других вариантов не было. Но и в России сегодня много внимания уделяется малому бизнесу. Посмотрите, какие серьезные меры поддержки были реализованы в прошлом году на фоне ковидного кризиса. Потому что все понимают — для экономики это очень важно. А признать важность проблемы — это уже половина ее решения. Я в отношении России оптимист. Да, малый бизнес у нас не развивается такими темпами, как хотелось бы. Но он живучий! И знаете, во время ковида — а это была такая проверка для всех финансовых организаций — наши клиенты показали себя лучше, чем клиенты из других сегментов. В МК-лизинге количество проблемных сделок на пальцах одной руки посчитать можно было. Представляете? Мы после этого еще больше верим в российский малый бизнес.

— Вы одна из немногих компаний, которая берется за сделки с оборудованием, в которых стоимость предмета лизинга меньше миллиона. Не хочу показаться человеком, который считает деньги в чужом кармане, но если станок стоит 500 тысяч, то получается, что маржа компании порядка 50 тысяч? Разве выгодно?

— Мир состоит не только из экономики. Такие сделки — не только выгодно, но еще и правильно. Финансовые ресурсы должны быть доступны всем. Микробизнесу не всегда нужны большие инвестиции. Сегодня на 500 тысяч, завтра, может быть, на миллион. Поэтому маленькие сделки — это нормально. Конечно, для лизинговой компании маржинальность такой сделки в абсолютных значениях невелика. Но при хорошем уровне автоматизации бизнес-процессов лизингодателя это все равно выгодно. И, повторюсь, правильно. У нас количество повторных клиентов достаточно высокое — более 30 процентов. А всего за последние два года мы профинансировали почти 2 500 уникальных клиентов. И это несмотря на то, что в период ковида люди были осторожны в инвестициях. При этом дефолтность сделок очень мала. Думаю потому, что оборудование — это вложение в развитие компании, это сердце бизнеса. И лизингополучатели стараются приложить все силы, чтобы исполнить обязательства по договору, не допустить дефолта.

— Вы поэтому выбрали оборудование?

— Два года назад, разрабатывая новую стратегию развития компании, мы сделали ставку именно на оборудование для малого и микробизнеса. Три аргумента были в пользу этой стратегии. Во-первых, на уровне холдинга у нас было понимание того, как живет микробизнес, кто наш клиент. Во-вторых, в таком популярном виде лизинга как автотранспорт очень высока конкуренция. В оборудовании — меньше. И в-третьих, инвестиции в оборудование имеют и социальный аспект. На смену старым станкам приходят новые, более экологичные, более производительные. Это повышает качество продукции, условия труда.

— Но ведь и рисков больше! Вы реализовываете какой-то особый риск-менеджмент?

— К сожалению, какой то «золотой» формулы успеха не существует. Мы смотрим на опыт предпринимателя, на каком рынке он работает. Наши компетенции позволяют понять, какие микробизнесы наиболее устойчивы. Так что учитываются все факторы, даже то, как предприниматель рассказывает о своем бизнесе, насколько глубоко он в нем разбирается.

— А каковы источники финансирования лизинговых сделок?

— Есть некоторая доля материнского финансирования и займы у банков. Заимствуя у банков мы должны им доказать, что наши клиенты надежны. Банки, не будем скрывать, недоверчиво относятся к кредитованию производства, даже через лизинговую компанию. Они ссылаются на свой печальный опыт работы с малым и производственным бизнесом. А тут мы просим кредит на то, чтобы финансировать производственные проекты микробизнеса. Это поначалу вызывало, скажем так, недоверие. Но наши финансовые результаты показывают, что мы умеем работать с такими клиентами. И если год назад кредитную линию нам открыл один банк, то в этом году — уже четыре.

— Традиционный вопрос: какие планы по развитию компании?

— Мы хотим быть более эффективными для наших клиентов. Мы должны быть для клиентов ближе, быстрее, удобнее. Поэтому будем инвестировать в первую очередь в IT-технологии. Пойдем ли мы в другие сегменты? Скорее это будут сделки, направленные на обслуживание потребностей наших клиентов. То есть, мы не планируем выходить на рынок автолизинга, но если нашему клиенту потребуется автомобиль, мы готовы оперативно заключить с ним договор. Допускаю, что в портфеле у нас будет 10-15% автотранспорта, спецтехники или разовые сделки с недвижимостью. Но это не новое направление работы, а политика лояльности. Уже одобренному клиенту проще и быстрее заключить договор на транспорт или спецтехнику именно у нас.

— В конкурентной борьбе, показывает опыт, важным фактором являются сроки. Малый бизнес мобилен, он не планирует потребности на пять лет вперед. Такой же мобильности ждет от партнеров.

— Сегодня средний срок финансирования сделки — 2,5 дня. Если клиент в понедельник утром предоставит полный комплект документов, то в среду он сможет забирать свое оборудование. А само решение получает за один рабочий день. Наша цель — сократить этот цикл до одного рабочего дня: принятие решения, подготовка и подписания договора, оплата оборудования — все за один рабочий день. Вручную это сделать нереально. Поэтому сейчас много сил и средств тратим на автоматизацию. Мы знаем, как это сделать. Наша компания смогла реализовать такой подход в других странах — Белоруссии, Узбекистане.

— Узбекистане?! Быстрее чем в России?

— А чему вы удивляетесь? В Узбекистане — за один день. В Белоруссии — за полдня. В Италии сложнее. Мы там начали работу совсем недавно, несколько месяцев назад. И потом там большие проблемы с бюрократией.

— Неужели больше, чем в России?

— Даже не сравнивайте. В Италии на каждый шаг требуется по три бумаги, а на эти три еще три... А по бизнес-модели в Белоруссии — мы там начали работу 11 лет назад, поэтому смогли реализовать свое представление о том, как должна работать компания для микробизнеса. В России будет так, просто потребуется время.

— Но и географический фактор тоже важен. Все-таки восемь часовых поясов, расстояния...

— Поэтому мы думаем, как приблизить клиентов из Сибири и Дальнего Востока, не открывая там филиалов. Да, я опять про IT-решения. Думаю, через несколько месяцев мы сможем предложить потенциальным клиентам из Сибири более активное сотрудничество.

Знаете, мы хотим, чтобы предприниматели воспринимали нас как партнера, предоставляющего стабильную финансовую поддержку.

— Ведь в вашу бизнес-группу входят компании по факторингу и микрофинансированию бизнеса.

— Да, в скором будущем мы будем предлагать комплексные решения для микробизнеса — лизинг, факторинг и возможность быстро получить займ на оборотные средства.

Подробнее о компании «МК Лизинг»


 



Комментарии:

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь