Модуль Леасофт БКИ

Алексей Андрющенко: За последние два года на рынок вышла и была реализована еще одна годовая емкость техники


06 мая 2025

Алексей Андрющенко

У лизинговых компаний растет сток. И это становится управленческой и финансовой проблемой, хотя рост дефолтных сделок сопровождал все предыдущие кризисы. С Алексеем Андрющенко, исполнительным директором компании СТОУН ХХI портал All leasing беседует о причинах и особенностях затоваривания изъятой техникой.

- Если обратится к опыту прошлых лет, то компании, в чьем портфеле превалировал автотранспорт, выходили из кризисов без существенных финансовых проблем. Чем вызвана сегодняшняя ситуация, при которой продать изъятое стало задачей номер один для многих компаний?

- На мой взгляд текущий кризис по своим характеристикам ближе всего к тому, что отрасль пережила в 2008-2009 годах. Но отличия есть и они существенные. В 2008, особенно если говорить о сегменте грузового транспорта, мы в основном покупали иностранную технику, которая была привязана в ведущим валютам – доллару и евро. В период кризиса национальная валюта девальвировалась и стоимость техники в рублях действительно вырастала.

Но, напомню, накануне кризиса, в 2007 году все участники рынка отмечали, что в ходе конкурентной борьбы сроки договоров увеличиваются, авансы существенно сокращаются. На растущем рынке это казалось правильным. Но наступил 2008 год, транспортная отрасль «легла» и стоки лизинговых стали активно расти. Но даже при том, что с реализацией изъятой техники были проблемы по срокам, в рублях тот же грузовик с пробегом стал стоить дороже своей цены по первоначальному договору купли-продажи.

Поэтому, когда почти вся изъятая техника так или иначе нашла своего покупателя, лизинговые компании получили или минимальный убыток или даже некоторую прибыль.

Сейчас мы находимся в другой ситуацию. В последние годы приобреталась, в основном, китайская техника, а крупные лизинговые компании активно продвигали продукт с нулевым авансом и на срок до семи лет.

Теперь смотрите, что получается. У нас в России в 2023 году было продано 140 тысяч средних и тяжелых грузовиков. В 2024 – 125 тысяч. Хотя нормальная емкость для нашего рынка 90, максимум - 100 тысяч. То есть в 2023 году рынок получил транспорта с переизбытком примерно на 50 тысяч единиц, а в 2024 – еще на 35 тысяч. За счет того, что лизинговые компании раздавали автотранспорт с нулевым авансом и при минимальных требованьях к клиенту, на рынок вышла и была реализована еще одна годовая емкость техники.

- То есть, в азарте конкурентной борьбы отрасль оказала себе медвежью услугу?

- Да. И, в том числе, благодаря этому на рынок автоперевозок вышло много новых компаний, в основном малого и микробизнеса. Как сказал один коллега в ходе автотранспортной конференции, «многие думают, что даже одиннадцатилетний ребенок может заниматься грузоперевозками». В результате предложение на рынке грузоперевозок выросло над спросом. Тарифы стали снижаться при том, что себестоимость у профессиональных перевозчиков только росла за счет роста стоимости фондирования и инфляционных факторов. Отсюда – массовые дефолты, которые создают стоки лизинговых компаний.

За это же время рубль к юаню укрепился и новая техника стала дешеветь. Роста стоимости изъятой техники за счет девальвации рубля в таких условиях не может быть. В результате, по моим подсчетам, в стоках лизинговых компаний порядка 20 тысяч единиц только грузовой техники 2022-2024 годов выпуска. Поэтому предложение на вторичном рынке существенно превышает спрос.

- Сергей Целиков из авторитетного «Автостата» говорит, что на вторичном рынке покупатели предпочитают «китайцам» «европейцев».

- Аналогичная лизинговому рынку ситуация и в сегменте дилерских продаж. Нераспроданный сток растет. Поставщики закредитованы, поскольку импорт из Китая практически везде по 100% предоплате. Отсюда – снижение цен в дилерских центрах и на новую технику и на машины с пробегом.

- То есть, новый китайский транспорт можно найти по цене дешевле, чем с пробегом у лизинговых компаний…

- На фоне этого лизинговым компаниям выйти в плюс по сравнению с 2008 годом намного сложнее.

По моей оценке, сток активно перестанет расти месяца через 3-4, выйдя на плато с объемом порядка 35-40 тысяч.. Сейчас он пополняется парком, переданным в лизинг с нулевыми авансами и минимальными требованию к клиенту. Вот этот поток иссякнет, по моим ощущениям, к осени. А вот сколько потребуется времени, чтобы возник устойчивый спрос на покупку новой техники и техники с пробегом, сказать сложнее, сначала должен выровняться рынок грузоперевозки. По аналогии с прежними спадами, это произойдет месяцев через шесть, не раньше. Но это без учета всех внешних факторов, которые могут оказать существенное влияние на наш рынок.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru




 



Комментарии:

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь